Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка
Использование приёмов педагогической техники
на уроках русского языка.
«Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим мотивом»,- писал Алексей Николаевич Леонтьев. Он полагал, что для того, чтобы возбудить интерес к учёбе, нужно создать мотив, а затем открыть учащимся возможность нахождения цели. И когда я иду на урок, прежде всего, задаю вопросы: «Что я делаю и зачем?», «Какими хочу видеть своих учеников?» и «Что нужно сделать для того, чтобы видеть их такими, как я хочу?».
От себя требую совершенствования собственной деятельности. Если в работе случаются неудачи, то виноваты не внешние обстоятельства (завуч поставил урок в конце учебного дня) и ученики, а я сама, когда не учла нюансы обучения учащихся (содержание материала, отсутствие мотивации, неподготовленность учащихся к активному обучению).
Так всё же, какими я хочу видеть своих воспитанников? Считаю, что у моих учеников должны быть сформированы следующие качества личности:
-умение учиться и развивать свои способности;
-направленность на достижение успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности;
-направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим;
-чувство собственного достоинства;
-умение разрабатывать и реализовывать реалистичные цели и планы;
-воля, настойчивость и целеустремлённость в достижении поставленных целей.
Как воплотить идеал в жизнь? Что может помочь? Сегодня, к сожалению, у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Причин этому много. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.
Диагностика мотивации, которая была проведена по методике диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса , показала, что только у 12,8 % учащихся - умерено высокий уровень, у17.2 % - средний, 70 % - низкий уровень
Рассматривая структуру мотивов по А.К. Колеченко («Энциклопедия педагогических технологий»), пришла к выводу, что формировать нужно внутренние мотивы. К сожалению, в жизни не так часто к нам приходят ученики, имеющие исходную сильную мотивацию, и умоляют: «Пожалуйста, научите меня, я готов к учёбе». Всё в нашей работе было бы проще.
Для разрешения проблем, поставленных в моей педагогической деятельности, я изучила и решила использовать приёмы педагогической техники А.А. Гина, технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления, метод проектов.
В основе деятельности – 5 принципов:
Принцип свободы выбора
Принцип открытости
Принцип деятельности
Принцип обратной связи
Принцип идеальности
Для влияния на мотивацию учащегося учителю помогают следующие факторы:
Цели и их качества;
Эмоции (положительные, устойчивые, регулирующие деятельность);
Интерес к изучаемому предмету;
Ситуация успеха;
Знание результатов, оценивание;
В своей книге «Психология урока» Б. С. Волков писал, что для формирования внутренней мотивации учителю необходимо уделять серьёзное внимание процессу целеполагания, то есть умению школьника ставить цели и достигать их в обучении. Мотив без цели – может остаться благим намерением. Цель должна быть понятна учеником и принята им.
Ставить цель – это функция, выполняемая учениками. В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание» возможно такое задание:
На доске запись:
под…рить, поз…ний, всегда, в с…ду, праз…ник, отражать.
Задание:
Соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;
Определите, как называется такая синтаксическая конструкция;
Сформулируйте тему урока и цели, которых нужно достичь.
В зависимости от содержания урока важно так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл, имеющий несколько этапов: от мотивации начала работы (готовность, включённость) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения.
В 6 классе при изучении темы «Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» даю такое упражнение (актуализация знаний):
- Посмотрите на слова, которые записаны на доске и сформулируйте тему урока и цели.
Насто..нный (чай), выращ…ый, созд…нный, обиж…нный, испеч…нный.
На стадии вызова предлагаю заполнить «Таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)». Формулирование цели. Затем организую самостоятельную работу. Постановка проблемы (Продолжение работы со словами, данными на стадии Вызова). Какую гласную вы поставите в следующих словах? Какое слово не вызвало затруднений? В чём трудность выбора гласной в суффиксах перед -нн- и -н-? На стадии осмысления этих вопросов учащиеся прочитывают правило в учебнике, делая пометки (приём «Инсерт»):
√ – эту информацию знал
+ - это новая для меня информация
− - эта информация мне не понятна, появились вопросы.
Затем отвечаю на вопросы, которые задают учащиеся. В завершении всего составляем алгоритм. В конце урока возвращаемся к «таблице ЗХУ». На стадии рефлексии определяем, достигнуты ли цели урока.
Чтобы увеличить познавательную активность ребят нужно предлагать задания, составленные на основе природоведческого материала, ребусы, кроссворды, весёлые стихи, загадки, скороговорки, пословицы, сказки. Весь этот материал развивает речь учащихся, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества. В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать поиск результата, у них развивается внимание, сообразительность, терпение, сосредоточенность
В начале изучения темы «Краткие причастия» В 6 классе даю решить кроссворд. По отгаданным словам сформулировать тему и цели урока.
Следующая серия приёмов служит для повышения интереса, создаётся ситуация успеха.
В начале урока использую приём «Отсроченная отгадка»: ключик для понимания будет получен учащимися в процессе работы над новым материалом. Например, при изучении темы «Деепричастный оборот» в 6 классе представляю ребятам известную фразу А.П. Чехова «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа». В конце урока находятся ученики, увидевшие грамматическую ошибку и сделавшие вывод о строении предложения с деепричастным оборотом. Напоминаю своим ученикам, что с подобным заданием встретятся на экзамене (А5).
Очень любят приём «Лови Ошибку!» Задавая вопросы по новому материалу, ребята сознательно допускают ошибки. Ученики мгновенно реагируют на «опасные места» в вопросах.
«Вопрос к тексту». Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему три вопроса(репродуктивный, расширяющий и развивающий).
Повторение материала должно быть активным и развивающим. Например, составление опорных конспектов, таблиц в процессе диалогов, дискуссий, когда обучающиеся работают в парах, группах. Так мы составляли схемы «Орфограммы в корне слова», «Виды сложных предложений и пунктуация в них», «Запятая между однородными членами предложения», таблицы «Правописание производных и непроизводных предлогов», «Правописание суффиксов причастий». Работа с опорными конспектами способствует подготовке к ГИА.
Для формирования внутренней мотивации нужно одновременно задавать домашнее задание трёх уровней: обязательный минимум, тренировочный, творческое задание. Мои ученики, выбирая творческое задание, сочиняют лингвистические сказки « Корни –лаг- - -лож-», фантастические рассказы (при изучении темы «Разносклоняемые имена существительные и сочинение племени»), аннотации на статьи по выбранной теме (Антонович «Асмодей нашего времени»), стихи, мнемонические формулировки, дидактические карточки.
Данные приёмы дают ученикам возможность испытывать чувство преодоления, радоваться успеху. Для менее успевающих понижаю «учебную планку», создавая условия для готовности к завоеванию новых высот. Сначала предлагаются несложные вопросы ребятам со слабой успеваемостью, затем сильные учащиеся отвечают на трудные вопросы. Потом эти ответы стараются передать своими словами слабые ученики. Такое задание поможет лучше заучивать информацию, создав тем самым базу для будущих успехов.) Для тревожных детей уменьшаю их переживания по поводу психотравмирующих проверочных ситуаций на уроке. Для этого провожу уроки-дискуссии. К ним предусмотрена подготовка дома. Во время обсуждения дети излагают известные факты, высказывают своё мнение, не боясь ошибиться. Останавливаюсь на тех вопросах, которые были плохо поняты детьми. Наблюдение за учениками на таких уроках показывает, что в число активных попадают хорошо ориентирующиеся в материале, но среди них оказываются и тревожные дети, не решающиеся поднять руку в ситуации прямого вопроса: «Кто хочет ответить?» Атмосфера коллективного обсуждения ослабляет напряжённость и стимулирует желание продемонстрировать свои знания, развивает коммуникативную компетенцию. Обучающиеся приобретают опыт успешных выступлений, это помогает снизить тревожность в психотравмирующих ситуациях, как экзамены.
В.А.Сухомлинский заметил: «Самое трудное - это учить чувствовать».
Формируя мотивацию, создаю эмоциональный климат, положительное отношение к товарищам, не культивирую страх, обиду, не захваливаю.
В своей работе много внимания уделяю оцениванию деятельности ученика, максимально стимулируя его. Отметки, как правило, недостаточно оперативны, чтобы дать адекватное представление о результатах. Мотивация возрастает, если обучающиеся будут получать ещё и развёрнутые текстовые оценки. «Твои мысли прекрасны, теперь приведи примеры, чтобы знать, как их осуществить». Такая фраза может побудить учащегося к реализации его душевного порыва. Нужно верить в силы своего ученика, поощрять его к действию: «Ты блестяще использовал примеры, сейчас надо сделать обобщения на их основе». Это воодушевит ученика на переход от частного к общему. Каждая из ситуаций содержит в себе больше мотивированного потенциала, чем отметки «5» и «4». Учу ребят навыкам самооценки (коллективной, индивидуальной). Они должны быть способны оценивать зоны своих знаний и умений. Особенно это важно для учащихся, которые готовятся к экзаменам
Технология проектного обучения способствует формированию внутренней мотивации, обучает осознанному поиску, самостоятельной работе. Школьники учатся выражать свои мысли в письменной и устной форме, общаться. Сотрудничать не только друг с другом, но и с преподавателем. Апробировав упражнения, направленные на формирование коммуникативной, языковой компетенций, можно увидеть и мотивационный принцип учения: живой интерес, самовыражение.
Исследовательский мини – проект «Социологический опрос» возможно сделать за один урок. Тематика опроса: отношение к литературному персонажу.
С помощью технологии развития критического мышления хочу повысить и мотивацию обучающихся, и их интерес к предмету.
Приём «Пресс-конференция». По изученной теме вопросы ученику задаёт весь класс. Выбираются самые сложные, интересные, оригинальные.
Приём «Кластер». Например, в 6 классе составляли схему по теме «Причастие».
«Синквейн» - мощный инструмент для рефлексирования , синтеза и обобщения информации, развития речи.
«Двойной дневник» - диалог с текстом. Мои ученики по ходу чтения в левую колонку выписывают моменты текста, которые заинтересовали, в правую – ассоциации, фразы, чувства. Так происходит сопряжение текста с собственной жизнью.
Система работы, направленная на повышение мотивации и познавательной активности, даёт свои результаты. Выпускники в 2016 году показали более высокий уровень обученности по предмету, чем в предыдущие годы.
Используемая литература
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха).
http://psycabi.net/testy/271-metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu-t-elersa-oprosnik-t-elersa-dlya-izucheniya-motivatsii-dostizheniya-uspekhaКолеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2002.
Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2004.
Волков Б.С. Психология урока, проведение и анализ. М.: Центр педагогического образования, 2008.
http://istok.ru/library/learn-n-teach/teaching-up/medlin-hanter-masterstvo/medlin-hanter-masterstvo_63.htmlhttp://avkrasn.ru/article-1041.htmlhttp://www.psyoffice.ru/6-1011-razvitie-motivacionoi-sfery-motiv-motivacija.htmhttp://olg.ucoz.ru/publ/doklady/moi_vystuplenija/rost_motivacii_k_izuchaemomu_predmetu/29-1-0-162