Урок литературы по теме И звезда с звездою говорит…
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Уральский химико – технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ «И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ…»
Разработчик: Грошева Т.М.
преподаватель русского языка и литературы
Губаха 2015
Тема: «И звезда с звездою говорит…»
Модель урока:
Цели:
- проследить общую связь между жизнью и творчеством поэтов Н. Рубцова и М. Басё;
- выяснить, есть ли границы у настоящей поэзии и можно ли назвать диалог двух поэтов диалогом двух литератур, в результате которого рождаются общечеловеческие ценности;
- систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о творчестве Н.М. Рубцова и М. Басё;
- развивать познавательную активность и творческие возможности студентов путём самостоятельного выполнения заданий творческого характера;
- способствовать развитию коммуникативных, общекультурных, общеучебных компетенций;
- воспитывать чувство взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи.
Тип: урок усвоения новых знаний на основе имеющихся
Форма: путешествие
Методы: проблемный, поисково – исследовательский
Материально – техническое и дидактическое оснащение:
- доска: две большие красочные звезды с надписями «Н. Рубцов» и «М. Басё» и датами их жизни, контуры стран – России и Японии, на магнитах – таблички;
- демонстрационный столик: альбом о Японии, иллюстративные материалы;
- стол преподавателя: книжка терминов, композиция из цветов, благовония,
- аудиозаписи: японская музыка, песни на стихи Н. Рубцова;
- столы студентов: папки с дидактическими материалами (конверты со словами, таблички со знаками ! и ?, хокку Басё, отрывки из стихотворений Н. Рубцова);
- мультимедийная презентация.
Подготовка к уроку:
Групповое домашнее задание: перечитать стихи Н. Рубцова из предложенного списка.
Индивидуальное домашнее задание: подготовить материалы о М. Басё и Н. Горлановой.
Ход урока:
Деятельность преподавателя: обращается к слайду №3 и зачитывает слова О.Э. Мандельштама: «В священном исступлении поэты говорят на языках всех времён, всех культур. Для них нет ничего невозможного».
Проблемный вопрос: возможен диалог двух литератур? Например, русской и японской? Парадокс это или реальность?
С этими вопросами я пришла сегодня на урок и хотела бы вместе с вами на них ответить. Попробуем исследовать возможность такого диалога, обратившись к представителям двух различных литератур, русской и японской, Николаю Рубцову и Мацуо Басё.
? (вопросы преподавателя): Что мы должны вспомнить, постараться исследовать, чтобы разрешить нашу проблему?! (ответы студентов): Вспомнить биографию Н. Рубцова, сравнить её с биографией Басё, прочитать их стихи, сравнить темы их произведений…
Попытаемся найти общую связь между такими, казалось бы, разными поэтами, как Рубцов и Басё; выяснить, есть ли границы, например, национальные, временные, пространственные, у настоящей поэзии; выявить возможность назвать диалог двух поэтов диалогом двух литератур, в результате которого рождаются общечеловеческие ценности; и, наконец, попытаться разрешить нашу проблему о возможности диалога двух литератур.Существует старинное поверье: когда на земле рождается человек, на небе зажигается новая звезда. Обратим свои взоры на поэтический небосклон, где ярко сияют две звезды – М. Басё и Н. Рубцов (показывает на звёзды). Через века и расстояния они ведут бессмертный разговор друг с другом и с нами, их потомками.
Для того чтобы выяснить, возможен ли диалог двух литератур, я приглашаю вас в путешествие по звёздному поэтическому небосклону во времени и пространстве.
Давайте закроем глаза и в сопровождении народной японской музыки, под восточные благовония перенесёмся в далёкую и загадочную Японию (зажигает благовония, включает японскую музыку).
Деятельность преподавателя (продолжает на фоне музыки): Мы оказались в Японии 17 века. Именно здесь в 1644 году зажглась звезда великого Мацуо Басё, ставшего классиком японской поэзии. Я хотела бы попросить готовившего задание студента рассказать нам о М. Басё. А ваша задача – слушать внимательно и мысленно, по ходу рассказа, постараться подобрать те слова, которые наиболее ярко характеризуют основные события жизни Басё.
Деятельность студентов: один из студентов рассказывает о жизни М. Басё.
Деятельность преподавателя: Вы внимательно прослушали подготовленный рассказ. А теперь я прошу воплотить ваши мысленные ассоциации и помочь мне подобрать нужные слова, наиболее ярко характеризующие жизненный путь японского поэта, воспользовавшись конвертами, лежащими у вас на столах.
Деятельность студентов: выбирают слова и раскладывают их на столах, по ходу работы один из студентов выходит к доске и прикрепляет при помощи магнитов столбиком выбранные им слова.
Деятельность преподавателя: Сверимся с доской. Проверьте, какие слова выбрали вы? Действительно, жизнь Басё была нелёгкой, но огромный талант позволил ему стать известным поэтом, классиком японской литературы.
? Достаточно ли знать лишь биографию Басё, чтобы говорить о диалоге двух литератур?
! Нет, этого мало.
? Что же ещё нужно знать?
! Творчество, о чём он писал стихи…
Деятельность преподавателя: Странствуя по свету, Басё создавал свои знаменитые трёхстишия – хокку. Например, вот одно из самых известных его произведений – хокку «Ворон»:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Деятельность студентов: один из студентов рассказывает о жанре хокку.
Деятельность преподавателя: просит студентов перечислить основные черты этого жанра. Они называют. Затем делают записи в тетради.
Обратимся к хокку Басё. Они писались в дороге, он отражал в них всё, что видел вокруг себя. Поэтому их темы разнообразны (на экране – перечисление основных тем хокку Басё):
РОДИНА
ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕК
СКИТАНИЯ
БЕГ ВРЕМЕНИ
УТРАТЫ
У вас на столах лежат распечатки хокку Басё. Найдите соответствия между трёхстишиями и темами.
Хокку Мацуо БасёХолод пробрал в пути. Как изменились лица!
У птичьего пугала что ли Я прочитал на них старость свою.
В долг попросить рукава? Все, словно зимние дыни.
Иней его укрыл. Бабочкой никогда
Стелет постель ему ветер. Он уже не станет.
Брошенное дитя. Напрасно дрожит червяк на осеннем ветру.
Весна уходит, Поник головой до земли,
Плачут птицы. Словно весь мир опрокинут вверх дном.
Глаза у рыб полны слезами. Засыпанный снегом бамбук.
(«Отцу, потерявшему сына»).
Деятельность студентов: устанавливают соответствия.
Деятельность преподавателя: проверяет работу.
Вряд ли в Японии найдётся жанр, который полнее и ярче, чем хокку, выразил бы то, что называют японским национальным духом. Однако, при всей его специфике, он оказался довольно популярным и в других странах. После трёхсотлетней изоляции Японии европейцы обратили свои взоры на Восток и нашли там много интересного для себя. Именно тогда шедевры японских поэтов стали переводиться на западные языки, ими восхищались, им подражали.
Деятельность студентов: один из студентов рассказывает о пермской писательнице Нине Горлановой, которая тоже пишет хокку, но на современные темы:
Как разделить три яйца
На шесть человек?
А! Испеку им блины!
В этом есть
Что – то японское:
Вся семья любит рис!
Чем приправить еду?
А приправлю гостями,
Милой сердцу беседой…
Деятельность преподавателя: Давайте мы с вами тоже перенесёмся в Японию и попробуем сочинить хокку. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним основные черты этого жанра, о которых мы уже сегодня говорили.
Деятельность студентов: перечисляют основные черты жанра. Затем под японскую музыку сочиняют хокку. Зачитывают вслух по желанию.
Деятельность преподавателя: благодарит за работу и предлагает продолжить её дома, а на следующем уроке сдать свои произведения (в результате в кабинете литературы можно оформить выставку лучших работ студентов).
Готовясь к сегодняшнему уроку, я тоже попробовала кое – что сочинить. И вот что у меня получилось:
Осенний дождь –
Это слёзы на стекле.
На небе плачут ангелы.
Смотрю на звёзды,
А они смотрят на меня.
Так мы молча разговариваем.
? Итак, мы поговорили о жизни и творчестве Мацуо Басё. Но достаточно ли этих знаний, чтобы говорить о диалоге двух литератур? ! Нет.
? Что нам ещё надо знать? О чём или о ком необходимо вспомнить?! Поговорить о другом поэте – Николае Рубцове…
Совершенно с вами согласна. Нельзя считать затронутую нами проблему разрешённой, ведь мы ещё ничего не сказали о Н. Рубцове. Для этого нам нужно вернуться из Японии в Россию. Итак, в обратный путь! (звучит музыка – сначала японская, затем она сменяется одной из русских народных песен).
Путешествуя по Японии, мы узнали о жизни классика японской литературы Мацуо Басё и о жанре хокку. А на поэтическом небосклоне России ярко сверкает звезда Николая Михайловича Рубцова (показывает на звезду).
Звучит песня «В горнице».
Деятельность преподавателя: Вы, конечно же, узнали эту замечательную песню на стихи Н. Рубцова. А что мы знаем о нём? Сейчас я буду называть события, а вы, если согласны, поднимите карточки с ! знаком, а если событие названо неверно или оно происходило не с поэтом, то карточку с ? знаком. Будьте внимательны!
Деятельность студентов: слушают преподавателя, отвечая карточками:
Н. Рубцов рано осиротел и детство провёл в детском доме села Никольское (!)
«Был он невелик ростом, очень худ, с тонкими чертами лица. И щёки, и лоб были бледны, глаза глядели сосредоточенно, робко, мягко». (!)
Н. Рубцов – участник Великой Отечественной войны (?)
Рубцов был обустроенным человеком, благополучным поэтом, в его жизни почти отсутствовали проблемы (?)
В. Астафьев сказал о Н. Рубцове: «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по – разному. И есть страшная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходят из жизни рано и, как правило, не по своей воле». (!)
С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно(!)
Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе, но всё же всегда оставался «скитальцем» по самой своей сути (!)
Деятельность преподавателя: Вы правильно ответили на большую часть вопросов, однако, некоторые из них вызвали у вас затруднения, поэтому я ещё раз хотела бы вам напомнить (заостряет внимание студентов на тех вопросах, на которые были даны неправильные ответы).? Какие ассоциации у вас возникли, когда вы вспоминали некоторые события из жизни Н. Рубцова?
! Одиночество, неустроенность, скитания, нужда…
? Не кажется ли вам, что сегодня на уроке мы уже слышали подобное? В связи с чем? ! Когда говорили о Басё. Его жизнь тоже была полна лишений, неустроенности, трудностей. Он был беден и нуждался…? Правильно. Но достаточно ли этого сходства, чтобы говорить о диалоге двух литератур? ! Наверное, надо ещё вспомнить стихи Н. Рубцова…
? Совершенно с вами согласна. Но для начала вспомним, о чём вообще писали свои стихи русские поэты? Какие темы присущи русской лирике?! Темы любви, природы, Родины, гражданственности, дороги…
(у преподавателя заранее подготовлены слайды, отражающие названные темы, поэтому на экране постепенно выстраивается их список).
Многие темы были названы вами совершенно верно. Но вы забыли сказать о…(дополняет список в зависимости от ответов студентов).
Давайте попробуем найти названные нами темы в стихах Н. Рубцова.
Деятельность студентов: работают со сборниками стихотворений поэта, устанавливая соответствия. В это время негромко звучит песня в исполнении Е. Шавриной на стихи Н. Рубцова.
Деятельность преподавателя: проверяет работу студентов. Выслушивает доказательства. Затем вновь обращается к слайдам на экране и перечисляет основные темы. ? А теперь подумайте и скажите, что, по - вашему, объединяет таких, казалось бы, совершенно разных поэтов, живших в разное время, в разных странах?
! Некоторые похожие моменты их жизни, общие темы… Их волновали одни и те же общечеловеческие темы…
? Согласна. Скажите теперь, могут ли два поэта, жившие за тысячи километров друг от друга, в разные времена вступить в диалог друг с другом? Возможен ли теперь диалог двух литератур? ! Да, возможен, так как мы установили много общего.
Деятельность преподавателя: обращается к слайду №27, на котором написано: Возможен диалог двух литератур! А в начале урока на слайде №3 было написано: Возможен диалог двух литератур?
Заканчивается наше путешествие по звёздному поэтическому небосклону. Мы с вами стали свидетелями и участниками диалога двух замечательных поэтов – М. Басё и Н. Рубцова, представляющих две разные литературы. Мы убедились, что диалог этот возможен и интересен, так как настоящая поэзия не знает времён, границ и национальностей. И если возможен диалог двух поэтов, значит, возможен и диалог двух литератур, в результате которого создаются вечные общечеловеческие ценности, одной из которых является любовь. Любовь к Родине, к женщине, к матери… Я хотела бы закончить наше путешествие двумя загадками. Я включаю музыку, звучит песня на стихи Н. Рубцова, а вы, пожалуйста, назовите стихотворение, которое положено в основу песни.
Звучит песня «Тихая моя Родина».
Деятельность студентов: после прослушивания песни называют стихотворение «Тихая моя Родина».
Деятельность преподавателя: А сейчас прозвучит ещё одна очень популярная песня. Может быть кто – то из вас удивится, но написана она тоже на стихи Н.М. Рубцова. Слушайте.
Звучит песня «Букет» в исполнении А. Барыкина.
Деятельность преподавателя: Я прощаюсь с вами. Мне было очень приятно и интересно с вами путешествовать. Спасибо. До встречи на следующем уроке!
Продолжает звучать песня «Букет».
Список использованных источников:
Басё М. По тропинкам Севера / Пер. с япон. В. Марковой, Н. Фельдман. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 288 с. ISBN 978-5-352-02098-2Бреславец Т.И. Поэзия Мацуо Басё. — М., 1981. — 152 с.
Волков, Б. Орфей. Поэтическая судьба Николая Рубцова // ЛШ – 1996. - №1.
Горланова, Н. Хокку // Знамя. – 1994. - №3.
Зуев, Н. Николай Рубцов и национальная поэтическая традиция // ЛШ. – 1996. - №1.
Кожинов, В. Статьи о современной литературе / В. Кожинов. - М., 1990.
Коняев, Н.М. Путник на краю поля // Роман – газета. – 1993. - №19 – 20.
Коняев, Н.М. «Тихая моя Родина» / Н.М. Коняев. - М., 1991.
Самусевич Альбина. Цветёт шиповник в дюнах. Лирические трёхстишия.- Калининград, 2000.
Соколова - Делюсина Т. Мацуо Басё. Стихи, проза. — СПб.: Гиперион, 2002.