МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
Методика, разработанная Е.А. Климовым, предназначена для изучения профессиональных интересов учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 мин.
Инструкция: "У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу.
Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.
Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуса.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается."
Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
Уроки по физике.
Уроки по математике.
Уроки по химии.
Читать книги или статьи по астрономии.
Читать об опытах и животных.
Читать о жизни и работе врачей.
Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
Читать о лесе.
Читать произведения классиков мировой литературы.
Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
Уроки истории.
Посещать театры, музеи, художественные выставки.
Читать литературу о геологических экспедициях.
Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
Читать о работе милиции.
Читать о моряках, летчиках.
Читать о работе воспитателя.
Знакомиться с устройством и работой станков.
Готовить обеды.
Читать о строителях.
Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете,работаете.
23. Читать о достижениях техники (например, журналы «Техникамолодежи», «Юный техник» и т. д.).
Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике.
Читать научно-популярную литературу о математике.
Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов,радио- и телепередач и т. д.).
Смотреть телепередачи о космонавтах.
Изучать биологию.
Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
Изучать ботанику.
Проводить время в лесу.
Читать литературно-критические статьи.
Активно участвовать в общественной жизни.
Читать книги об исторических событиях.
Слушать симфоническую музыку.
Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
Узнавать о географических открытиях.
Обсуждать текущие дела и события.
Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
Путешествовать по стране.
Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.
Знакомиться с различными инструментами.
Уроки домоводства.
Узнавать о новых достижениях в области строительства.
Посещать фабрики.
Знакомиться с устройством механизмов, машин.
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях вобласти радиотехники.
Разбираться в теории физических явлений.
Решать сложные математические задачи.
Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
Наблюдать за небесными светилами.
Вести наблюдения за растениями.
Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.
Выращивать животных и ухаживать за ними.
Собирать гербарий.
Писать рассказы и стихи.
Наблюдать за поведением и жизнью людей.
Принимать участие в работе исторического кружка, разыскиватьматериалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
Изучать природу родного края.
Организовывать общественные мероприятия в школе.
Обращать особое внимание на поведение людей.
Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
Изготавливать различные детали и предметы.
Организовывать питание во время походов.
Бывать на стройках.
Шить одежду.
Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, машин, часов и т. п.
Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
Заниматься в физическом кружке.
Заниматься в математическом кружке.
Готовить растворы, взвешивать реактивы.
Посещать планетарий.
Посещать кружок биологии.
Наблюдать за больными, оказыват
·ь им помощь.
Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
Сажать деревья и ухаживать за ними.
Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
Быстро переключаться с одной работы на другую.
Выступать с докладами на исторические темы.
Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать подереву.
Составлять описания минералов.
Участвовать в географических экспедициях.
Выступать с сообщениями о международном положении.
Помогать работникам милиции.
Посещать кружок юных моряков.
Выполнять работу воспитателя.
Уроки труда.
Давать советы знакомым при покупке одежды.
Наблюдать за работой строителя.
Знакомиться со швейным производством.
Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
Собирать радиоприемники и электроприборы.
Участвовать в олимпиадах по физике.
Участвовать в математических олимпиадах.
Решать задачи по химии.
Участвовать в работе астрономического кружка.
Проводить опыты на животных.
Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.
Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
Быть членом общества охраны природы.
Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
Анализировать явления и события жизни.
Интересоваться прошлым нашей страны.
Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
109. Совершать длительные и трудные походы, во время которыхприходится напряженно работать по заданной программе.
Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
Изучать политический строй различных стран.
Работа юриста.
Посещать кружок юных космонавтов.
Работа учителя.
Бывать на заводах.
Оказывать людям различные услуги.
Принимать участие в строительных работах.,
Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
Разбираться в технических чертежах и схемах.
Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
Проводить опыты по физике.
Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.
Собирать сведения о других планетах.
Читать о деятельности известных биологов.
Быть активным членом санитарных дружин.
Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.
Изучать историческое прошлое других стран.
Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
Читать о жизни и деятельности известных геологов.
Изучать географию нашей планеты.
Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.
Читать книги о средствах передвижения.
Обучать и воспитывать детей.
Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
Постоянно общаться со многими людьми.
Проектировать строительные объекты.
Посещать выставки легкой промышленности.
Выполнять чертежи, проектировать машины.
Разбираться в радиосхемах.
Примечание: Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.
Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количества знаков « + » и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками « + » или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 23 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков.
Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.
КЛЮЧ
физика
математика
химия
астрономия
биология
медицина
сельское хозяйство
лесное хозяйство
филология
журналистика
история
12. искусство
геология
география
общественная работа
право
транспорт
педагогика
рабочие специальности
сфера обслуживания
строительство
легкая промышленность
техника
24. электротехника
Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.ЛИСТ ОТВЕТОВ
Фамилия И.О. _____________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
+
-
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 1412715
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 1412715
Заголовок 1Заголовок 215