Рабочая программа внеурочной деятельности по татарскому языку Говорим по-татарски
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Говорим по - татарски» для 2 класса составлена на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012.;
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (№ 1089 от 5 марта 2004 г.);
ФГОС НОО (№ 373 от 6 октября 2009 г.);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2015-16 учебном году;
Годовой календарный график работы МБОУ СОШ № 2 на 2015 – 2016 учебный год.
Данная программа предназначена преподавателям татарского языка, работающим с русскоязычными учащимися начальных классов.
В татарскую школу ребенок приходит, уже владея умениями и навыками восприятия и порождения речи на родном (татарском) языке. В русской же школе на уроках татарского языка детей еще необходимо научить слушать и понимать татарскую речь и говорить по-татарски. Основная задача обучения русскоязычных учащихся татарскому языку научить их практически пользоваться татарским языком как средством общения в пределах установленного программой словарного и грамматического минимумов, а также указанных в ней сфер общения.
Программа предусматривает активное усвоение минимума общеупотребительной лексики. татарского языка, которая распределяется по темам. Тематические списки слов помогут учителю организовать работу по расширению и активизации словарного запаса учащихся, проводить словарно-фразеологические упражнения, а также контролировать усвоение учащимися значения, произношения, правописания слов.
Необходимо обеспечить достаточную повторяемость (не менее 10-15 раз) указанных в программе и введенных учителем слов, тем более, что тематико-концентрическое построение программы, когда одни и те же темы повторяются и расширяются из класса в класс, позволяет сделать это.
Учащиеся младшего возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение татарского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение татарского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых "интернациональных слов" и т. д.
Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности — учебно-познавательной, практической, социальной. Данный подход реализуется в курсе внеурочной деятельности по татарскому языку.Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения татарского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера.
Серия УМК "Татарский язык" для начальной школы разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерных федеральных программ по татарскому языку для начальной школы и направлена на достижение следующих целей:
формирование умения общаться на татарском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием татарского языка: знакомство младших школьников с татарским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других народов;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению татарским языком;
воспитание, разностороннее развитие младшего школьника средствами татарского языка.
Исходя из сформулированных целей, веурочная деятельность по татарскому языку направлено на решение следующих задач:
формирование представлений о татарском языке, как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими / пишущими на татарском языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на татарском языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования татарского языка, как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием татарского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на татарском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
В учебном процессе российские школьники и дети Башкортостана, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
Таким образом, содержание внеурочной деятельности по татарскому языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего
предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Результаты изучения курса
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
В соответствии с Примерной программой по татарскому языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
Коммуникативная сфера является ведущей при обучении татарскому языку.
Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
В результате внеурочной деятельности в начальной школе ученик должен
знать:
- все буквы татарского алфавита и основные буквосочетания;
- звуки татарского языка;
- основные правила чтения и орфографии татарского языка;
- интонации основных типов предложений;
- имена наиболее известных персонажей татарских детских литературных произведений;
- рифмованные произведения детского фольклора (доступные по форме и содержанию);
уметь:
в области аудирования:
- понимать речь учителя, диктора и одноклассников, содержащую фразы и выражения в пределах изученной тематики;
- понимать основное содержание коротких, произнесенных с четкой артикуляцией текстов (объявлений, историй, сообщений), построенных на изученном языковом материале;
в области говорения:
- рассказывать о себе, описывать людей, предметы, места и сообщать о действиях / событиях, используя короткие предложения в пределах изученной тематики;
- пересказывать истории по сюжетным картинкам, составлять небольшие описания предметов по образцу;
- выражать потребность в чем-либо, просьбу сделать что-либо, выражать свое отношение к чему-либо;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы кто? что? где? когда? и отвечать на подобные вопросы собеседника;
- вести диалог этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
- вести диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него) в рамках предложенных тем;
- вести диалог-побуждение к действию.
в области чтения:
- читать вслух тексты, содержащие знакомый лексико-грамматический материал, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- читать про себя небольшие тексты в пределах изученной тематики с полным пониманием прочитанного;
- читать и понимать общий смысл текста коротких объявлений и инструкций, встречающихся в повседневной жизни (указатели направления движения, этикетки т. д.).
Содержание курса
Цели и задачи определяют содержание курса, построенного на концептуальных основаниях стандарта по татарскому языку:
- Программа курса построена на принципах личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению татарскому языку.Личностная и практическая направленность выражается в учете возрастных особенностей младших школьников, их интересов, возможностей и потребностей. Это реализуется в подборе разнообразного материала для развития речевых и общеучебных навыков, отобранных с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Задания включают тексты для аудирования и чтения, игры, инструкции по выполнению поделок, страницы самоконтроля, захватывающую сквозную историю и др. Темы и ситуации общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со сверстниками на татарском языке.
Отбор содержания и методика обучения позволяют осуществлять деятельностную направленность обучения татарскому языку в начальной школе.
Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению татарского языка и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
- Структурной особенностью программы являются три основные содержательные линии, которые тесно взаимосвязаны. Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй - языковые знания и навыки оперирования ими, третьей - социокультурные знания и ум.
Учебно– тематическое планирование№ Тема занятий Дата проведения
2г 2в+д 2а
плф плф плф
1 Вводное занятие.Г.Тукай «Туган тел» 7.09 3.09 1.09 2 Вопросы кто? что?Наша школа. 14.09 10.09 8.09 3 Вопросы где? куда?Учебные принадлежности. 21.09 17.09 15.09 4 Осень.Слоги. 28.09 1.10 22.09 5 Хушыгыз,кыр казлары» М.Гафури. 12.10 15.10 29.09 6 Числа 1-100.Фрукты.Множественное число. 19.10 22.10 13.10 7 Наша семья.Предложение. 26.10 29.10 20.10 8 Г.Тукай «Наша семья»Гласные звуки.. 2.11 5.11 27.10 9 Еда.Мягкие гласные. 9.11 12.11 3.11 10 Татарскиенациональные блюдаСогласные. 23.11 26.11 10.11 11 Зима. Яшел чыршы».ДЖ.Таржеманов. 30.11 3.12 24.11 12 Одежда. Звонкие согласные 7.12 10.12 1.12 13 Новогодние частушки.Глухие согласные. 14.12 17.12 8.12 14 Человек.Строение тела.Состав слова. 21.12 31.12 15.12 15 Личная гигиена Звуко-буквенный анализ слова. 29.12 14.01 22.12 16 Мои игрушки.Какой? Что делает? 11.01 21.01 29.12 17 В деревне.В гостях у бабушки. 18.01 28.01 12.01 18 Домашние животные Корень слова. 25.01 4.02 19.01 19 Домашние птицы. Слова ,которые отвечают на вопросы Кто? Что? 1.02 11.02 26.01 20 Мой город.Слова ,которые отвечают на вопрос какой? 8.02 18.02 2.02 21 Весна.Слова, которые отвечают на вопрос Что делает?”Ак каен”Зыя Ярмяки.Стих-песня 15.02 3.03 9.02 22 Перелётные птицы.Подлежащее. 29.02 10.03 16.02 23 “Әни кирәк”Р.Миннуллин.Сказуемое. 7.03 17.03 1.03 24 “Песи” игра.Знаки препинания. 14.03 24.03 15.03 25 “Рәхмәт”Ш.Галиев. 21.03 31.03 22.03 26 Муса Джалиль.”Маэмай” 28.03 7..04 29.03 27 Муса Джалиль .”Куян”песня-игра. 4.04 21.04 5.04 28 Праздник "День родного языка" 18.04 28.04 19.04 29 УНТ.Загадки 25.04 5.05 26.04 30 Пословицы и поговорки. 2.05 12.05 03.05 31 Скороговорки.,песенные игры. 16.05 19.05. 10.05 32 Сабантуй-национальный праздник. 23.05 28.05 17.05 33 “Чикерткә белән кырмыска”М.Гафури. 30.05 30.05 24.05 34 Итоги года.Планы на лето. 31.05 31.05 31.05 Информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
Ф.С.Сафиуллина Карманный татрско-русский и русско-татарский словарь издательство казань "ТаРИХ" 2001
Методические рекомендации "Рус телендэ сойлэшуче балаларга татар теле укыту" 2- 4 классы Казань издательство "Магариф" 1999г
Ф.С.Сафиуллина "Татарский на каждый день" самоучитель Казань "ТаРИХ" 2001г
К.В.Закирва "Уйный - уйный үсәбез" Казань издательство "Магариф" 2005г
И.Л.Литвинов "Обучение русскоязычных учащихся татрскому языку 2 класс Казань издательство "Магариф" 2003г
6”Уку Китабы”С.Вагйзов. Р.Г.Валитова. Казан,Тат.кн.изд. 2000.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.www.бала.рф
2.tatarile.org
3.татарские мультфильмы http://mon.tatarstan.ru/rus/info.php?id=539365
4.Открытый класс http://www.openclass.ru/|5.Единая коллекция цировых ресурсоы http://school-collction.end.ru6.Татар телендә интернет – белем үзәге http//belem.ru/
7.http:tatarile.org//tt – социальная сеть информационных ресурсов
8.http://balarf.ru/ - интерактивная мультимедийная библиотека
9.http://anatele.ef.com/partner/anat/default.aspx?reason=110.http//mirasidiz.com/ - Произвидение
11.http://belem.ru/proektlar-Интернет центр образования татарских писателей и поэтов в переводе
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Интерактивная доска.