Глобус — модель Земли План-конспект урока по познанию мира в 4 классе


"Глобус - модель Земли"
План-конспект урока по познанию мира в 4 классе Учитель: Котова Алла Ильинична, высшая категория Тема урока: Глобус – модель Земли. Цель урока: формирование представления о глобусе как модели Земли. Задачи урока: • Познакомить с понятиями: «глобус-модель», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы». • Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию. • Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией. • Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся. • Учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе. • Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся. • Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к Планете Земля. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок - исследование. Дидактическое оснащение урока: • Учебник «Познание мира» 4 класс, Аймагамбетова К.А. и др., Алматыкитап баспасы, 2011. • Дополнительная литература:  Алексеев С.П.Что такое, кто такой.-М.:Педагокика-пресс,1996;  Алтынов П.И. Краткий справочник школьника.-М.:Дрофа,1997;  Береговой Г.А. Космос - землянам. М.:Молодая гвардия,1983;  Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. –М.:Вече,2001;  Чудакова Н.В. Я познаю мир. География. – М.: АСТ,1997. • Раздаточный материал. • Презентация по теме урока. Оборудование: • Мультимедийный проектов; • Глобусы; • Карта полушарий; • Карточки-задания для работы в группах. • Презентация к уроку по теме. Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания. 3. Определение темы и цели урока. 4. Изучение новой темы. Самостоятельная работа в группах. 5. Физкультминутка. 6. Презентация групп по теме исследования. 7. Физкультминутка. 8. Этап промежуточных результатов и выводов. 9. Закрепление пройденного материала. Работа в группах 10. Этап обобщения информации. 11. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Ход урока. I. Организационный этап. Слайд№1. Эмоциональный настрой учащихся на урок. Начинается урок, И пойдет он всем нам впрок, Постарайся все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! - Ребята, мы продолжаем изучение раздела «Земля – космическое тело». II. Проверка домашнего задания. Тест – опрос по пройденному материалу. (В каждой группе конверты с тестами для каждого ученика). Слайд №2, слайд №3. 1. Галактика, в которой мы живём, называется… а) Млечный путь; б) Туманность Андромеды. 2. Звезда – это… а) раскалённый газовый шар; б) холодный шар, состоящий из твёрдых веществ. 3. Созвездия – это … а) группы звёзд, имеющие свои очертания; б) группы звёзд, не имеющие свои очертания. 4. Полярная звезда всегда находится на… а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке; 5. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их… а) 7; б) 8; в) 11. 6. Земля – это… а) космический спутник; б) звезда; в) планета. III. Определение темы и цели урока. Слайд №4. - Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования. И тема нашего исследования «Глобус». Дома вы собирали информацию по данной теме. Работа на уроке будет проходить в группах. - Вы знаете, что существует много разных способов получения необходимой информации. Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию. (Подумать, какая информация необходима для исследования.) (Учитель открывает на слайде слово ДУМАТЬ) Слайд №5 - А какие еще методы сбора информации вы использовали в своих исследованиях? Давайте выстроим алгоритм нашего исследования. (У детей на партах лежат карточки со словами: ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ, ПРОВЕСТИ, ОПЫ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ). (Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение). Составление плана исследования. Слайд №6. - Вспомните вопросы, по которым вы искали информацию и давайте обсудим их последовательность. (Учащиеся логически выстраивают вопросы.) В результате обсуждения на слайде появляется план исследования темы урока. 1. Что такое глобус? 2. Какие глобусы самые древние? 3. Какие бывают глобусы? 4. Как устроен глобус? 5. О чем может рассказать глобус? - Вы согласны с такой логикой изложения материала, если мы будем придерживаться данного плана по составленным вопросам? - Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы. IV. Изучение новой темы. Этап поиска. Самостоятельная исследовательская работа в группах. V. Физкультминутка. Разминка для глаз. . Слайд №7. VI. Презентация групп по теме исследования. - Итак, наш первый вопрос исследования: «Что такое глобус?» Формирование понятий «модель», «глобус». Слайд №8. - Что такое глобус? Давайте поразмышляем. - Как назвать предметы, лежащие на столе? ( лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка ) - На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка? - Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой) - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером) ( Дети пробуют сформулировать понятие «модель») - Как вы понимаете значение слова «модель»? ( Модель – это уменьшенное изображение предмета). - Как называется предмет, который стоит у меня на столе? (Глобус) - Давайте выясним, что такое глобус? - Информацию по этому вопросу собрали ребята первой группы? Давайте их послушаем. ( Дети первой группы делятся с ребятами своей информацией) Слайд №9. 1 группа - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. - Глобус – это модель Земли. Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар круглый. ( Ученикам информация дается из энциклопедии) - Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля. - А теперь учащихся второй группы поделятся с нами своей информацией по второму вопросу нашего исследования: « Какие глобусы самые древние?» ( Дети второй группы делятся своей информацией). Слайд №10. 2 группа - Посмотрите на слайд. Это древний глобус. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э. - Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. ( На слайде - первый глобус) Слайд №11 - Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира. - Этот глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.- Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли ребята третьей группы. ( Учащиеся третьей группы делятся своей информацией) Слайд №12. 3 группа Глобусы – “моряки”. - Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды. - Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. - Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. - Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Это политические глобусы. Слайд №14 - Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь. Слайд №13. - Молодцы, очень интересную информацию собрали. Наше исследование продолжается, впереди нас ждет еще один вопрос: «Как устроен глобус?» - Что интересного вы заметили, когда работали с глобусом? Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы». - Своими наблюдениями по этому вопросу с нами поделятся ребята четвертой группы. Слайд №14. ( С опорой на демонстрацию глобуса, учащиеся четвертой группы рассказывают о своих наблюдениях) 4 группа - На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название. Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное. Зачем нужен экватор? Экватор – это линия, Кривая, ярко – синяя. Делит глобус пополам – Чтобы нам не спутать вдруг, где там Север, где Юг. - Еще есть Северный полюс и Южный полюс. - На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. Слайд №17 - Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. - Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. - Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». - Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли. - Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. ( Происходит смена дня и ночи.) - Пришло время и нам сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть. VII. Физкультминутка. Слайд №15. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! VIII. Этап промежуточных результатов и выводов. - Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос: «О чем может рассказать глобус?» - Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы. Формирование понятий «океан», «материк». - Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. ( Слайд№16 - Земля-Планета) - Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета». - Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.) - Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода) - Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.) - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны. - Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. IX. Закрепление изученного. Работа в группах. - Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю. - Найдите и покажите на глобусе материки и океаны. (Самостоятельная работа в группах.) Задание для первой группы. Найдите на глобусе материки, назовите их . 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ 5. _______________ 6. _______________ Задание для второй группы. 1) Определите самый большой и самый маленький материки. Самый большой материк - ________________________________________________ Самый маленький материк - ______________________________________________ 2) Как называется материк, на котором мы живем? ( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /) Задание для третьей группы. Найдите на глобусе океаны и назовите их. 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ ( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.) Задание для четвертой группы. Определите самый большой и самый маленький океаны. Самый большой океан - ________________________________________________ Самый маленький океан - ______________________________________________ (самый большой океан- Тихий, самый маленький- Северный Ледовитый ). - Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе. X. Этап обобщения информации. - Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. - Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Итак, вы готовы? Игра « Гонка за лидером» начинается! Слайд №17. Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает____________. На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются __________________и __________________. Планета Земля наш общий дом и её надо __________! (Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ и ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ,БЕРЕЧЬ) - Молодцы! Победила дружба. XI. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. - Много очень важную информацию вы унесли с этого урока. - Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь! Оценка работы на уроке. Слайд №18. - Продолжи предложение. Я узнал……. Я смог……. Мне удалось……. Мне хотелось бы….. – А за что вы можете похвалить себя? - Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку? - О чем захотелось узнать поподробнее? - Где могут пригодиться умения сбора информации? Домашнее задание по выбору. Слайд №19. • уметь показывать на глобусе материки и океаны. • выполнить задания в рабочей тетради стр.4-5 подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.