Методическая разработка по теме «Работа с текстом на уроках смыслового чтения как способ формирования коммуникативных способностей суворовцев путем использования приемов технологии развития критического мышления»


Утверждено на заседании ОД
от « » _____ 2015 г.
Протокол № ___ от « » ________ 2015 г.
Руководитель ОД
Е.Д. Климашина ___________________
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Отдельная дисциплина
«Русский язык и литература»
Методическая разработка
по теме
«Работа с текстом на уроках смыслового чтения как
способ формирования коммуникативных способностей суворовцев путем использования приемов технологии
развития критического мышления»
Автор: Цоц Марина Константиновна,
преподаватель русского языка и литературы
Москва
2015 год
Тема: « Работа с текстом на уроках смыслового чтения как способ формирования коммуникативных способностей обучающихся путем использования приемов технологии развития критического мышления»
Цель: Изучив литературу по ТРКМ, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии при работе с текстом на уроках смыслового чтения, осуществить апробацию, выявить эффективность данной технологии.
Основные задачи:
овладеть способами проведения уроков смыслового чтения в рамках технологии развития критического мышления;
провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии на уроках смыслового чтения;
разработать модели уроков смыслового чтения в соответствии со структурой данной технологии;
провести апробацию данной технологии применительно к урокам смыслового чтения в 6 классах;
выявить преимущества данной технологии;
проанализировать результаты деятельности учащихся.
АННОТАЦИЯ. Данная методическая разработка содержит теоретическую часть по изучению литературы о смысловом чтении и технологии развития критического мышления и практическую часть, в которой представлен материал конспектов уроков смыслового чтения по русскому языку в 6 классе. За основу взяты следующие учебные пособия,рекомендованные Российской Академией Образования: Е.Л.Ерохина, «Комплексный анализ текста», 6 класс (ФГОС), О.Н.Зайцева, «Задания на понимание текста» (ФГОС), Данные пособия соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Данная работа отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности Московского суворовского военного училища МО РФ, особенности построения урока смыслового чтения по технологии развития критического мышления (ТРКМ).
В методической разработке представлен материал практико-ориентированной реализации ТРКМ на уроках смыслового чтения в 5-6 классах при изучении темы «Комплексный анализ текста» на примере высказывания М.Шолохова о русском языке.
Важной составляющей работы является и военный компонент, что позволяет расширить знания суворовцев об участии писателя М.Шолохова в ВОВ в качестве военного корреспондента.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 - 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ………………………...4
1.1. Что такое смысловое чтение?............................... 4 - 7
1.2. Технологии развития критического мышления на уроке
смыслового чтения как способ формирования навыков критического
анализа текста у обучающихся..………………………………………… 8 - 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………….17 - 25
2.1. Урок смыслового чтения в 6 классе……………………………....17 -25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26-27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………… 28-29
ВВЕДЕНИЕ. Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что уже в начальной школе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.  Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Под метапредметными (универсальными) понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. В чём причина этого?
Видимо, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Актуальность.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Проблема обусловлена противоречием между назревшей потребностью общества в творчески мыслящих личностях, способных реализовать свой потенциал в меняющихся жизненных условиях, и недостаточной разработанностью программ и методик, позволяющих развить умения осмысленно понимать и анализировать текст, творческих способностей обучающихся, что является залогом успешного развития их коммуникативных способностей.
Предмет исследования составляют технологии, методики работы, методические приёмы и дидактические средства при работе с текстом, развивающие филологические компетенции обучающихся.
Новаторство опыта заключается в том, что в ходе практического применения технологии развития критического мышления и методики по развитию смыслового чтения усовершенствована собственная методика преподавания - комплексного обучения работе с текстом через использование традиционных методик с инновационными элементами, через дидактические средства обучения (презентации, дидактический материал).
Сущность педагогического опыта. Современное общество предъявляет высокие требования к молодому поколению, требуя сформированности у молодежи современного творческого, критического мышления, филологических компетенций. Образовательная практика доказывает, что применение технологии развития критического мышления, новых ИКТ, методики по развитию смыслового чтения, систематическая и хорошо продуманная работа по анализу текста на уроках, внеклассная работа по предмету окажут большую помощь в активизации познавательной деятельности обучающихся, реализации их творческого потенциала, формирование навыков исследовательской деятельности, повышения мотивации, коммуникативных и творческих способностей, качества знаний, успешной подготовке к ОГЭ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ.
1.1 Что такое смысловое чтение? Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Преподаватель сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться всегда.
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.
Сегодня же, учитывая, что современные дети значительно изменились за последние годы - они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности - нам необходимо воспитать грамотного читателя.
Одним из путей развития читательской грамотности является системно-деятельностный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.] выделены действия смыслового чтения, связанные:
с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к окружающему миру;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?
«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка цели урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному тексту, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Заглавие и ключевые понятия как опорные элементы текста. Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию.
Перед чтением любого текста используется приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагается сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).
Затем ведется работа над  ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего,  являются термины. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем  - определять их точное значение именно в данном тексте, так как они являются опорными пунктами в понимании текста и несут в данном тексте существенную смысловую нагрузку.
В процессе понимания текста происходит разбивка материала на части, которая вместе с тем есть и группировка материала. Текст разбивается не по внешним каким-либо признакам, а по его смысловому содержанию. Разделение материала на «смысловые куски» основывается на единстве смыслового содержания каждого куска, при этом каждая часть текста объединяется в своеобразный «смысловой пункт». Смысловые пункты выполняют двоякую функцию: «они являются «носителями смысла», к ним относится содержание каждой части, и это улучшает понимание. Вместе с тем они облегчают запоминание. Выделение учениками ключевых опорных слов, составление вопросов различной степени сложности способствует формированию умения воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект).
1.2. Технологии развития критического мышления на уроке смыслового чтения как способ формирования навыков критического анализа текста у обучающихся.
Термин «критическое мышление» известен с давних пор. В профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно, что связано с неоднозначностью данного понятия. С одной стороны, критическое мышление предполагает спор, конфликт. С другой стороны, критическое мышление объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д. Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия. Данная технология подразумевает аутентичную цели диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.
Зачем нужна «ТРКМ»?
Навыки критического анализа, развиваемые посредством приёмов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного ученика.
ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс и повысить самостоятельность учащихся.
При применении ТРКМ на уроках смыслового чтения происходит активное развитие умений критического анализа, данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Данная технология «не привязана» к предметной области – её можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов.
Три основные фазы в новой педагогической технологии:
Вызов
Реализация (осмысление)
Рефлексия.
Этапы урока при применении ТРКМ
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке.и на самоподготовке;
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
При использовании данной технологии урок является основной формой обучения, который можно представить в виде схемы.
Стадии (фазы)учебного занятия
Стадии Задачи Содержание
Первая стадия «Вызов»
1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.
Вторая стадия
«Осмысление»
(реализация смысла)
1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
2)Помочь соотнести старые знания с новыми.
Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.
Третья стадия «Рефлексия» 1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество.
Основное его содержание -— осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для преподавателя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Основные методические приёмы работы
Стадия вызова состоит из двух элементов:
Мозгового штурма (своеобразная умственная разминка, совместный поиск решения).
Создания кластера (графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями).
Мозговой штурм - своеобразная умственная разминка, совместный поиск решения, который непременно должен привести к истине.
До начала «атаки» необходимо распределить «роли». Первая роль — ведущий. В его задачи входит следующее.
Организовать процесс формулировки-уточнения вопроса.
Положительно и энергично реагировать на все (абсолютно все) идеи.
Побуждать (словами и жестами)участников к созданию идей.
Озвучивать громче идеи, высказанные тихим голосом.
Уточнять неясно высказанные идеи.
Следить за тем, чтобы секретари успевали записывать все идеи.
Следующая роль — это секретарь (или дежурный, записывающий). В его задачи входит следующее.
Записывать все идеи, которые выскажут участники. Если секретарь не успевает это делать, он должен дать знать об этом ведущему и тот слегка притормозит процесс.
Следить за временем. За минуту до окончания работы напомнить об этом ведущему.
И наконец — участники мозговой атаки. Их задача — генерировать, создавать идеи.
После того как роли распределены, ведущий объясняет участникам правила и условия проведения мозговой атаки:
Запрещается любая критика идей.
Поощряется развитие-уточнение чужих идей.
Все говорят по очереди.
Запрещается перебивать говорящегоили разговаривать на посторонние темы.
Время мозговой атаки может варьироваться от трех до пятнадцати минут.
Далее ведущий организует процесс формулирования проблемы.
Если цель мозговой атаки — сбор максимального количества ответов на поставленный вопрос, то формулировка может быть любой. Если же предполагается, что в результате штурма группе (или паре) нужно будет решить некую проблему, то рекомендуется формулировку начинать со слов «Как я могу...?», «Как мы можем...?». В формулировке должны отсутствовать признаки отрицания — частицы «не». Например, вопрос: «Что преподаватель должен делать на уроке, чтобы ученик не чувствовал себя подавленным?» необходимо переформулировать: «Как преподаватель может избежать появления на уроке неприятных ощущений у своих учеников?»
После того как будут распределены роли, участники будут ознакомлены с правилами и условиями проведения мозговой атаки, начинается собственно процесс выработки идей.
Существует несколько модификаций осуществления процесса выработки идей. Среди них наиболее часто встречаются следующие:
«Свободное плавание». Это классический вариант — участники в любой момент обсуждения высказывают любую пришедшую на ум мысль.
«Мысли по кругу». Участники высказывают мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею, он пропускает ход. Вот вариант такого приёма
Ведущий: Проблема может быть…
Учащиеся по очереди отвечают: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, социальная, национальная,
Ведущий: Проблема может быть чего….(войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.)
Проблему можно….(выдвинуть, поставить, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить)
Какая-либо проблема может…(возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.)
Такой прием и многие другие. Способствуют развитию у участников умение слушатьдругого человека
«Атака вслепую». Замечено, что с закрытыми глазами люди гораздо чаще высказывают необычные идеи. Поэтому если требуются оригинальные решения, то можно попросить учеников закрыть глаза. Когда же, например, мозговая атака направлена на сбор информации по теме, рекомендуется работать с открытыми глазами.
«Наглядный штурм». Особенность этой вариации состоит в том, что секретарь записывает идеи в виде кластеров на большом листе бумаги или на доске. Такая наглядная форма позволяет участникам постоянно держать в ноле зрения все высказанные идеи. Кластер является одной их составляющих данной технологии. Это – графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
По окончании процесса выработки идей наступает время оценки вариантов.
На этой стадии секретарь зачитывает каждую идею, а участники, теперь уже получившие право на критику, обсуждают ее ценность(если задачей штурма было нахождение решения какой-то проблемы). Оценивать идеи можно по-разному.
Эти приемы возможны на любом уроке, когда ведется работа с информационным или с художественным текстом (развитие речи, подготовка к написанию изложения), где происходит формирование коммуникативной компетентности.
Теперь остановимся на наиболее эффективных приемах второй стадии, в которые могут быть внесены собственные коррективы применительно к условиям того или иного класса.
Обучая детей работать с информацией обдуманно, системно, мы не только обеспечиваем их навыками, необходимыми во внешней жизни, но и предупреждаем нервное перенапряжение. Прием «Сводная таблица» помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать.
Учить мыслить можно по-разному. На рисунке ниже представлена еще одна форма таблицы - сюжетная таблица, которая позволит детям целенаправленно работать с текстом.
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Эту таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно. А это и требуется на проверочных, контрольных работах, а также такая таблица помогает при подготовке к ОГЭ. В ходе такой работы ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-либо важное. А как быть с теми, кто не умеет различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не представляется возможным («толстые» вопросы). Для этого очень эффективен другой способ развития мышления: использование таблицы «Толстых и тонких вопросов».
Тонкие ? Толстые ?
•Кто...
•Что...
•Когда...
•Может...
•Будет...
•Могли...
•Как звали...
•Было ли...
•Согласны ли вы...
•Верно... •Дайте объяснение, почему...
•Почему вы думаете...
•Почему вы считаете...
•В чем разница...
•Предположите, что будет, если...
•Что, если...
Давайте на примере рассмотрим, как можно использовать эту таблицу для развития мышления на одном из уроков смыслового чтения в 6 классе при работе с текстом - миниатюрой писателя Юрия Куранова «Какие бывают дожди». В этом возрасте важно научить детей навыку различения толстых и тонких вопросов.
Тонкие? Толстые ?
•Что является предметом описания?
•Когда может идти дождь?
•Может ли быть дождь неожиданным?
•Согласны ли вы, что слепой дождь самый необыкновенный?
•Верно ли, что автор любит дожди? •Дайте объяснение, почему дожди бывают разные?
•В чем разница между дождями утренними и вечерними?
•Предположите, что будет, если всегда будет идти слепой дождь?
•Что, если дождя не будет совсем?.
Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
К приемам рефлексии относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Существуют и специфические педагогические приемы. Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии -эссе. Это пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками. В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые вызывает у автора размышления и раздумья о прочитанном, услышанном, увиденном. В эссе отражается оригинальность взгляда автора на предмет, интересные мысли. Написанию таких эссе обычно предшествует предварительная работа с речетворческими картами
Результаты такого творчества бывают самые разнообразные: мини-сочинения, стихи.
Свободная композиция, свободный выбор средств художественной выразительности, раздумья автора – все эти качества способствуют умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Мысли стихотворении звучат красиво, они предстают в виде образов. Поэтому чрезвычайно эффективной формой рефлексии, на мой взгляд, является синквейн – пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление / убавление слова (от 1 до 5 или наоборот). Обычно каждая строка описывается конкретной частью речи: 5 существительных; 4 прилагательных; З глагола, фраза — кульминация; эмоциональное отношение.
Зима.
Снежная, искрящаяся
Приходит, принося морозец
Зимушка-зима – прекрасная пора.
Радость. Зима.
Сверкающая, вьюжная.
Крутит, завывает, сковывает.
Все кругом укутывая одеялом
Чудесно!
Итак, использование различных видов художественной поэзии на стадии рефлексии (синквейн, а также хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления. Поэзия помогает становлению навыка выражения своих чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала гораздо более творческим. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты дляобучающихся. Используя предложенный алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи.
Могут быть использованы и другие приемы, не менее интересные и эффективные. Например, «Упражнение от обратного»:
Что было бы, если бы в русском языке не было глагола?
Что было бы, если бы ты сегодня не присутствовал на уроке?
«Мысли по аналогии»: «Перечислите, пожалуйста, все известные вам профессии, связанные со словом «военный»
Непременным условием рефлексии – афиширование. Все мысли должны быть озвучены учащимися. Каждый из них должен получить возможность выразить свое отношение к теме урока, его содержанию. Наиболее распространенным является прием устной публикации (представления), желающие читают свои миниатюры в «авторском кресле», всем предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им понравилось, заинтересовало. Все остальные «опубликуют» свои работы в рукописном журнале.
Главное на этапе рефлексии – поддержка активности, интереса, усилий, возникающих на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность преподавателя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу
Важный аспект рефлексивного этапа - определение задания на самоподготовку. Целесообразно варьировать задание по уровням.
Первый обязательный, — то, что должны знать все члены учебной группы.
Второй уровень выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.
Третий уровень - творческий, предполагает свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.
И, наконец, несколько слов об оценках. От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективности оценки, доброжелательность — в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на таких уроках стала стимулом для дальнейшего приложения сил.
Итак, технология развития критического мышления формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе. Не забудем: субъектность ученика не является некоторой данностью, она формируется в процессе обучения в контакте с понимающим и заинтересованным преподавателем. Динамика превращения ученика в субъект обучения зависит от многих условий: личности ученика и педагога, объема и содержания учебной информации, учета последовательности напряжения и расслабления учащихся во время урока и т. д. Но в любом случае одним из необходимых условий организации педагогических взаимодействий преподавателя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи. Именно она регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создает предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия. Однако все это требует разработки новых обучающих технологий в педагогическом взаимодействии, от чего урок с использованием ТРКМ намного эффективнее традиционного.
На уроках с использованием приемов и методов ТРКМ процесс обучения, воспитания, развития неотделимы друг от друга, так как в основе используемой технологии лежит идея социального взаимодействия, через которое происходит социализация мышления, становления личности.
Динамика успеваемости учащихся. Количество учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично» возрастает. Результатом этого послужило следующее: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету; сознание его практической значимости; сознание роли филологического образования. Таким образом, уроки смыслового чтения развивают коммуникативные способностей, творческое мышление учащихся, формируют ценностные ориентиры, оказывает помощь в профессиональном самоопределении учащихся, а самое главное – успешно готовит к ОГЭ.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Урок смыслового чтения в 6 классе по теме:
«Комплексный анализ текста М.Шолохова «Русский язык»
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о М.Шолохове как о русском писателе; создать условия для ознакомления с высказыванием М.Шолохова о русском языке.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста, устанавливать причинно-следственные связи текста. Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку
Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные:овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции
Оборудование: портрет М.Шолохова, высказывания известных писателей о русском языке, презентация, карточки для работы в группах; «Кладовая подсказок».
Основные понятия и термины: духовная память, духовный опыт человека.
Технологическая карта урока
Этапы урока Задачи этапа Деятельность преподавателя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
Сегодня мы продолжим работу с текстом. Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Стадия вызова. Актуализация опорных знаний и способов действий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения суворовцами, принятие ими целей урока. 4. Проблему сформулировать, а затем определяем цель урока.
Учащиеся определяют цель урока Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.
Стадия осмысления. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника Тема урока созвучна цели урока
-как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока.
Определяют тему урока,
записывают в тетрадь упражнения, выполняют задания
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
5.Первичное закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых -Что изучили сегодня на уроке?
Оценить отдельных учащихся Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о задании на самоподготовку Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания. 9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе. Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то ….. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Сценарий урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.
(На стадии вызова следует настроить обучающихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, даётся возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса (явления), связанного с целями обучения.
На этой стадии формулируется задание, записываются на доске вопросы, оставляя место для последующей записи собранной информации. В обсуждении в парах преподаватель участвует чаще всего как слушатель. Возможны пары «ученик – ученик», «ученик – преподаватель».
Во время парной работы достигается двойной эффект:
происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который учащийся не вспомнил, работая индивидуально.
происходит «сортировка» первичных представлений, начальная проверка их на подлинность.
Примером парной работы могут служить приёмы:
Приём « Корзина идей»  
Учащиеся по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Приём «Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром знаний.
Приём «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает?
Вопросы
Что такое для вас русский язык?
Что вы о нём знаете?
Русский язык нужен только людям, которые проживают в России? Почему вы так считаете?
Как вы думаете, сколько человек в мире общаются на русском языке?
Можете ли вы в начале урока доказать, что русский язык — один из развитых языков мира?
Постановка целей и задач урока
Формулирование учащимися цели и задач урока:
Итак, какие цели перед нами сегодня стоят?
Работа над темой урока
На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) знакомим обучающихся с новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идет непосредственно работа с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
Стадия реализации смысла отличается от обычного знакомства с новым материалом на уроке тем, что использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие.
1.Слушание и чтение текста
Приём «Инсерт»
Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать
«V» - я это знал(а);
«+» - я этого не знал(а) (новая информация);
«-» - я думал(а) иначе;
«?» - непонятная или недостаточная информация.
Во время слушания текста ответьте на вопросы.
Запись на доске
Какие языки наиболее распространены в мире?
Сколько приблизительно человек разговаривают на русском языке в мире?
Что связывает русский язык и ООН?
Русский язык — государственный язык России. Он также является и мировым языком наравне с китайским, английским, французским, испанским и арабским языками. По некоторым оценкам, на нашей планете на русском языке говорит около 500 миллионов человек, из них 300 миллионов живет в зарубежных странах.
(По материалам книги «Учимся жить в России»)
2.«Мозговой штурм» (работа в группах)
Прочитайте высказывания известных писателей о языке, выдвиньте гипотезу, почему русский язык называют развитым, богатым и выразительным. (Один человек от группы делает запись на доске: в сильном классе — самостоятельно, в слабом — с помощью учителя.)
«О красоте, богатстве и выразительности русского языка».
Повелитель многих языков, язык российский не токмообширностию мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе (М. В. Ломоносов).
Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдёте слова не только для означения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков большей или меньшей силы, простоты и сложности (Н. М. Карамзин).
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чужого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Г. Р. Державин)
...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём — отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть (А. И. Герцен).
3.Откорректированная запись на доске и в тетрадях
Распространённость русского языка.
Наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, архаизмов.
Мелодичность языка, основанная на славянских корнях.
Отражение мудрости веков.
Через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций человека.
4.Работа с текстом М.Шолохова «О языке»
4.1.Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) Крестьянский сын с хутора Кружилиха, станицы Вешенской, рожденный, по его собственному признанию, “из гражданской войны на Дону”.С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной.“Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, “Они сражались за Родину” стали лучшими произведениями 20 века. Шолохова высоко ценили люди талантливые, любящие Россию. Михаил Александрович работал и в качестве корреспондента: печатал очерки, статьи, объединенные в сборники "Слово о Родине". Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
4.2.Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.(М. Шолохов.)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
4.3.РАБОТА в группах:
1-я группа. Проведите лексический анализ текста;
2-я группа. Проведите морфемный анализ;
3-я группа. Проведите морфологический анализ;
4-я группа. Проведите синтаксический анализ.
В работе можете использовать опору:
Работа 1 группы: Лексический анализ текста.
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Б) Найдите слова-синонимы._____________________________________________
______________________________________________________________________
Б) Назовите образные средства языка:
Эпитеты -______________________________________________________________
Метафоры -____________________________________________________________
Олицетворения - ________________________________________________________
Сравнения - ____________________________________________________________
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.
А) Определите значение суффиксов имен существительных.___________________
_______________________________________________________________________
Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________
В) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _____________________________________________________________
Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________
_________________________________________________________________________
Д) В чем сходство употребления глаголов?____________________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?
_______________________________________________________________________
Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)
_______________________________________________________________________
В) Среди служебных частей речи особенно часто используется _________________
Какое значение это имеет? _________________________________________________
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.
А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.
Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.
№1_________________________________________________________________
№2__________________________________________________________________
№3_________________________________________________________________
№4__________________________________________________________________
№5__________________________________________________________________
№6__________________________________________________________________
Проверка работ групп
1-я группа: Лексический анализ текста: лексика.
Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы.
Образные средства языка:
Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – « как на крыльях».
2-я группа: Морфемный анализ
Богатство, радость, уродство, мудрость, честность, страдания;
трудолюбие;
величайшее;
глаголы с приставками.
3-я группа: Морфологический анализ:
47 раз – существительное;
14 раз – прилагательное;
10 раз – местоимение;
6 раз – глагол;
14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)
Вывод – тип речи: повествование с элементами описания.
4-я группа: Синтаксический анализ:
Простое предложение употребляется 3раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.
Вывод: чтобы основная мысль текста была проста и понятна, автор использует в основном простые предложения.
Закрепление. Выполните тест.
ТЕСТ.
1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?
А) Язык – величайшее богатство народа.
Б) Русский язык особенно богат пословицами.
В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.
2. К какому стилю относится текст?
А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;
Д) Публицистический.
3. Каков тип речи текста?
А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.
4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:
А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.
Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
5. Определите слова, не являющиеся синонимами.
А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;
В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.
6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
А) его – предлог; Б) и – союз;
В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.
7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?
А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.
8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:
(не)сметные, (не)обозримо.
А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;
В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.
9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?
А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.
10. Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:
А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;
Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;
В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;
Г) предложение №5 – сложное.
11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):
А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.
РефлексияРефлексию на уроке можно осуществить с помощью приемов: «Синквейн», «Диаграмма сравнения», «Самоанализ», «Эссе», «Анкета» и т.д.
На этой стадии должно произойти переосмысление предыдущих знаний, в том числе и проверка их на правильность. Кроме того, очень важно, чтобы рефлексия не была перегружена приемами, но были выбраны важнейшие из тех, которые могут помочь достичь определенной цели».
Интерактивный приём «Микрофон»
С учётом того, что вы сегодня узнали на уроке, докажите, что русский язык — один из развитых языков мира.
Задание на самоподготовку (разноуровневое)
Подготовить устный рассказ о русском языке, используя цитаты из текста.
Списать слова И. С. Тургенева. Объяснить, почему нужно беречь русский язык (2—3 предложения).
Опираясь на текст М.Шолохова, напишите размышление: "Какие чувства вызывает у вас данный текст?"
2.2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Применение технологии развития критического мышления позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.
Проведенные за последние два прошедших года исследования показали, что данные умения и навыки у обучающихся после применения технологии развития критического мышления значительно более развиты, чем до момента перехода на работу по данной технологии.

Апробировав технологию развития критического мышления на уроках смыслового чтения, можно сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.
Уровень сформированностиобщеучебных умений и навыков (по оценке преподавателя и результатам анкетирования обучающихся):
5-е классы (2013-2014 учебный год):
устойчивое владение навыками - 30 %
навыки в значительной степени сформированы - 65 %
навыки сформированы частично - 5 %
6-е классы (2014-2015 учебный год):
устойчивое владение навыками - 63 %
навыки в значительной степени сформированы - 31 %
навыки сформированы частично - 6 %
Показатели коммуникативности (в %)

В результате оказалось, что при подготовке к устному сообщению большая часть обучающихся в основном пользовалась только учебником, иногда энциклопедиями и справочной литературой, дети высказывали точку зрения, которая содержится в пособии, а составление плана, кластера вызывало большие затруднения. После применения в течение года на уроках стратегий и приемов технологии развития критического мышления ответы ребят изменились. Например, на первый вопрос в ответах появились дополнительно графы: пользуюсь Интернетом, биографическим материалом, информационными ресурсами, читаю воспоминания. Обучающиеся чаще стали высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, приводить доказательства из текста. Свободнее стали пользоваться различными графическими формами, выстраивая свои ответы, устанавливая причинно-следственные отношения.
Все это позволяет сделать вывод, что внедрение в процесс обучения технологии развития критического мышления способствует развитию коммуникативных качеств обучающихся, способствует формированию метапредметных умений.
Список использованных источников.
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
И.О. Загашев, С.И.Заир–Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2009.
Е.А. Генике,  Е.А. Трифонова  Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова . — М.: БОНФИ, 2012
С.В. Столбунова, Как построить нетрадиционный урок русского языка / С.В. Столбунова  //  Русский язык – 2012. – № 19
Бордовская Н.В.,ДаринскаяЛ.А.КостроминаС.М.Современные образовательные технологии.- М.: «Кнорус», 2011.
http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно - коммуникационные технологии в школе. В чём их эффективность?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в школе / Г. И. Бондаренко // Школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
(М. Шолохов.)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
ТЕСТ
Суворовец _______________________
1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?
А) Язык – величайшее богатство народа.
Б) Русский язык особенно богат пословицами.
В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.
2. К какому стилю относится текст?
А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;
Д) Публицистический.
3. Каков тип речи текста?
А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение;
4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:
А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.
Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
5. Определите слова, не являющиеся синонимами.
А) богатства – сокровища;
Б) пословица – афоризм;
В) опыт – мудрость;
Г) правда – истина.
6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
А) его – предлог; Б) и – союз;
В) дошли – глагол в форме прошедшего времени;
Г) они – местоимение.
7. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?
А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.
8. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):
А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.
9. Подчеркните грамматическую основу первого и последнего предложения.