ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Циклические процессы на языке программирования Pascal


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Циклические процессы на языке программирования Pascal
1.ФИО: Маховых Алла Алексеевна
2.Место работы: МБОУ города Мценска «Гимназия»
3.Должность: учитель информатики и ИКТ
4.Предмет: информатика и ИКТ
5.Класс: 9
6.Тема и номер урока в теме: Циклические процессы на языке программирования Pascal №2
7.Базовый учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ И.Г Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова -3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.-341с.: ил.
8.Цель урока: познакомить учащихся с применением циклов в среде программирования Pascal ABC
9. Задачи:
- обучающие: проконтролировать уровень усвоения материала по теме: “ Циклические операторы, виды циклов”, научиться решать задачи с использованием циклических конструкций.
-развивающие: развивать умение анализировать, обобщать и применять теоретический материал для реализации программ,показать специфику применения команды повторения при решении конкретных задач.
-воспитательные: воспитание познавательной потребности, интереса к данной теме, к получению новых знаний, определение значения и применения возможности использования циклических конструкций для решения задач.
Тип урока: закрепление материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с операционной системой Linux или Windows, подключенные к сети Интернет, с установленным ОМС – плеером, мультимедиа-проектор, экран.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап
урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Время (в мин)
1 2 3 4 5 6
Организационный момент «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами переходим к закреплению теоретического материала и решению задач по теме: «Циклы».
Такое в природе частенько бывает
Ночь-день, а день-ночь многократно сменяет
И дни у недели идут друг за другом,
А месяцы года меняются кругом,
И эта цепочка ведь не прервется.
Явление это циклом зовется
Программы, в которых такое случается,
Также циклическими называются.
Открываем тетради, записываем дату и тему урока.»Внимательно слушают учителя,
записывают дату и тему урока в тетрадь «Решение задач с использованием циклических конструкций» 2
2.
3.
Фронтальная беседа с учащимися
Решение задач
а) устная работа
Циклические операторы на Паскале (N 125831)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f8c026a-a2b6-40ea-b5bc-14557e4d5200/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19Демонстрационный пример программы на Паскале,реализующей циклический алгоритм (N 126142)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/90028693-885c-4088-99ff-31d95d980e5c/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19 На прошлом уроке мы изучили три разновидности цикла в языке программирования Паскаль. Назовите их?
Каждая из трех разновидностей цикла имеет свои особенности, для каждой из них есть свой круг задач, наиболее естественно решаемых именно с ее помощью.
Расскажите этапы работы каждого из циклов:
Цикл с предусловием :И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин
И говорю я ей ПОКА!
В теле цикла должны быть операторы, которые в какой-то момент изменят значение условия, сделав его ложным. Если этого не случится, цикл будет бесконечным. При возникновении в программе бесконечного цикла говорят, что программа “зациклилась”. Зациклившуюся программу приходится останавливать одновременным нажатием клавиш CtrL + Break, иначе она будет выполняться вечно (точнее, до первого отключения компьютера).
-Следующая разновидность цикла- цикл с постусловием.
-Цикл с параметром (со счетчиком) арифметический
Если часы пробили тринадцать раз, то это не только означает, что тринадцатый удар был неверным.
Он порождает сомнения в верности каждого из первых двенадцати ударов».
(правило Мастерса)
Обобщения учителя : 1) оценить знания отвечающих учеников
систематизировать материал на примере презентации:
389881123123

Рекомендации учителя для решения задач:
Какую разновидность цикла лучше выбрать при решении задач в каждом конкретном случае?
Использовать цикл for в том случае, когда точно знаете, сколько раз должно быть выполнено тело цикла.
Используйте цикл repeat, если необходимо, чтобы тело цикла выполнялось по крайней мере один раз.
Используйте цикл while, если необходимо, чтобы проверка была произведена прежде, чем будет выполняться тело цикла.
Разбор задачи :Вычисление факториала числа(вводится понятие факториала: произведение подряд идущих чисел), продумать с уч-ся ввод данных и просчитать результат на выходе,например 3!=1*2*3=6
22536378839 Ответы уч-ся:
-Цикл с предусловием (цикл “пока” – whi1е);
-Цикл с постусловием (цикл “до тех пор, пока” repeat...unti1);
-Цикл с параметром (со счетчиком) (цикл “для” – for ... to / downto);
Отвечают теоретический материал :Цикл с предусловием выполняется до тех пор, пока истинно условие в заголовке цикла, причем оно проверяется вначале, потом исполняется оператор. Переменным, входящим в условие, должны быть присвоены определенные значения до входа в цикл.
Здесь вначале выполняется группа операторов, а потом производится проверка, следует ли вновь повторить эту группу. Если условие ложно, выполнение цикла повторяется, иначе – заканчивается.
При выполнении оператора for сначала вычисляется значение выражения начальное_значение, затем вычисляется значение выражения конечное_значение, далее управляющая переменная цикла последовательно пробегает все значения от начального до конечного. В том случае, когда начальное значение оказывается больше конечного значения, тело цикла не будет выполняться вовсе. Начальное и конечное значения остаются неизменными в ходе выполнения всего цикла fог.Параметр цикла i, если он целого типа, пробегает все значения с приращением 1, и его текущее значение не должно изменяться операторами внутри цикла. Такое изменение
не запрещено правилами языка, но его последствия будут непредсказуемы. После завершения цикла параметр i считается неопределенным.
Просмотр презентации, можно задавать вопросы, возникающие по ходу демонстрации.
Записи в тетрадях по ходу разбора задач
10
3
15
б) Практическая работа на ПК
Демонстрационный пример программы на Паскале,реализующей алгоритм Евклида
(N 125842)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b94aea0-81e3-4ad5-94f0-55ec688ad2ba/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19Цикл с параметром в программе на Паскале
(N 125851)
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/39db3e87-d937-4e7c-8b14-466c935339e1/?interface=teacher&class%5b%5d=50&class%5b%5d=51&class%5b%5d=53&class%5b%5d=54&subject=19" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/39db3e87-d937-4e7c-8b14-466c935339e1/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19
Модуль ОМС И-типаДомашнее задание N 27 (N 126782)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca3f17db-33ee-42d8-b09c-0de0bb3e4fdd/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19Модуль ОМС И-типа«Реализация основных алгоритмических конструкций»
r.edu.ru/card/23401/realizaciya-osnovnyh-algoritmicheskih-konstrukciy.htmlМодуль ОМС И-типа«Реализация основных алгоритмических конструкций»
http://www.fcior.edu.ru/card/23445/realizaciya-osnovnyh-algoritmicheskih-konstrukciy.htmlРазбор задачи :нахождение наибольшего общего делителя( НОД):прокомментировать,
54004555479продумать с уч-ся ввод данных и просчитать результат на выходе
Разбор задачи: обратить внимание на индексацию переменных(провести аналогию с табличными величинами) и на организацию серии команд в теле цикла.
75602-14758

Подвести итог , огласить домашнее задание,
рассказать, из чего состоит практическая работа: тестового задания, примера решения задачи .При наличии времени можно реализовать программу нахождения суммы чисел , разобранную в втором Модуле ОМС И-типа в среде программирования Pascal ABC.


74880-10799
Если времени недостаточно, организация групповой работы : I подгруппа работает с одним модулем, II подгруппа со вторым, можно распределить уч-ся по степени сложности заданий с учетом индивидуальных способностей.
Учитель организует индивидуальные консультации уч-ся во время выполнения практической работы,делает замечания, определяет процент усвоения материала.
Итог подводиться обращая внимание на основные допущенные ошибки , часто задаваемые вопросы.
Записи в тетрадях по ходу разбора задач. Составить таблицу исполнения алгоритма Евклида для чисел 35, 21:
М:=35,N:=21
X:=35,Y:=21
35<>21 ,35>21(+)
X:=14,Y:=21
14<>21(+),14>21(-)
X:=14,Y:=7
14<>7,14>7(+)
X:=7,Y:=7
7<>7(-)
НОД=7
Задают вопросы, если они возникают в ходе поэтапного объяснения решения задач.
Копируют ссылку во время практической работы 1
9
Приложение к плану-конспекту урока
Циклические процессы на языке программирования Pascal
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Циклические операторы на Паскале (N 125831) Презентация демонстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f8c026a-a2b6-40ea-b5bc-14557e4d5200/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=192 Демонстрационный пример программы на Паскале,реализующей циклический алгоритм (N 126142) Презентация демонстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/90028693-885c-4088-99ff-31d95d980e5c/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=193 Демонстрационный пример программы на Паскале,реализующей алгоритм Евклида (N 125842) Презентация демонстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b94aea0-81e3-4ad5-94f0-55ec688ad2ba/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=194 Цикл с параметром в программе на Паскале (N 125851) Презентация демонстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/39db3e87-d937-4e7c-8b14-466c935339e1/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=195 Домашнее задание N 27 (N 126782) Модуль ОМС И-типадемонстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca3f17db-33ee-42d8-b09c-0de0bb3e4fdd/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=196 «Реализация основных алгоритмических конструкций» Модуль ОМС И-типатест r.edu.ru/card/23401/realizaciya-osnovnyh-algoritmicheskih-konstrukciy.html7 «Реализация основных алгоритмических конструкций» Модуль ОМС И-типадемонстрация ttp://www.fcior.edu.ru/card/23445/realizaciya-osnovnyh-algoritmicheskih-konstrukciy.html