Урок русского языка в 8 классе с применением компьютерных технологий
Урок русского языка в 8 классе с применением компьютерных технологий
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок с применением компьютерных технологий
Дидактические и технические средства:
компьютер
презентациякарточки
Тема: Односоставные предложения
Цели урока:
обучающие: введение понятия односоставного предложения; формирование умения различать односоставные и двусоставные предложения; формирование умения находить, характеризовать, употреблять глагольные и именные односоставные предложения;
развивающие: формирование основных умений и навыков; развитие логического мышления учащихся через использование субъективного опыта, развитие исследовательских умений;воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка; развитие познавательного интереса к процессу обучения, точность, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.
Ход урока
I Слово учителя.Предложение – одна из единиц языка и основная единица синтаксиса.
- Что называется предложением? (Слово или несколько слов, в которых заключено сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).Слова в предложении грамматически упорядочены, чаще всего закончены по смыслу и интонации.
Один из главных признаков предложения – смысловой признак, т. е. соотнесённость его содержания с действительностью, с реальностью.
- Является ли предложением следующая группа слов?
Слайд № 1:
Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?
(Только внешне похожа на вопросительное предложение, т.к. никак не соотносится с действительностью, следовательно, не является предложением).
Ещё один признак предложения – интонационный, то есть наличие интонации законченности, которая выражается достаточно большой паузой в конце предложения.
И, наконец, главное, важнейшее в сообщении передаётся грамматической основой предложения (подлежащим и сказуемым).
Выделяются несколько видов предложений в зависимости от того, с каких точек зрения они рассматриваются.
Слайд № 2
Виды предложений
1. По цели высказывания
2. По эмоциональной окраске (по интонации)
3. По характеру выражаемого отношения к действительности
4. По количеству грамматических основ
5. По наличию второстепенных членов
6. По условиям контекста и речевой ситуации
7. По составу грамматической основы
- Какие из этих видов предложений нам ещё неизвестны? (6 и 7)
Полные и неполные предложения мы будем изучать через несколько уроков, а сейчас остановимся на видах предложения по составу грамматической основы.
- Это понятие вам знакомо? (Не совсем)
Значит, сегодня на уроке мы и поговорим о том, на какие виды делятся простые предложения по составу грамматической основы.
- Из каких главных членов традиционно состоит грамматическая основа предложения?
- Как называются такие предложения, в которых основа состоит из двух главных членов?
-Нам хорошо знакомы такие предложения?
-Но, оказывается, есть и другой вид предложений, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена – либо сказуемого, либо подлежащего.
- Как вы думаете, как называются такие предложения?
-Это и будет темой нашего урока.
Слайд № 3
II Запись темы урока в тетрадях.- Что же интересно вам будет узнать об этих предложениях? Определение целей урока.
Слайд № 4
Цели урока:
1. Введение понятия односоставного предложения;
2. Формирование умения различать односоставные и двусоставные предложения ;
3. Формирование умения находить, характеризовать, употреблять глагольные и именные односоставные предложения.
III Итак, какое предложение называется односоставным. На этом этапе урока цель – определение понятия односоставного предложения.
Слайд № 5
Попробуйте определить, какое из этих предложений лишнее. Для этого подчеркните грамматические основы. (Запись в тетрадях).
1. Вижу чудное приволье.
2. Я подошёл к берегу и огляделся.
3. Били в набат.
4. Уже почти рассвело.
5. Сумерки. Неясные тени.
- Какое же предложение лишнее? По какому признаку определили?
- В чём особенность 1, 3, 4, 5 предложений? (Грамматическая основа состоит из одного главного члена).
- Какого? (Сказуемого или подлежащего).
Итак, эти предложения отличаются от 2-го составом грамматической основы.
- Как такие предложения называются?
- Попробуйте сформулировать определение односоставных предложений.
- Обратитесь к учебнику на с. 74. Правы ли мы?
IV Закрепление на этом этапе. Карточка №1. Подчеркнуть грамматические основы. Выписать только односоставные предложения. Пропустить строчку от предыдущей работы.
1. Люблю грозу в начале мая! 2. Теперь именно вы должны выступать. 3. На деньги ума не купишь. 4. Ночь. Шаги. Силуэт патруля. 5. Наш поезд задержали. 6. Воздух был редок, неподвижен, звучен. 7. Уж сильно завечерело.
V Цель следующего этапа урока – выяснить, на какие виды делятся односоставные предложения по характеру выражения грамматической основы.Слайд № 6
Перед вами предложения. Попробуем понять, почему они записаны в два столбика. Чтобы это понять, подчеркните в них грамматические основы:
Слайд № 7
1. Люблю грозу в начале мая !2. На деньги ума не купишь.
3. Наш поезд задержали.
4. Уж сильно завечерело. 1. Ночь. Шаги. Силуэт патруля.
- Какие это предложения по составу грамматической основы? (Все односоставные).
- Почему же они записаны в два столбика? (В 1 столбике с главным членом сказуемым, во 2 – с главным членом подлежащим).
- Как называются такие односоставные предложения, найдите в учебнике на с. 74-75.
VI Цель следующего этапа урока - выяснить, на какие группы по значению и по форме выражения главного члена делятся глагольные и именные односоставные предложения.Слово учителя.
Мы уже говорили, что важнейшее сообщение в предложении передаётся грамматической основой. Традиционно в двусоставном предложении грамматическая основа называет действие и деятеля.
В предложениях 1 столбика называется только действие, а как же мыслится деятель?
- Можно ли определить лицо, совершающее действие в 1 предложении?
- По какому грамматическому признаку глагола это можно сделать? (лицо глагола).
- Определите лицо глагола-сказуемого в 1 предложении, выделите окончание глагола.
- Как видим, сказуемое указывает на определённое лицо, но не называет его. Это ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, его легко можно заменить двусоставным, хотя подлежащее излишне. Форма глагола-сказуемого – 1 и 2 лицо ед. и мн. числа.
- Во 2 предложении сказуемое называет действие, имеющее отношение к конкретному лицу? Нет. Имеющее отношение к любому лицу. Это ОБОБЩЁННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Выделите окончание глагола. Форма глагола-сказуемого – чаще 2 л., ед. ч.
- Можно ли определить лицо, совершающее действие, в 3 предложении?
Лицо мыслится неопределённо, деятель не назван, неизвестно кто совершает действие. Это НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Выделите окончание глагола-сказуемого, его форма – 3 л., мн. ч. или мн. ч. прошедшего времени.- А как мыслится деятель в 4 предложении? Указывает ли форма глагола-сказуемого на действующее лицо? (Нет)
Действие происходит как бы само по себе, при нём и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЕЯТЕЛЯ. Это БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, его нельзя заменить двусоставным.
- Определите грамматическую основу предложения справа. Главный член – подлежащее. Это предложение без глагола-сказуемого, подлежащее – сущ. в именительном падеже.
Учёные лингвисты считают, что в таких предложениях происходит УТВЕРЖДЕНИЕ БЫТИЯ. Это НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
- Есть ли другие типы односоставных предложений? Прочитайте в учебнике на с. 76.
Слайд № 8
VII Закрепление по теме урока.Карточка № 2 – сильным учащимся. Подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях. Указать двусоставные и односоставные предложения. Глагольные они или именные. Указать, по возможности, типы односоставных предложений.
Слабым учащимся – подчеркнуть грамматические основы, найти двусоставные и односоставные предложения:
1. Темнело уже относительно рано. 2. Было тепло, и пахло мёдом. 3 Волчат привезли в деревню. 4. В сумерках всё вдруг оживало. 5. Белый снег да ёлки. Колючая метель. 6. В конце февраля дышит весенняя нега. 7. Быстро умываемся, пьём молоко и едем в лес.
VIII Составление схемы.Слайд № 9
IX Подведение итогов урока.Слайд № 10
X Домашнее задание.
Слайд № 11
XI Оценки.