«Использование технологии игрового обучения на уроках русского языка в 5 классе»
ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка
муниципального района Волжский Самарской области
Методическая разработка
«Использование технологии игрового обучения
на уроках русского языка в 5 классе»
Выполнила Королёва Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка
м.р. Волжский Самарской области
Самара 2013 год
Содержание
Введение
Что такое современный урок и инновационные технологии.
Теоретические сведения о технологии игрового обучения
Классификация педагогических игр
Урок с дидактической игрой
Урок – деловая игра
Урок – ролевая игра
Использование игровых технологий на уроках русского языка.
Учебно-ролевая игра
Интеллектуальная игра-викторина
Лингвистическая сказка
Игра в слова
Игра «Переводчик»
Заключение
Список литературы
Введение
Что такое современный урок? Как повысить эффективность современного урока русского языка? Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Как только в системе школьного образования возникло понятие «педагогическая технология», сразу появились разночтения как в назывании этого понятия, так и в понимании его сути. Собственно, и сегодня мы не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась четкая система научных определений и классификаций педагогических технологий, принятая всем научным и педагогическим сообществом. Почему? Дело в том, что у педагогических технологий в образовательном процессе сравнительно недолгий жизненный путь. Они возникли лишь в XX веке, поэтому многие детали уточняются, систематизируются и приводятся к единообразию.
Классификацию педагогических технологий представила Горбич Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской словесности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, автора учебных пособий по современным педагогическим технологиям в обучении.
Мы говорим о технологизированном обучении, когда речь идет о четкой последовательности действий педагога, об общих закономерностях данного процесса обучения, о предельно конкретно сформулированных целях и задачах, о способах взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роли в образовательном процессе, о гарантированном достижении намеченного результата каждым школьником.
Существуют разные варианты определений
Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук)
Образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин).
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
Сегодня педагоги успешно используют самые разнообразные технологии. Пожалуй, самыми востребованными среди них являются:
Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированного образования
Вузовские технологии
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Компьютерные технологи
Любая из них обладает средствами, активизирующими творческую деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В своей работе я столкнулась со снижением интереса к изучению русского языка. Чтобы решить эту проблему, я пересмотрела ряд технологий и остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию творческих способностей на уроках и повышают интерес к предмету.
Цель работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
Раскрыть особенности технологии игрового обучения;
Показать методику организации уроков с использованием игровых технологий;
Определить место игровых технологий в учебно-воспитательном процессе;
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу ежедневно. Для меня важно сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходит урок - игра, урок - путешествие в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия сложного материала. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого возникает желание победить, а для этого нужно иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем». Это свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Теоретические сведения о технологии игрового обучения
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепле ния, упражнения, контроля);
Как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
1. По виду деятельности:
физические,
интеллектуальные,
трудовые,
социальные,
психологические
2. По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
3. По характеру игровой методики:
предметные,
ролевые,
имитационные и др.
4. По игровой среде:
с предметами,
без предметов,
компьютерные и с ТСО,
комнатные и др.
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:
игровой замысел,
игровые действия,
познавательное содержание или дидактические задачи,
оборудование,
результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на проблемные, организационно-деятельностные, производственные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
Наличие конфликтных ситуаций;
Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
Контроль игрового времени;
Элементы состязательности;
Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
Обоснование требований к проведению игры;
Составление плана её разработки;
Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку
Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
Знакомство с реальной ситуацией;
Построение её имитационной модели;
Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
Создание игровой проблемной ситуации;
Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
Разрешение проблемы;
Обсуждение и проверка полученных результатов;
Коррекция;
Реализация принятого решения;
Анализ итогов работы;
Оценка результатов работы.
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия; Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы –игровой ситуации;
Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета. В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку. Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.
1." Разброс мнений".
" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
2. "Вытащи вопрос".
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
какие вопросы ученикам понравились,
какой ответ показался более удачным,
какие вопросы были трудными,
доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
3. "Правила игры".
Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.
Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".
После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:
какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?
какое правило, предложенное другой парой, понравилось?
с каким из школьных правил ученики поспорили бы?
кого бы ученики хотели видеть лидером класса?
извиняются ли ученики, когда они нарушают правила?
каковы наиболее важные правила класса?
с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?
Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.
4."Незавершенность".
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
Примеры использования игр на уроке русского языка.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
ролевые игры на уроке;
игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
ПРИМЕР 1. Учебно-ролевая игра
Начнем с учебно-ролевой игры, которая не только создает творческую атмосферу в классе, но и способствует развитию мышления детей, их коммуникативных способностей и умений использовать полученные теоретические знания на практике. Тема: ГЛАСНЫЕ В ГIРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ- Цель: выработка навыка написания приставок пре- и при-
Задачи: 1. Познакомить учащихся со значением приставок пре- и при-, изучить особенности их написания. 2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе. Методы и приемы: • слово учителя; • выразительное чтение; • задания исследовательского характера. Оборудование: телеграмма, рисунок с изображением друзей Пре- и При-, плакат-схема о правописании приставок пре- и при-, листы со словами для проведения эстафеты, памятка.
ХОД УРОКА
Примечание. Для проведения урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре- и При-. Учитель. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случалось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы. Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся читают ее. Учитель. Который час? (Смотрит на часы). С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собиралась поговорить о правописании приставок пре- и при-, и, наверное, решили помочь. Стук в дверь, входят Пре- и При-. Пре-. Здравствуйте, ребята! При-. Приветствуем вас всех! Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получила вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно. Пре- и При- проходят в класс и садятся на свободное места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.
Пре-. Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок пре- и при-. При- Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, а еще и неправильно пишут. Пре-. Поэтому мы решили познакомиться с вами лично. Учитель. Это вы хорошо придумали. Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы (обращается к приставкам) продолжите. Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу Пре- и При- могут произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу, привлекая к себе внимание. Учитель. Прекрасная погода, Приятели мои; два неразлучных друга — Приставки Пре- и При- —
Пошли гулять на площадь.
Где вместе до зари
Прекрасно отдыхали
Приставки Пре- и При-.
При-. Пре- - парень не спокойный,
И презабавный Пре-.
Пре-. А При- - приятель скромный,
При-. Коль на пути преграда Не унывает Пре-, Преодолеет сразу. Где Пре- — всегда успех. Пре-. А При- спешить не будет, И, глазки чуть прикрыв, Прицелится, присядет, Приставит стул и прыг. При-. Пре- чуть преувеличит. Пре-. При- приуменьшить рад. При-. Пре- прерывает песню. Пре-. При- припевает в лад. Учитель. Такие вот ребята — Различные они, Приятели, два друга: Приставки Пре- и При-. Учитель. Можно считать, что первое знакомств состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого — своя работа. Давайте посмотрим, что об этом сказано в учебнике? Учитель. Посмотрите на доску. (Показывает плакат, где схематично изображено правило написания приставок пре- и при -) давайте дополним этот плакат вашими примерами. Ребята называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем. Запоминаю правописание слов, где пре- и при- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина. Пре- (тянет руку). А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При- есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель дает согласие.) При-. У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть будем по вариантам
Первый вариант — это команда Пре-, а второй вариант — это моя команда, приставки При-. Игра чем-то напоминает эстафету На листе перепутались слова с приставками Пре- и При-. Пре-. Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша задача — расставить буквы по своим местам. При-. Каждая команда в списке слов должна найти свое слово и вписать в него нужную букву (и или е). Если это команда приставки Пре-, то все ее участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда При- ищет соответственно слова с приставкой при-. Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках. Все ли понятно? Начинается эстафета. «Приставки» следят за выполнением задания, но не подсказывают, а лишь помогают передать лист с одного ряда на другой. Состязание заканчивается, определяется победившая команда игроков. Учитель. Мне эта игра напомнила о вашей телеграмме. Быть может, и оттуда буквы неспроста исчезли? Мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут самостоятельно восстановить текст телеграммы. Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните свой выбор. Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у которых возникают какие- либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания. При-. Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. А нам пора! Пре-. Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку: Памятка. Преодолеть преграду, Не преступить закон, В прекрасную погоду Прервать прескверный сон, Предобро улыбнуться, Путь преградить тебе, Здесь мы везде напишем Приставку...
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква а (это приставка при) Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-).
Все вместе: ПРЕ-. При-. С приставкой При- приблизим, Приклеим и пришьем. Чуть выше приподнимем, И что-то привнесем. Немного приуменьшим, Совсем чуть-чугь приврем, Расставим по порядку, И сядем, отдохнем. Прощаются с приставками, записывают домашнее задание
ПРИМЕР 2 Интеллектуальная игра-викторина.
5-й класс Тема: Путешествие по стране Русского Языка.
На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы: 1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.) 2) Что стоит посередине земли? (Буква м) 3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др. В городе Морфология пятиклассники получили задания: • образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?); • продолжите высказывание: Основа предложения — это... ; Значимая часть слова, стоящая после корня, — это... В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы. Например: 1) Ум хорошо, а . . . (два лучше). 2) Знай больше, а говори . . . (меньше). 3) Не зная броду, .. . (не суйся в воду). 4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это? 5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.
Конкурс «Ералаш» На доске стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение — справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, в результате чего получается бессмыслица. Задача играющих — разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте. Злой кабан сидел на ветке 1 Пароход томился в клетке 2 Соловей точил клыки З дикобраз давал гудки 4 Кошка физику учила 5 Маша хвостик свой ловила 6 Буратино шил штаны 7 А портняжка ел блины 8 Еж накрыт к обеду был 9 Чиж усами шевелил 10 Рак летал под облаками 11 Стол гонялся за мышами 12 Чайник прыгал во дворе 13 Мальчик булькал на костре 14 (Ответ: правильный порядок — 3, 4, 1, 2, 6, 5, 8, 7, 12, 11, 10, 9, 14, 13.)
В последние годы в обучении русскому языку широко применяются тесты. Они позволяют за короткое время узнать подготовленность класса, определить общий уровень знаний. Поэтому в конце урока учащимся предлагаются тестовые задания. 1. Выберите правильный ответ. В, на, из, у являются: а) союзами; б) местоимениями; в) предлогами; г) частицами. 2. Выберите правильный ответ. Глаголы: а) употребляются в форме только одного лица; б) изменяются по двум лицам; в) изменяются по трем лицам; г) не изменяются по лицам.
Выберите правильный ответ. Глагол стояла имеет в стихотворении:
В этот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
А. С. Пушкин
а) форму прошедшего времени; б) форму настоящего времени; в) форму будущего времени; г) неопределенную форму. 4. Выберите правильный ответ. Существительное площадь в предложении Ребята пришли на площадь стоит: а) в именительном падеже; б) в родительном падеже; в) в винительном падеже; г) в творительном падеже. 5. Найдите ошибку: а) билет; б) вагон; в) кондуктор; г) пасажир. б. Выберите правильный вариант ответа. В глаголе попросила: а) по- — приставка, -прос- — корень, -ил- — суффикс, -а — окончание; б) поп- — приставка, -рос- — корень, -ил- — суффикс, -а — окончание; в) по- — приставка, -прос- — корень, -и- суффикс, -л- — суффикс, -а — окончание; г) поп- — приставка, -рос- — корень, -и- — суффикс, -л- — суффикс, -а — окончание.
ПРИМЕР З. Лингвистические сказки
В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются — трудный учебный материал дается в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами. Вот одна из сказок.
Ударение.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас». Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — это же просто черточка на письме». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, а перед взором других слов предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые, грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа получился Атлас, вместо Капель — Капель, вместо слова Дорога — Дорога. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение. В словах Голова, Борода, Рука при их изменении по падежам и числам юркое ударение с окончаний перескочило на основу. Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почетных мест на своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением и осторожностью. (И. М Подгаецкая) Задания 1. Какими примерами из текста сказки вы проиллюстрируете следующие свойства русского ударения: • Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство.
• Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность.
2. Как называются пары слов, в которых с помощью ударения изменяется значение? Дополните свой ответ примерами.
ПРИМЕР 4. Игра в слова
«Загадка — это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омографы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его». Шарада — это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», <мьтшь+як> и т.д. Три части слова находи подряд: Когда ликуешь, говоришь «я рад», За этим словом назови союз, А третьей частью будет слово «ус». Бывает он у старика, есть у кота, Его ты обнаружишь у кита. А целое должно на ум прийти, - Когда окружность циркулем, Захочешь провести. Анаграмма — это слово или словосочетание, образованное от перестановки слогов и букв (например: липа — пила, актер — терка), а также при чтении справа налево (например: колесо—оселок, кот — ток), в результате чего составляется другое слово. Они в конструкциях встречаются мостов и каменных ворот.
В продукт питания превращаются при чтении наоборот (арки – икра).
Голова моя высоко, поднялася над землей.
Если буквы переставишь, я для зверя – дом родной.(крона – норка).
Метаграмма — это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа; заменив п на с, получаем другое слово —лиса, сазан — фазан, цапля — капля, карта — парта и т.п.). С буквой «З» — оно блестит, В сейфах банковских лежит. С буквой «Б» — гнилое место, Там земля, как будто тесто. (золото — болото) С «Г» — ее на винт накрутят, С «Л» — конечно, лает, С «М» — одежда, но не греет, С «3» — от волка убегает. (гайка — лайка — майка — лайка) Логогриф — загадка, для решения которой, надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест — перст, мир — мираж, Вера — Венера. Несет с трудом меня старик. Но если «Ю» прибавишь — вмиг, К нему придет на помощь тот, Кто без труда меня несет.
Его откроешь — и вода - Из него польется. Добавишь «Э» — и тогда, В кинотеатре он найдется (кран — экран)
Несет с трудом меня старик. Но если «Ю» прибавишь — вмиг, К нему придет на помощь тот, Кто без труда меня несет (ноша – юноша)
Омограф - слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволочка - проволочка, ирис - ирис.
Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И.Босена) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка. Взгляни на это слово: В нем всего два слога. Ударный слог последний. В церкви стоит, Музыка летит Под самый потолок. Ударный первый слог — Это почка, селезенка, Сердце, легкое, печенка. (орган — орган)
Мы для пильщика — подставка, Мы для кучера — сиденье, Но попробуй-ка поставь-ка Нам другое ударенье, — Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. (козлы — козлы)
Омоним — слово, совпадающее с другим по звучанию и написанию, но по значению не имеющее с ним ничего общего (например: мир1 — Вселенная, мир2 — земля, мир3 — среда, мир4 — согласие, покой и др.; свет1 — энергия, свет2 — сияние, свет3 — общество, свет4 — блик.)
Встречаюсь в тетради, Встречаюсь в плетне (кол)
ПРИМЕР 5. Игра «Переводчик»
Тема: «Имена существительные общего рода».
Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример (литературный или собственный) — еще очко. Например: 1) драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира). Мы везем с собой кота, чижика, собаку. Петьку-забияку. . . (С. Михалков). 2) Тот, кто первый вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка). 3) Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена). 4) Необразованный, малосведущий человек (невежда). Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (И. Крылов). В настоящее время существует большое количество игр, кроме рассмотренных в статье, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото; подвижные игры, например, с мячом; компьютерные игры и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.
Заключение
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации творческой деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций. Таким образом, игровую технологию можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования познавательных интересов учащихся, может активизировать творческие способности.
При подготовке к игре учащиеся часто включаются в разнообразную дополнительную познавательную деятельность.
В играх часто используются различные предметы, игрушки, рисунки, карточки, таблицы, плакаты, модели, карты, подготовленные сценарии, диалоги, заученные отрывки стихов, пословицы, поговорки и другие материалы. Школьники вовлекаются в подготовку этих дидактических средств. Они обращаются к различным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам, описаниям, исторической и научно-популярной литературе и т. д. Это воспитывает интерес к предмету.
Большое значение игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиниться коллективу, правилам игры. Это воспитывает умение преодолевать трудности, тренирует волю ребенка.
Игра развивает чувство товарищества, дружбы, так как в случае необходимости играющий должен уступить, помочь товарищу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Игра снимает напряжение, но повышает чувство ответственности перед одноклассниками.
Во время игр развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение и др. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание первым решить задачу вызывают мыслительную и речевую активность учащихся.
Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:
игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;
правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;
игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224ФГОС: основное общее образование http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224 Турик Л.А. , Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 281 с.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным.- М.: Школьная Пресса, 2003.- 144 сДмитриева Т. В. Игра как средство повышения интереса учащихся к урокам русского языка и литературы. Иошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу, 2001.
Жулий Т. Б., Теплицкая О. В. Сказки и были... Лингвистические миниатюры. Луганск: ООО «Альманах», 1995. -136с.
Загадки-шарады. И не только. Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М.П. Филипченко. Волгоград: Учитель, 2008.
Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. М.: Высш. школа, 2004.
Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово». – М.: Просвещение, 1987. - 187с
Т.А. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку». – М.: Просвещение, 1995. - 217с
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, М., Просвещение, 2007. – 248с.