Статья: Использование методических приемов на основе практико -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в системе среднего профессионального образования.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО
Людмила Геннадьевна БрайченкоГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж», 633004, Россия, Новосибирская область г.Бердск, ул. Островского, 97, зав. учебно-методическим отделом, преподаватель русского языка и литературы, тел. 8(383)5-15-60, e-mail: blg-bpt@ngs.ruАктуальность темы статьи обусловлена внедрением ФГОС -3 в среднее профессиональное образование (СПО). Научный интерес к данной теме связан с изменениями требований общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению и формированию профессионально-личностных качеств. В статье оценивается эффективность и результативность использования методических приемов на основе практико-ориентированного подхода в преподавании учебной дисциплины «Русский язык и литература» в среднем профессиональном образовании. Рассматриваются различные методические приемы, используемые на уроках.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, актуализация, ассоциация, мотивация, познавательная деятельность, самостоятельная работа, графический конспект, коммуникативная направленность, проблемный вопрос, рефлексия.
Проблема подготовки молодых высококвалифицированных специалистов требует новой научно – педагогической основы, а реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе. В современном обществе особенно ценятся специалисты, способные оперативно использовать знания, применять любые средства мультимедиа, анализировать быстро меняющуюся информацию для решения профессиональных задач. Поэтому цель современного образования – это не запоминание большого объёма фактических данных, а обучение эффективным способам получения и анализа доступной информации и целесообразного её применения. Профессиональная задача педагога – организовать деятельность обучающихся для приобретения общих и профессиональных компетенций. Преподаватель из носителя знаний и информатора становится организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению поставленной задачи, поиска необходимых знаний, информации из различных источников.
В соответствии с ФГОС одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются модульно - компетентностный и практико-ориентированный подходы, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. [3,№12] Учебная дисциплина «Русский язык и литература» – это базовая общеобразовательная дисциплина, которая тесно связана с другими общеобразовательными дисциплинами, а так же с общепрофессиональными дисциплинами. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно успешно развивать общие компетенции, применяя современные подходы к обучению
При практико-ориентированном подходе на уроках русского языка и литературы обучающийся превращается в субъекта собственной деятельности. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе практической деятельности.
Так с чего же начинается урок русского языка и литературы? С чтения стихов или отрывков из художественных произведений, с проблемного вопроса, размышлений вслух, с музыки, викторины, загадки, простого вопроса: «Как настроение? Я предлагаю поговорить о…». На первом занятии зачитываю яркий отрывок из изученных в школе произведений, а обучающие называют произведение и автора. Зачитываю отрывки из произведений, которые предстоит прочитать в течение года, называю автора и произведение, а обучающихся прошу подумать и пофантазировать, какие события автор изобразил в этом произведении, может быть даже сказать, какова тема и идея? Обучающиеся с интересом строят догадки и предположения. Могу предложить нарисовать обложку к произведению, которое предстоит изучать, и попросить рассказать, что на ней изображено. А затем, после изучения данного произведения, мы возвращаемся к нарисованной обложке, анализируем, изменяем и дополняем ее. Встреча с «большой» литературой состоялась. При изучении рассказов И.Бунина о любви записываю на доске начало высказывания поэта: «Всякая любовь – великое счастье …». Предлагаю обучающимся продолжить высказывание и аргументировать его. После изучения темы – вновь обращаемся к нему. Обучающиеся имеют возможность что-то изменить, а главное – соотнести с авторским: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
На мой взгляд, такое начало уроков стимулирует творческий поиск студентов, является ярким композиционным приемом, ориентированным на осмысление художественного произведения на личностном уровне.
На этапе актуализации знаний использую такие приёмы, как ассоциации. Например, «Какие ассоциации связаны с именем М.Ю.Лермонтова?» В каком году была первая ссылка, вторая? Какие поэтические тексты были написаны поэтом в этот период? Кто прочитает наизусть эти стихотворения? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
При изучении темы «Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы первой половины 19 века» прошу обучающихся прокомментировать эпиграф к теме «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» А.А. Блока. Подберите синонимы к словам железный, жестокий. Почему Блок так охарактеризовал 19 век? Какие исторические события нашли отражение в русской литературе? Сформулируйте тему урока, что мы должны узнать сегодня на уроке? Цели и задачи урока формируются обучающимися самостоятельно или совместно с преподавателем.
На мой взгляд, в процессе этой работы повышается мотивация к познавательной деятельности, формируется как читательская, так и речевая компетентность, способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне.
При практико-ориентированном подходе характер изучения нового материала меняется. Поэтому обязательно задаю обучающимся предварительное домашнее задание. Например, изучая творчество М.А.Булгакова, прошу составить хронологическую таблицу жизни и творчества М.Булгакова. Провести мини-исследование: речь Шарикова и речь профессора Преображенского. К каким выводам пришли? Символика цвета в произведениях М.Булгакова. Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в процессе изучения творчества М.Булгакова
Безусловно, самостоятельная работа способствует формированию навыков с различными источниками информации, учит проводить наблюдения, сравнивать, систематизировать материал, заставляет вчитываться в текст, оттачивает навыки речемыслительной деятельности.
На уроках русского языка изучение содержания понятия идет через составление графического конспекта. Например, подготовьте устный ответ, используя опорный конспект; составьте графический конспект по теме, с опорой на теоретический материал (в зависимости от подготовленности группы и индивидуально каждого обучающегося); восстановите перепутанный алгоритм (ИКТ, интерактивная доска). При изучении романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого карта-схема помогает проанализировать главы, посвященные Бородинскому сражению, которое Толстой описывает в 13 главах. Карту-схему можно использовать при изучении биографии поэта, писателя, а можно и при анализе художественных произведений. Карты – схемы, графические конспекты визуализируют материал, помогают в ограниченное время охватить большой объем материала.
Проблемный вопрос или ситуация – основной методический прием при практико-ориентированном подходе. Они дают возможность преподавателю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения обучающихся, определить, какая из них совпадает с авторской. Например, использую прием сопоставления: личность читателя – личность героя. Использование этого приема позволит выразить свое отношение к литературному персонажу, сравнить себя с героем. Мысли удобнее всего занести в таблицу.
Основные черты
характера героя Черты, которыми
я похож на героя
(« + », « - ») Черты героя, которые
мне совершенно не свойственныНа уроках литературы использую цитатную характеристику героя. Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.
Например, при изучении романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева предлагаю сравнить два высказывания о причинах смерти Базарова:
Анонимная статья из журнала «Век»: «Таким людям больше нечего и «делать» как умирать «прилично». Кстати заметить, что у общественных героев г.Тургенева есть одна общая черта: все они сходят со сцены внезапно… У нас и в действительности герои нашей мысли и слова … гибнут внезапно. Легко понять почему. Слишком толста эта внешняя многовековая кора, чтобы лопнуть, раздаться от разрозненных усилий».
Д.И.Писарев: «В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность. Это событие не находится в связи с общей нитью романа; оно не вытекает из предыдущих событий, но оно необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя».
Уроки с применением информационных технологий позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к учению, способствуют формированию и развитию информационно-коммуникативной и профессиональной компетенций студентов. Выполнение различных тестовых заданий с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознание ошибок применяются для организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» имеют большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивают максимальную активность учащихся на уроке. Эффективность уроков с применением компьютерных технологий состоит в богатстве и разнообразии добытого в совместной деятельности учебного материала, в рациональной его подаче на уроке, в накоплении опыта применения подобной работы в будущей профессиональной деятельности. Принятие на себя ответственности за общий результат обусловлено наличием единой цели и общей мотивацией. Презентации, созданные общими усилиями учащихся и индивидуально, развивают творческий потенциал и позволяют охватывать большие объёмы учебного и дополнительного материала. Представляя свою версию материала, обучающиеся рассказывают о ходе работы и о деятельности всех партнёров по созданию презентации, слушают мнение других участников. Подбор слайдов по темам, сбор базы интересных фактов из жизни писателей и поэтов – это один из видов домашнего задания.
Коммуникативная направленность уроков - семинаров с обсуждением докладов обучающихся, рефератов, творческих работ, выступлений «от имени героя» предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему. Такой вид деятельности формирует орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность обучающихся, оказывает неоценимую помощь при подготовке к экзаменам, защите письменных квалификационных работ по специальности, в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников и в жизни.
На этапе рефлексии использую различные методические приёмы: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Если заканчиваю урок 5-минутным эссе, даю задание: написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа.
Результатом использования методических приемов на основе практико-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы является:
чтение художественных произведений и их активное восприятие на личностном уровне, умение работать с книгой, выделять главное;
овладение навыками анализа текста художественного произведения;
умение вчитываться в текст, находить детали;
умение работать в группе, быть терпимым к чужому мнению;
способность к самостоятельному творческому поиску;
умение аргументировать свою точку зрения;
развитие коммуникативных способностей обучающихся
© Л.Г. Брайченко, 2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в школе.-2008.-№5.
2. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2007.-№8.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru