Творческий проект Камзол и саукеле (8 класс)


Магистральная СОШ
Творческий проект
«Изготовление праздничного костюма
«Камзола и саукеле»».

Выполнили ученицы: Чернова Екатерина 8 класса
Чернова Надежда11 классаМагистральной СОШТеректинского района ЗКО.
Руководитель проекта
учитель технологии Федорук Т.Н.
Февраль 2017 год.
Творческий проект «Изготовление праздничного костюма 
«Камзола и саукеле»».
Цель проекта: Сшить своими руками плечевое изделие, испробовать свои возможности и способности в швейном деле. Необходимо чтобы мое изделие получилось красивое, удобное и достаточно дешевое.  
Основные требования, предъявляемые к моему изделию: Гигиенические –камзол должен обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Одежда должна быть легкой, удобной, свободной. Эксплуатационные – мое изделие должно быть устойчиво к трению, носке, качественно изготовлено. Эстетические – изделие должно быть красивым, современным, соответствовать особенностям фигуры и внешности. Экономические – камзол должен быть недорогим и доступным.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция, придумать и вырезать формы стилизованных растительных, зооморфных элементов;  составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных элементов; перенести ее на готовую форму  и закрепить с помощью клея.
Женский костюм состоит из камзола, платья, головные убора саукеле. Высота до 30 см, шапка в виде усеченного конуса. На плотной основе, богато украшена изделиями из золота, жемчуга, монетками. Наряд готовили в течении года, а стоимость его доходила до 10- 20 тысяч тенге.
Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая  и серебряная  канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер. Головной убор - тюбетейка(Такия), саукеле, носили девушки, украшалась орнаментами, к макушке пришивали пучок перьев. 
 Выбор модели Просмотрев несколько вариантов камзолов с орнаментом, я остановилась на этом потому, что при виде этого камзола было понятно, что оно элегантное и удобное, простое в изготовлении обработке орнаментов на изделии. Имеющийся в школе жакет пользовался постоянным спросом среди учащихся при проведении внеклассных мероприятий. Выполненный мною камзол и саукеле в дальнейшем будет пользоваться успехом и станет весьма популярен.  Придумать и вырезать формы стилизованных растительных, зооморфных элементов. 
Выбор материалов и инструментов. Для изготовления камзола мне понадобились: 1. Ткань велюр искусственная синего цвета. 2.Ткань порча бледно голубого цвета. 3. Дублерин. 4. Клей ПВА.
Инструменты: ножницы; 4) игла; 5) синие нитки ; 6) швейная машинка; 7) сантиметровая лента для снятия мерок; 8) карандаш; 9) линейка.  
Выбор оборудования и инструментов: Для пошива изделия я применяла швейную машину ПМЗ «Чайка»142, Электрический утюг. Швейные принадлежности (ручные иглы, ножницы, булавки). При работе со всеми инструментами и оборудованием я соблюдала санитарно- гигиенические требования и технику безопасности. 
 Конструирование и моделирование. При изготовлении чертежа, мы руководствовалась единым методом конструирования одежды. По своим меркам был построен чертеж основы плечевого изделия. 
 Технологическая последовательность обработки. Ι. Заготовительная часть. Проверка деталей кроя. Перенесение линий с одной детали на другую. Выполнение орнамента на полочке. обработка орнамента Обработка мелких деталей обтачек. Обработка переда. Обработка спинки Обработка застежки.  Обработка деталей саукеле такая же как у камзола.
 ΙΙ. Выполнение орнамента на полочке от плеча к краю борта и углах низа камзола. На спинке посередине от среза ростка ниже на 15 см.
ΙΙΙ. Монтаж изделия. Соединение плечевых срезов. Соединение боковых срезов. Обработка горловины. Обработка проймы. Соединение подкладки с лифом. Обработка застёжки.
ΙΙΙ. Окончательная отделка и ВТО. Чистка изделия. ВТО готового изделия. 
Заключение. Работая над изделием научилась самостоятельному, критическому мышлению. Также при поиске на компьютере, в библиотеке изучила литературу, из которой получила много новой информации. Работу выполняла при участии учителя технологии. Постепенно осознала собственные способности и возможности.
 Самооценка итог: Итак мое изделие готово! Все мои планы выполнены, я добилась своей цели! Камзол отвечает всем требованиям, он получился удобным, красивым и главное совсем недорого. Всего я потратила на свое изделие 1 240 тенге. Такой камзол в магазине стоит гораздо дороже. Я надеюсь что навыки полученные при изготовлении своего изделия мне пригодятся в дальнейшем! 
left35306000 Выкройка камзола.
Используемая литература. 
Узбекали Джанибеков "Эхо..."1991г.
Маргулан А.Х. "Казахское народное прикладное искусство" т.1, 1986г
Инструкционная карта №1
«Изготовление саукеле четырехклинной»
Материалы: ткань для верха - велюр, бархат и т.д.;
ткань для подкладки - однотонная х / б, саржа или подкладочный шелк; прокладка для придания жесткости – плотная х/б, коленкор, карманка, бортовка и т.д или плотная бумага ; нитки швейные хлопчатобумажные № 40 или шелковые № 60, 33»А» (для отделочных строчек);
Последовательность изготовления:
1. Раскрой. Выкроить детали кроя клиньев (4 из основной ,4 - из порчи 4 - из прокладочной ткани ), оставив припуски на швы 0,5 –0,7 см.
На деталь верха накладывают орнамент узора по середине, обводят по контуру, вырезают. С изнанки наклеить на орнамент порчу, промазав клеем края основной ткани. Выполнить орнамент на 4 деталях.
Продублировать детали шапочки.
Сложить лицевой стороной внутрь готовые детали саукеле и сметать и стачать, но контуру совмещая срезы детали между собой. Край саукеле обработать обтачкой из парчи. Готовое изделие вывернуть на лицевую стороною. Окончательная отделка изделия.
Нитки приметывания удаляют, готовое изделие по необходимости утюжат.
Инструкционная карта №2
Последовательность выполнения работы изготовления камзола.
Чертеж

1.Раскрой камзола.
Раскроить, отступая от меловой линии, на ширину швов, соблюдая направление ворса и нити основы.

2.Подготовка камзола к первой примерке.
Перенос меловых линий.
Сметывание основных деталей изделия, совмещая срезы скалывая детали булавками, затем сметывают

3.Обработка вытачек и среднего шва спинки.
Стачиваются стороны той детали, которая имеет выпуклую линию. Средний шов спинки стачать от горловины до низа.

4. Место расположения орнамента. Орнамент наносят по полочке и спинке по модели.
5\Соединение полочки и спинки по плечевым срезам.
Плечевой срез спинки для лучшего облегания лопаток, делается длиннее плеча переда и потому при соединении с ним несколько припосаживается. Сметываютсясо стороны спинки , стачиваются со стороны полочки.

6.Обработка подборта и обтачки.
Для простоты и удобства выполнения этой операции, рекомендуется обработку подбортов выполнять до обработки боковых швов изделия. Раскроить подборта и обтачку горловины спинки, вырезать для них прокладки.

7.Обработка боковых швов.
Полочки сложить со спинкой лицевой стороной, сметать боковые швы, стачать.Припуски швов заутюжить в сторону спинки и обметать.

8.Обработка проймы камзола под прямой обтачкой.
Приметать обтачку лицевой стороной к лицевой стороне проймы. Припуски шва срезать на закругление рассечь.

9.Окончательная отделка изделия. С готового изделия удалить оставшиеся сметочные стежки, следы мела.
Выполнение влажно-тепловой обработки. Утюжку произвести с изнаночной стороны. Пришивание фурнитуры.

Образцы одежды.

Изучаемая литература:Казахский женский костюм
Женский головной убор, жаулык, складывается из белой шелковой ткани. Он, очевидно, пришел в казахскую одежду от древних тюркских племен. Свадебный вариант, саукеле, богато украшался золотой или серебряной бахромой. Иногда такой головной убор готовили год перед свадьбой. Теплая шапочка, отроченная мехом, называлась борик. Ее предпочитали девушки из хороших семей.
Распашная на обе стороны юбка называется белдемше. Поверх нее надевался камзол или халат. Иногда вместо юбки надевается платье – кулиш койлек (платье с расклешенной юбкой) или жах койлек – с плиссированной кокеткой и отложным воротничком. В последнем заметно уже влияние российского костюма 19 века.
Поверх платья носили халат – шалан, в зимнее время с шерстяной подкладкой. Кстати на свадьбу девушка тоже приходила в халате, чаще красном.
Женскую зимнюю одежду, вид шубы, называли купе. Шили купе чаще всего из меха лисьих лапок, сверху покрывали узорчатым сатином. Для всех видов женской одежды характерны богатое украшение вышивкой, люрексом и иными декоративными элементами.
 
Камзол (кемзал) – легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с сширяющимися книзу полами. В зависимости от того, шилась ли она с рукавами или без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами – женди кемзал или шолак жен кемзал (с коротким рукавом). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами – бешметом Шапан. Старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами. Для теплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные туникообразные халаты имели открытый ворот, а более поздние отложной воротник. Праздничный шапан шили, как правило, из дорогой ткани, иногда украшали позументом, вышивкой и полосками меха. Нарядные, богато украшенные халаты сохранялись как обрядовая свадебная одежда. из натуральной ткани - кашемира (волос кашмирских коз, состоящий из шерсти и подшерстка (пуха)), поэтому подходит под все критерии экологического контроля.Эскиз женского казахского национального костюма.


.