Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10.ВЧ Автоматизированные системы управления производством (АСУП)
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10.ВЧ Автоматизированные системы управления производством (АСУП)
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальностей технического профиля 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебной работе
ГАПОУ СО «ЭП»
_______________/Думан О.А.
«28» сентября 2016 г.
_______________/___________/
«_____» ________________201__ г.
_______________/____________________/
«_____» ________________201__ г.
_______________/____________________/
«_____» ________________201__ г.
_______________/____________________/
«_____» ________________201__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Автоматизированные системы управления производством (АСУП)» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г.ОДОБРЕНО на заседании межцикловой комиссии информационно-коммуникационных технологий
Протокол № 1, «27» августа 2016 г.
Председатель комиссии /_______/Чиканкова Н.А.
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии/______/____________/
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии /_______/____________/
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии /_______/____________/
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель комиссии /_______/____________/
ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГАПОУ СО «ЭП»
Протокол № ___, «28» сентября 2016 г.
Председатель _____________/ _______________ /
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель _____________/ _______________ /
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель _____________/ _______________ /
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель _____________/ _______________ /
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель _____________/ _______________ /
Составитель(и) (автор):
Черясова Е.В. преподаватель информатики ГАПОУ СО «ЭП»
Рецензенты:
Внутренний
Внешний
Ивашова А.Н., преподаватель информатики ГАПОУ СО «ЭП»
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………….. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………... 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………. 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ». 13
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины общепрофессионального цикла «Автоматизированные системы управления производством (АСУП)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, реализуемой на базе основного общего образования.Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180);Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
«Автоматизированные системы управления производством (АСУП)» является дисциплиной общепрофессионального цикла, ее изучение направлено на формирование у студентов умения применять полученные знания в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе освоения общепрофессионального цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются
личностные результаты
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения профильной учебной дисциплины "Автоматизированные системы управления производством (АСУП)" (углубленного уровня) отражают:
- сформированность представлений о принципах информатизации в сфере управления предприятием и организацией;
- сформированность представлений о состоянии развития информационных систем управления, составе и принципах проектирования информационных систем с подсистемной структурой;
- владение современными программными средствами для решения задач управления и принятия решения;
- владение стандартными приемами написания компьютерных моделей, компьютерных экспериментов с моделью;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
- сформированность представлений о возможностях применения вычислительной техники в профессиональной деятельности;
- владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
- сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
В процессе освоения учебной дисциплины «Автоматизированные системы управления производством (АСУП)» обучающимся с ОВЗ должны быть созданы условия, способствующие получению знаний:
- механизмов социальной защиты;
- знаний норм позитивного социального поведения;
- основ эффективного интеллектуального труда;
- приемов самостоятельной работы;
- роли книг и ИКТ в учебной деятельности;
- основ деловой коммуникации.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 60 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 40 часов;
самостоятельная работа обучающегося составляет 20 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 40
в том числе: практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20
в том числе: Работа по поиску и обработке информации
Составление таблиц
подготовка и оформление докладов, рефератов, информационных сообщений
Подготовка плана-конспекта, опорного конспекта
Самостоятельное выполнение задания
4
3
8
3
2
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Автоматизированные системы управления производством (АСУП)»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъём часов Уровень освоения
Раздел 1. Автоматизация производства и технологический процесс
Тема 1.1. Автоматизация производства и технологический процесс Содержание учебного материала 1
1 Характеристика основных понятий: производственный процесс, технологический процесс, автоматика, автоматизация, технологические и регулируемые параметры и т.п.
2 2 Назначение, классификация автоматики на производстве.
Элементы организации автоматического построения производства, элементы автоматизированных систем управления технологическими процессами. 2 3 Способы и принципы управления системами автоматизации.
Технология автоматизированной обработки информации при ведении технологического процесса. Проблемы выбора и внедрения АСУП 2 Самостоятельная работа обучающихся1 Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Автоматизация производства и технологический процесс».
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Значение автоматизации производства на современном этапе развития общества.
Классификация и структура ТОУ по отраслям.
Принципы управления системами автоматизации. Обратные связи в САУ.
Основные элементы, входящие в типовую схему САУ.
Виды величин и состояний, измеряемых элементами автоматики. 4 2 Составление докладов.
2 Раздел 2. Комплекс технических средств в системах автоматизации
Тема 2.1. Комплекс технических средств в системах автоматизации Содержание учебного материала 2
1 Устройство и принцип действия автоматики на производстве. Задающие, измерительные, усилительные, сравнивающие и исполнительные устройства в системах автоматизации.
Унифицированная блочная система регулирования (УБСР) в системах автоматики 2 2 Технические и программные средства реализации информационных процессов автоматизации производства.
Общий состав и структура ЭВМ, программируемых контроллеров (ПК), числовых программных устройств (ЧПУ) в автоматизации производств 2 Практические работы 1 Контрольно-измерительные приборы и другие технические средства, применяемые в системах автоматизации производств 2 2 Выбор КТС для механизации и автоматизации технологического процесса в профессиональной деятельности 2 3 Разработка и построение структурной и функциональной схем АСУ с учётом специализации 2 Самостоятельная работа обучающихся: 1 Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Комплекс технических средств в системах автоматизации» 2 2 Составление рефератов 2 3 Подготовка доклада на тему: «Регуляторы в автоматизации производств (виды, типы, принципы работы)» 2 4 Составление таблицы, содержащей числовые программные устройства в САУ 2 Раздел 3. Типовые системы автоматизации производства
Тема 3.1. Типовые системы
автоматизации производства
Содержание учебного материала 2
1 Структура и функции автоматизированной системы управления
Локальные и глобальные сети. 2 2 Типовые разомкнутые и замкнутые системы автоматизации технологических процессов 2 3 Системы автоматизации с применением ЭВМ 2 4 Система автоматизации программируемых контроллеров, числовых программных устройств для управления технологическими процессами 2 5 СЧПУ и ГАП 2 6 Программы управления работой машины, промышленного робота 2 7 Система автоматической защиты (САЗ), система автоматической контроля (САК), система автоматической сигнализации (САС) 2 8 Следящие системы, применяемые в автоматизации технологических процессов 2 9 Типовые схемы автоматизации сварочных работ при помощи сварочных агрегатов, машин и др. 2 10 Перспективы развития автоматизации управления швейным производством 2 Практические работы 1 Автоматизация рабочего процесса на примере оформления и регистрации командировочных удостоверений вMS Excel 2 2 MS Access. Поиск информации в базе данных. Модификация БД с помощью запросов на изменение 2 Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Типовые системы автоматизации производств» 2 Самостоятельное выполнение заданий с применением СУБД MS Access 2 Подготовка доклада на тему: «Типовые системы автоматизации производств» 2 Всего: 60 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «автоматизированные системы управления производством (АСУП)» имеется кабинет информатики и лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
– учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран,
- аудио-центр,
- компьютеры, подключенные к глобальной сети Интернет;
- принтер,
- сканер.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- персональные компьютеры;
- пластиковая доска;
- методические пособия для проведения лабораторных работ.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники:
Пантелеев, В.Н. Основы автоматизации производства: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Пантелеев, В.М. Прошин. – М.: Академия, 2013. – 192 с.
Шишмарев, В.Ю. Автоматизация технологических процессов: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2014. – 352 с.
Шишмарев, В.Ю. Типовые элементы автоматического управления: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
Дополнительные источники:
Новиков Ю.В. Основы локальных сетей. Курс лекций: учебное пособие / Ю.В. Новиков, С.В. Кондратенко. – М.: Издательство: Интернет-университет информационных технологий, 2013. – 360 с. – (Основы информационных технологий).
Павлючков, С.А. Автоматизация производства (металлообработка). Рабочая тетрадь / С.А. Павлючков. – М.: Академия, 2014. – 96 с. – (Начальное профессиональное образование).
Черпаков, Б.И. Автоматизация и механизация производства: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Черпаков, Л.И. Вереина. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
Шандров Б.В. Автоматизация производства (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / Б.В. Шандров, А.А. Шапарин, А.Д. Чудаков. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
Мамионов А.Г. Основы построения АСУ: Учеб. для взов. - М.: Высш. ш., 2014. - 248 с.
Меньов А.В. Теоретические основы автоматизированного управления: Учеб. пособие. - М.: МГУП, 2014. - 176 с.
Информационные источники сложной структуры.
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады).
Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ (АСУП)»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в форме устного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, проверки и оценки выполнения практических заданий, а также в ходе проведения промежуточной аттестации и итогового контроля в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.
Результаты обучения
(предметные результаты) Формы и методы контроля и оценки Основные показатели оценки результата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Автоматизированные системы управления производством (АСУП)":
- сформированность представлений о принципах информатизации в сфере управления предприятием и организацией;
- сформированность представлений о состоянии развития информационных систем управления, составе и принципах проектирования информационных систем с подсистемной структурой;
- владение современными программными средствами для решения задач управления и принятия решения;
- владение стандартными приемами написания компьютерных моделей, компьютерных экспериментов с моделью;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
Оперативный контроль:
- проверка качества выполнения практических работ;
- проверка индивидуальных заданий;
- компьютерное тестирование.
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; Оперативный контроль
- индивидуальный устный опрос;
- тестовый контроль;
- письменная контрольная работа;
- проверка и оценка докладов.
- сформированность представлений о возможностях применения вычислительной техники в профессиональной деятельности;
- владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
- сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Итоговый контроль
дифференцированный зачёт.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;- готовность к служению Отечеству, его защите; - проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических ценностей
- демонстрация готовности к исполнению воинского долга Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Своевременность постановки на воинский учет
Проведение воинских сборов
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности Успешное прохождение учебной практики.
Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - умение ценить прекрасное; Творческие и исследовательские проекты
Дизайн-проекты по благоустройству
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
- оказание первой помощи
Спортивно-массовые мероприятия
Дни здоровья
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
Занятия по специальным дисциплинам
Учебная практика
Творческие проекты
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и охраны природы
Мероприятия по озеленению территории.
Экологические проекты
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.
Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»
метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - демонстрация коммуникативных способностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;
- умение разрешить конфликтную ситуацию Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- использование различных методов решения практических задач Семинары
Учебно-практические конференции
Конкурсы
Олимпиады
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации, включая электронные;
- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;
- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.
Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной
программы
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы