Урок русского языка в 7 классе (с использованием технологии развития критического мышления). Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Урок русского языка в 7 классе
(с использованием технологии развития критического мышления).
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Цель: Сформировать понятие об особенностях самостоятельных и служебных частей речи; развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод; способствовать развитию речевой культуры.
Ход урока.
I. Стадия «Вызов».
1. Лингвистическая разминка.
Записать предложения под диктовку.
Вот уже третью ночь я не спал из-за известия, встревожившего меня.
Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.
Задание:
- Самопроверка: сверить свою запись с записью на доске, задать вопрос, если какое-то написание вызывает сомнение.
- 2 ученика у доски: расставить знаки препинания, графически их объяснить.
2. Прием «Покопаемся в памяти» ( на основе записанных предложений)
? – Назовите слова, которые обозначают предмет. Как называется эта часть речи?
? – Назовите слова, которые обозначают действие предмета?
? – Назовите слова, которые указывают на порядок предметов при счете?
? – Назовите слова, которые указывают на предмет, но не называют его?
? – Назовите слова, которые обозначают признак предмета по действию?
? – Назовите слова, которые обозначают состояние природы?
? – Назовите слова, которые обозначают признак предмета по действию?
? – Назовите слова, которые обозначают добавочное действие при основном?
? – Как называются эти части речи?
(самостоятельные части речи).
? – какие слова мы не назвали? Какой частью речи они являются?
? – Как называются эти части речи?
(служебные части речи).
3. Прием «Ассоциация».
? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока.
Запись в тетрадь темы урока: «Самостоятельные с служебные части речи».
- Формулировка задач урока: что мы должны выяснить, исходя из темы урока?
4. Прием «Кластер».
? - Почему существительные прилагательные и др. объединяются в одну группу? Что у них общего? А что объединяет все служебные части речи? (составление схемы (кластера).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
II. Стадия «Осмысление».
1. Прием «Чтение с пометками».
- Прочитать теоретический материал на стр. 131, дополнить схему.
2. По схеме рассказать о самостоятельных и служебных частях речи.
3. Работа с текстом . Подготовка и написание сжатого изложения.
- Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке по его портрету?
(Лицо, выражающее ум; слегка прищуренные глаза, всматривающиеся, кажется, в глубину, в самую суть; слегка ироническая улыбка. Человек строгих правил (судя по его одежде).
Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Особый его талант – говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно.
- Чтение текста учеником.
Язык – самое выразительное, чем человек обладает. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Бывает так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он умнее всех, над всеми смеется, ничего не боится. А на самом деле он не уверен в себе.
Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Д.С.Лихачев
? – О чем этот текст? (тема текста)
? - Какова его основная мысль?
? - Стиль речи? (публицистический)
? - Тип речи? (рассуждение)
? - Особенности построения текста рассуждения?
Т
Д
В
- Написание сжатого изложения по абзацам.
- Чтение и обсуждение полученного текста.
? - Укажите самостоятельные части речи?
? - Укажите служебные части речи? Какую функцию выполняют служебные части речи? Насколько они важны в языке?
III. Стадия «Рефлексия».
Прием «Эссе».
- Написать сочинение – рассуждение (эссе) :
«Для чего нужны служебные части речи».
- Чтение и обсуждение сочинений.
Дома: параграф 47, упражнение 284.
Самостоятельные части речи
Служебные
части речи
Грам значение
Синт. функция
Лексич. значение
Морфолог. признаки
Нет грамматич. значения
Нет лексич. значения
Не изменяется
Не может быть членом предложения
служат