Разработка урока. История достижений человека в науке, спорте, искусстве
Окружающий мир.
Тема « История достижений человека в науке, спорте, искусстве».
Цель: сформировать представление о достижениях людей как закономерный результат приложенных усилий, трудолюбия; способствовать формированию у учащихся понятия «успех»; дать представление о способностях человека; воспитывать трудолюбие, побуждать учащихся к достижению конкретных целей, формировать умение учиться, информационную, социокультурную, коммуникативную компетентности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: пресс-конференция.
2. Карточки - пазлы с пословицами.
3. Карточки - словарный материал.
4. Слайдовая презентация.
5. С.И.Ожегов «Словарь русского языка».
Ход урока.
Орг. момент.
Приветствие гостей.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Контроль и коррекция знаний.
А) Формирование рабочих учебных групп.
Сейчас вы объединитесь в группы по цвету ваших бейджиков и займете столы с соответствующим цветом.
Б) Проверка домашнего задания.
Мы сейчас проведем блиц-опрос по теме «Человеческие добродетели».
Какие черты характера украшают человека?
Что такое добродетель?
Какие поступки не достойны хорошего человека?
С чего начинается человек?
В) Работа в группах.
Собрать, прочитать и объяснить пословицы, пользуясь пазлами. Прокомментировать их.
Я не я- и хата не моя.
Наше дело сторона.
Мне что до того? Было б мне хорошо.
Мотивация учебной деятельности.
А) Определение темы урока. Игра «Сложи слово».
Вспомните грамматические игры, которые мы проводим на уроках русского языка. Переставьте слоги так, чтобы получилось слово. (Достижения)
Б) Словарная работа.
-Как вы понимаете значение этого слова?
-Назовите синоним к нему.
-Проверим наши предположения по Толковому словарю Ожегова.
IV. Содержательно-деятельностный этап
А) Слово учителя.
- Богата славными именами и событиями украинская земля. Объявляю открытой пресс-конференцию, которая посвящена теме «История достижений». Мы с вами будем собирать «Альманах достижений». Вы сегодня на уроке выступите как журналисты. Вы все готовились и много узнали о людях науки, культуры, спорта. Мы вместе выберем, какой материал самый интересный. Сначала поработаем в группах и определим выступающих.
Б) Обсуждение материалов в группах.
- Сейчас я приглашаю на трибуну первых экспертов из редакционного отдела «Достижения в науке».
В) Сообщение учащихся.
Ученик.
Королёв Сергей Павлович- конструктор, создатель ракетного топлива и ракетно-космической техники. Сергей Павлович родился в Житомире на Украине. Отец- учитель русской словесности, мать- тоже учитель. После учебы знакомится с пилотами Одесского гидроотряда и увлекается авиацией. В 17 лет защитил проект безмоторного самолёта.
В 1957 году на орбиту вышел первый искусственный спутник. А после отправляют на Луну три автоматических аппарата.
После этого были спроектированы корабли «Восток-2», «Союз», начинается создание проекта тяжёлой орбитальной станции, тяжёлого межпланетного корабля.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток-1» впервые отправился на околоземную орбиту. Это был звездный час не только Гагарина, но и Королёва.
Вопросы журналистов из зала
Деятельность Королева послужила развитию науки только в нашей стране?
Какими чертами характера обладал Королев?
Настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Прославился ли Королев?
Нет, его имя было засекречено.
Какие заслуги у Королева?
Королев разрабатывал оригинальные планеры, корабль для облета Луны Л-1, геофизические спутники, спутники связи и телевещания.
Ученик.
Лутугин Леонид Иванович родился в селе Кольчугино Кемеровской области, в большой купеческой семье , отец был владельцем ювелирного магазина. Окончил курс в Горном институте и поступил на службу геологом.
В 1892 году приступил к изучению Донецкого каменноугольного бассейна, чем занимался более 20 лет.
Лутугин занимался детальным составлением карт, создал сводную карту Донецкого бассейна.
Его заработок шел на общественные нужды: на школу для детей бедняков, на поддержку исключенных студентов, на помощь ссыльным каторжанам.
Леонид Иванович создал школу геологов. В честь Лутугина назван наш город. Сотни улиц носят его имя, названа шахта в городе Торезе.
Сам Лутугин – уникум, видевший, как устроено подземное царство. Он видел на сотни километров под землей.
Вопросы журналистов из зала
В чем сам Лутугин видел свое призвание?
Он называл себя поэтом Донецкого бассейна.
Каменный уголь он называл солнечным камнем, как настоящий поэт.
Оказывается в каждой пофессии нужно вдохновение.
Г) Видео-мозаика.
Патон Борис Евгеньевич- мостостроитель
Амосов Николай Михайлович - хирург
Мечников Илья Ильич - биолог
Сикорский Игорь Иванович - вертолетостроитель
Ведущий Сейчас я приглашаю следующих экспертов из редакционного отдела «Достижения в спорте».
Ученик.
Александр Усик- украинский боксер, олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы, заслуженный мастер спорта Украины. Родился в Симферополе. Боксом начал заниматься в 15 лет. Друг предложил в школу бокса, идея Александру понравилась. Очень быстро Александр понял, что бокс- это его вид спорта. Он выступал на олимпиаде в Лондоне и считался лучшим боксёром. Сейчас он член клуба «Украинские атаманы». Живёт в Симферополе. Мечтает построить спортивный центр для детей, где бы каждый мог заниматься бесплатно спортом.
С малых лет Александр посещал футбольную школу. Но на одном матче, парень из команды соперницы плохо выразился в его сторону, реакция была незамедлительна. Вот так он попрощался с футболом, но не спортом.
Он сочиняет песни, пишет стихи, танцует.
Вопросы журналистов из зала
Чем удивил Усик на олимпиаде в Лондоне?
Он подготовил сюрприз, станцевал на ринге гопак, затем пронёс украинский флаг, а во время награждения взмахнул вымышленной саблей- так он напомнил миру про казацкую мужественность, силу и славу.
Мы знаем, что у спортсменов короткий век спорта, как сложилась его судьба?
Александр занимается общественной деятельностью.
Алина познакомит нас с выдающимся футболистом.
Ученик.
Андрей Шевченко родился в селе Двиркивщина, не далеко от Киева. Начал гонять мяч ещё в родном селе, а когда переехал в Киев, увлекся серьёзно футболом. К базе «Динамо»было не близко, но Андрей не пропускал ни одной тренировки.
В школе он был общительным, приветливым, готовым всегда помочь. На тренировках он был настойчивым, упорным, дисциплинированным.
Сегодня Андрея Шевченко можно считать символом украинского футбола. В Италии, где он работает, его любят так, будто он родился среди них.
Вопросы журналистов из зала
Я слышал, что в Италии его очень любят. Это так?
Да. Известный итальянский писатель Энцо Катания написал о нем книгу «Андрей Шевченко- «дьявол»с Востока», которую раскупили в считанные дни.
Как вы думаете, как представляют нашу страну в Италии , какая она?
Нашу страну представляют сильной, щедрой, свободолюбивой.
Д) Видео-мозаика.
Кличко Виталий и Владимир- боксер
Бубка Сергей – легкоатлет
Баюл Оксана – фигурист
Подкопаева Лилия –гимнастка
Клочкова Яна – пловчиха
Поддубный Иван Максимович - борец
Е) Физминутка.
Ведущий Приглашаю следующих экспертов из редакционного отдела «Достижения в искусстве».
Тарас Григорьевич Шевченко- известный поэт, художник. Родился в небольшом селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостного крестьянина. В 12 лет он остался сиротой. В 15 лет начал работать поваренком у помещика Энгельгардта, который заметил у него склонность к живописи. Его отправили в Петербург на учебу. Его известные произведения- это «Сон» , «Катерина», «Гайдамаки». Он выпустил сборник стихотворений «Кобзарь». В 1959 году посещал Украину. После этого занялся составлением школьных учебников на украинском языке. Жизнь его была тяжелая, но благодаря его друзьям-художникам, которые выкупили его , он стал свободным человеком. Прислуживал дьячку-учителю, а также помогал дьячкам-малярам, которые научили его рисовать. Он был наказан за бунтарские стихи, и ему было запрещено писать и рисовать. Поэтому он прятал свои работы в сапог, за халяву. Поэтому и назывались «захалявные книги». Он издал Букварь для воскресных школ.
Ведущий Ребята, а какие стихотворения вы помните?
( Стихотворение)
Вопросы журналистов из зала
В чем проявляется сила воли у поэтов?
Сила воли проявляется в свободолюбии.
Есть ли похожие черты с людьми о которых вы услышали?
Все ли мы о нем узнали, конечно нет.
Ученик.
Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске в семье врача.
В 26 лет он напечатал первые стихи, а в31 год первые «Русские сказки». Но Даль писал не только сказки, но и очерки, рассказы.
Он создал два крупнейших труда: «Пословицы русского народа», «Толковый словарь живого великорусского языка», который он составлял более 50 лет. У Владимира Даля был псевдоним «казак Луганский». Научная деятельность Даля была разнообразна. Он был знаком с Пушкиным, который и посоветовал создать «Толковый словарь живого великорусского языка».
В честь 180-тилетия установлен в Луганске памятник. Его имя носит Луганский Восточно-украинский национальный университет. Он был хирургом, лингвистом, этнографом.
Ведущий Интересны ли для нас спустя столетия работы Даля?
Ж) Работа над загадками Даля.
(Ребенок читает загадки)
З) Видео-мозаика.
Гоголь николай Васильевич - писатель
Дунаевский Исаак Осипович - композитор
Матусовский Михаил Львович - композитор
Сосюра Владимир Николаевич – поэт
Ведущий
Как вы считаете, в нашем «Альманахе» нужно поместить раньше спорт или искусство?
Можно ли говорить об успехе, пока вы еще дети?
К) Работа с портфолио.
- Ребята, откройте портфолио и просмотрите, кто смог добиться успеха?
Дети рассказывают о своих достижениях:
Найда Богдан - конструктор
Харьковская Дарина - спортсменка.
Бордачев Сергей- мастер квилинга.
Закрепление и обобщение знаний.
А) Работа с учебником.
- Мы услышали о разных достижениях украинцев, и я предлагаю разобрать, какие качества нам помогают достичь успеха. На странице 27 прочитаем «Сказку о мальчике Абыкто».
Б) Беседа по прочитанному материалу.
- Почему мальчика назвали «Никак»?
- Что должен был сделать герой, чтобы достичь успеха?
Контрольно-оценочный этап.
В) Работа в группах по карточкам.
-Чтобы достичь успеха, нужно в характере человека иметь определенные качества. Давайте подумаем с вами и попробуем выбрать те качества, которые нужны каждому человеку для достижения успеха.
Добросовестность
Терпение
Благодарность
Приветливость
Дисциплинированность
Поспешность
Усидчивость
Недоверие
Безволие
Трудолюбие
На доске заполняется ассоциативный куст.
ДОСТИЖЕНИЕ
Г) Оценивание детей.
Домашнее задание.
Проанализируйте свои учебные достижения, и определите, какие качества вам необходимо вырабатывать, чтобы стать успешным человеком. С родителями обсудите, над какими качествами вашего характера нужно работать.
На столах у вас есть карточки. «Для успеха мне необходимо:» и заполните ее.
Рефлексия.
Неоконченное предложение. (на экране надпись « Этот урок научил меня»)
Дети цепочкой говорят свои предложения.
- Я надеюсь, что каждый из вас добьется высот в разных видах деятельности. И вы будете успешными людьми.
Я верю в вас!