Методическая разработка. УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аникина Марина александровна
ГАПОУ СО «ННХТ»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2015 г. определяют в качестве одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается страна, дефицит человеческого капитала как основного ресурса экономического развития. При этом отмечается, что обозначившийся дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров, при сохранении сложившихся тенденций, может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.
В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. В системе профессионального образования опережающее развитие должно получить начальное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе вырастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Необходимо существенно активизировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией её на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укреплению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего профобразования к потребностям местного рынка.
В последние годы на многих предприятиях г. Новокуйбышевска и области, происходят значительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства, обновление производственных мощностей и внедрение новых технологий. Эти изменения вызывают увеличение спроса на квалифицированные кадры. По информации органов занятости населения, от 60 до 90% вакансий регионального рынка труда приходится на профессии высококвалифицированных рабочих. Согласно экспертным оценкам Российского союза товаропроизводителей, доля данной категории от общего количества рабочих, занятых в экономике составляет чуть более 5% против 40-55% в развитых странных Европы и США. При этом средний возраст высококвалифицированного российского рабочего – 54 года. Сегодня 68,6% выпускников средних школ поступают в вузы, в то время как десять лет назад этот показатель был сбалансирован между вышеназванным уровнем образования. Дисбаланс между кадровым спросом и предложением на региональном рынке труда проявляется в том, что рабочие и специалисты по уровню своей квалификации не в полной мере отвечают необходимым требованиям. Работодатели заявляют потребность в рабочих 4-6-го квалификационных разрядов, владеющих смежными профессиями, в то время как 75% выпускников учреждений НПО имеют установленный госстандартом 3-й разряд.
В ГАПОУ СО «ННХТ» налажена система партнёрских отношений в целях организации производственной практики на предприятиях города. Важной задачей профессионального воспитания является формирование у будущих специалистов профессионально важных личностных качеств, таких как:
Общая и профессиональная компетентность;
Осознанная мотивация;
Потребность освоения выбранной профессии;
Обладание учебно-интелектуальными основами профессии;
Технический поиск;
Коммуникативные умения.
В формировании этих качеств большую роль играет изучение новых современных производственных технологий.
На базе техникума создан Ресурсный центр профессионального образования химического профиля, в котором проводится подготовка по новым производственным технологиям с использованием модернизированных образовательных ресурсов по профессиям начального профессионального образования.
Фирмой Didacta Italia S.r.l. произведены поставки и монтаж учебного оборудования для РЦ ПО на базе ГАПОУ СО «ННХТ»:
IC18DV/
·92 - IC18DV/92/C Многофункциональная ректификационная установка с автоматическим управлением технологическим процессом;
IC105D Аппарат для изучения седиментации (процесса осаждения);
IC47D Многофункциональная экстракционная установка.
Многофункциональная установка по извлечению продукта позволяет выполнить три разных способа извлечения продукта:
Твердое тело/твердое тело;
Жидкое/твердое извлечение с постоянным растворителем;
Жидкое/жидкое извлечение с постоянным растворителем.
Аппарат для изучения седиментации позволяет выполнить все эксперименты, необходимые для изучения процесса осаждения.
Опытная полифункциональная модульная установка по перегонке – это опытная малогабаритная установка для мелкосерийного производства идеально подходит для образовательных и исследовательских целей в работе с малым количеством продукции, может быть использована для выполнения широкого круга тестов повторных, непрерывных и серийных процессов перегонки. Установка независима в учебной лаборатории. По модульному дизайну установка гибкая и легкая в использовании, снабжена пультом ручного управления, а также и системой автоматического управления технологическим процессом на базе ПК.
Достоинство всех учебных установок является:
Компактность;
Выполнение аппаратов из боросиликатного стекла позволяет визуально наблюдать технологические процессы, происходящие в них, что усиливает процесс запоминания, делает доступным процесс обучения, повышает ответственность за выполнением технологической дисциплины;
Использование учебных установок позволяет производить множество экспериментов, практических работ и вырабатывать у учащихся навыки ведения реальных технологических процессов;
Малый расход химических реактивов и возможность повторного их использования;
Учебные установки позволяют вести промышленные технологические процессы в лабораторных условиях;
Все учебные установки являются эксклюзивными, аналогов в России нет;
Все учебные аппараты снабжены инструкциями по эксплуатации и проведению экспериментов.
Материальная база ресурсного центра может быть использована для проведения процедуры сертификации профессиональных квалификаций. Ведётся разработке модульных учебных программ по новым производственным технологиям, методических рекомендациях.
Термин модернизация весьма близок к понятию реформа. Но если реформа подразумевает реализация некоторого набора заранее назначенных мер в заданное время, то модернизация – это процесс, метод и одновременно общее направление изменений. Очень близко к понятию модернизация находится категория развитие. Но развитие носит самопроизвольный характер, не имеет цели, а модернизация представляет собой человеческий замысел, а значит, предусматривает цель и план действий по её достижению.
Из всего вышесказанного следует, что концепция модернизации – это не просто программа назревших перемен, а это новая философия образования, которая определяет его новые цели и новые ценности и вводит в контекст всеобъемлющих модернизационных процессов, протекающих ныне в России – в её экономике, культуре и социальной сфере.

Литература:
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008г. № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»
IC47D «Многофункциональная экстракционная установка. Руководство по эксплуатации и сборник упражнений» изд. Didacta Italia 2006г.
IC18DV «Дистилляционная колонна. Монография» изд. Didacta Italia 2006г.
Оператор нефтепереработки: Методические рекомендации для педагогов.- Самара: Изд-во ЦПО, 2007.























15