Конструктор приёмов педагогической техники


КОНСТРУКТОР приемов педагогической техники,
формирующих универсальные учебные действия учащихся
Этапы урока
Начало урока Объяснение нового материала Закрепление, отработка умений Повторение Контроль Домашнее задание Окончание урока
1 2 3 4 5 6 7
Личностные УУД
1. Фантастическая добавка (учитель находит такой угол зрения объяснения нового материала, при котором обыденное становится удивительным),
2.Привлекательная цель 1. Удивляй! (в начале урока учитель дает загадку (уди- нительный факт) отгадка к которой (ключик для по- нимания) будет открыта по ходу урока).
2. Отсроченная
отгадка.
3. Практичность теории Если бы...
(ученикам предлагается предположить, что могло бы про- изойти при других обстоятельствах события, явления, эксперимента, опыта и т. д.) 1.Метод вживания (посредством чувственно-образных и мысленных пред- ставлений ученик пытается “
переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри).
2. Свои примеры 1. Идеальный опрос (ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю).
2. Особое задание.
3. Резюме 1. Творчество ра- ботает на будущее. 2.Дай себе помочь (ученикам пред- лагается разрабо- тать качественный дидактический материал, который используется
учителем на уроках) 1. Эссе.
2. Синквейн.
3. Свободное письмо (смысл этого приема можновыразить следующими словами:
“Я пишу для того, чтобы понять, что
я думаю”).
4. Роль Психолог”
Регулятивные УУД
1. Игра в случай- ность.
2. Перепутанные логические це- почки.
3. Инструкции.
4. Светофор (при опросе ученики поднимают “свето- фор” красной или зеленой стороной к учителю, сигна- лизируя о своей готовности к ответу) 1. Лови ошибку!
2. Лист решения проблем (ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и само- стоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели).
3.Двухчастный дневник.
4.Дерево предска- заний.
5. Лабораторный журнал 1.Опорный конспект.
2. Верите ли вы, что...
3. Фишбоун (ске- лет рыбы) (осно- вой для выпол- нения работы по схеме является проблема. Ее запи- сывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”) 1. Лучшая шпар- галка (учащиеся самостоятельно изготавливают удобные шпаргалки с основными понятиями, фор- мулами, законами и т. д.).
2. Свои примеры 1. Листы самокон- троля (ученик, сде- лав ошибку, может сам обнаружить ее и сам (или с помо- щью дополнитель- ной информации) исправить ее).
2. Листы само- оценки.
3. Светофор.
4. Идеальный опрос 1. Три уровня до- машнего задания (первый уровень — обязательный минимум Второй уровень — трени- ровочный. Третий уровень — творче- ское задание).
2. Идеальное за- дание1. Шесть шляп критического мыш- ления.
2. Самоанализ (ученик, анализируя, осознает свои возможности, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности)

1 2 3 4 5 6 7
Познавательные УУД
1. Простой опрос.
2. Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, ученого и т. п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: “да”, “нет”). 3. Ассоциация 1. Дискуссия.
2. Мозговой штурм.
3. Чтение с остановками.
4. Тетрадь открытий (альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи учащихся, помогающие им продвигаться в изучаемом материале).
5. Необъяснимо, но факт!
6. НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) 1, Фишбоун.
2. Инструкция.
3. Эстафета формул (на листе бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо какой-либо величины вырезан круг. Учащиеся вписывают в карточку недостающую величину)1. Ромашка Блума.
2. Пересечение тем.
З. Кластер (учащимся предлагается выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке, т. е. создать рисуночную модель).
4. Узнаем ученых.
5. Метод символического видения 1. “Толстые” и “тонкие” вопросы.
2. Блиц-контрольная (контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики) 1. Мини-исследование (учащимся предлагается выполнить самостоятельный эксперимент в домашних условиях и оформить исследование соответствующим образом).
2. Задание массивом ,
3. Необычная
обычность 1. Опрос-итог
(в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, “Что на уроке было главным?”, “Что нового сегодня узнали?”).2. Обсуждаем домашнее задание
Коммуникативные УУД
1. Взаимопроверка
(в ходе взаимопро-верки учащиеся
проверяют друг у
друга выполнение
заданий и правиль-
ность ответов, приэтом они могут за-
давать друг другу
вопросы по теме).
2.Да-нетка.
3. Простой опрос 1. Пресс-
конференция.
2. Метод ключевых
слов.
З. Доклад.
4. Таблица аргу-ментов (учительприводит аргу-
менты, а учащиеся
должны их опро-
вергнуть или под-
твердить фактами из лекции учителя или из учебника) 1. Отсроченный
ответ.
2. Дискуссия (кол-лективное обсуж-
дение какого-либо
вопроса, проблемы
или сопоставление
информации, идей,
мнений, предло-
жений)1. “Толстые” и
“тонкие” вопросы,
2. Повторение
с расширением
(ученики составля-ют серию вопро-
сов, дополняющих
знания по новомуматериалу) 1. Опрос по цепоч-ке (после решениязадачи проверить
и закрепить ее по-
нимание удобно
с помощью развер-
нутого коммента-
рия. Начинает один
ученик, а продол-
жает другой, тре-
тий и т. д.).2. Опрос тройкой.
3. Показательный
ответ 1, Статья в научно-
популярном жур-
нале.
2. Доклад (учащие-ся готовят неболь-
шие сообщения
на интересующую
тему с обязатель-
ным ответом на
вопросы одноклассников
и учителя) Роль “Подводящийитоги” (по окон-чании урока один
ученик подводит
его итог, кратко
и емко формулируя
свои мысли)