Консультация для родителей Роль семьи в едином здовьесберегающем пространстве
Роль семьи в едином здовьесберегающем пространстве.
Нет на земле гимна торжественнее,
чем лепет детских уст.
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью,
какая складывается намеренно или ненамеренно.
Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны,
что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух
человеческий, как воздух, которым мы живы.
А.Н.Острогорский
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и весёлыми гномами, тёплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Благодаря родительской любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Детство без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребёнку просто необходимы игрушки! От них зависит детское развитие, игрушки служат той средой, которая позволяет малышам выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. К тому же игрушки учат ребёнка общаться и познавать себя!
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения, делайте это от всей души и пусть каждая игрушка будет вашему малышу в радость!
Детская - самое важное место в доме. Это личная территория вашего малыша, и здесь может происходить что угодно! Правильно организованная детская комната намного важнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь, по сути, здесь ребёнок растёт, развивается, учится принимать первые в своей жизни самостоятельные решения. Для детей обычно выбирают изолированную, самую светлую и тёплую комнату в доме, желательно на солнечной стороне. Детская комната должна быть хорошо освещена. Недостаток света негативно влияет как на развитие психики, так и на зрение ребёнка, а простор очень важен для детских игр. Детские игры, особенно игры со сверстниками, очень активные, и часто требуют большого пространства, вырываясь за пределы детской. Исходя из этого, мебели в детской комнате должно быть минимум. Выбирайте для ребёнка мебель обтекаемых форм, без острых углов. Маленького человека должны окружать соразмерные ему предметы - для этого и создаётся специальная мебель для детей. При планировании детской комнаты постарайтесь мысленно встать на место ребёнка и посмотреть на помещение его глазами. Хорошо продумайте функциональность мебели: она должна быть не только красивой, но и удобной. Лучше всего планировать комнату вместе с ребёнком. Этим вы продемонстрируете ему своё доверие, а комнату, в обустройстве которой малыш принимал участие, он будет считать по-настоящему своей. Пока ребёнок совсем маленький, ему не требуется много места. Чего не скажешь о четырехлетних малышах, они уже обзавелись кучей игрушек: им требуется намного больше места. И чем старше ребёнок, тем важнее для него наличие собственного пространства, где он может, просто закрыв дверь, побыть один без этих надоедливых взрослых или старших (а может, младших) братьев и сестёр. Детям нужно место, где можно побегать и попрыгать, где можно перевести дух. Учитывайте это при планировании комнаты. Цвет и форма мебели важны не меньше, чем ее назначение. Обустраивая детскую, помните, что ребёнок интересуется всем, что встречается у него на пути. Согласитесь, что малыш не всегда находится под вашим неусыпным контролем, а значит, всё в его комнате должно быть безопасным. Не стоит вешать на окна слишком плотные гардины - для детской лучше подойдут лёгкие полупрозрачные шторы с каким-нибудь интересным рисунком. Для ощущения тепла и уюта детская должна быть наполнена игрушками, какими-то милыми вещицами, фотографиями. Но не перестарайтесь: чем меньше в комнате лишних вещей, тем легче поддерживать в ней чистоту и порядок. А самое главное - комната должна очень нравиться самому ребенку!
Интерес ребёнка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребёнка уголок следует пополнять более сложным инвентарём различного назначения.
Возможность отдыхать у моря все три жарких месяца лета есть не у всех родителей. А желание поплескаться в прохладной водичке крепнет с каждым днём. Поэтому бассейн в знойную погоду — одно из самых верных решений. Наиболее оптимальным для всей семьи станет такое место отдыха, где в сочетании с взрослым бассейном есть и неглубокий детский. Вместе плавайте, ныряйте, брызгайтесь и играйте в мяч. Надувной жилет, круг и нарукавники — всё это необходимо захватить с собой из дому.
Точно выяснить, откуда берутся помидоры, огурцы или виноград можно только на даче. Позвольте крохе помогать поливать и собирать урожай. Это подымет ему настроение и значительно увеличит самооценку. А после плодотворной работы обязательно стоит порезвиться и подурачиться. Можно поиграть в салки или запустить бумажного змея. А можно развлечься и с помощью разнообразных интерактивных игрушек. Эти яркие неповторимые и живые игрушки работы способны летать, плавать, нырять и даже разговаривать. Любой ребёнок останется чрезвычайно довольным от такого весёлого и необычного развлечения.
Во второй половине дня надо отдать предпочтение спокойным занятиям - почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской площадке или в парке. Хорошо, если на прогулку пойдут и мама, и папа. Не надо в этот день настаивать, чтобы ребёнок активно общался с другими детьми или взрослыми, - не приглашайте гостей, не ходите сами в гости, гуляйте одни или с самым "близким другом" вашего малыша. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажите на ночь сказку.
Как правильно знакомить ребенка с компьютером, чтобы дружба с этим чудом техники была на пользу и не угрожала здоровью крохи?
В наше время компьютер «живёт» в домах на правах устройства первой необходимости, наряду со стиральными машинами, микроволновыми печами и т. д. Согласитесь, оградить ребёнка от такого технического «окружения» невозможно. Да и не нужно. Главное, определиться - в каком возрасте малыш может начинать и на какие темы общаться с персональным «всезнайкой». В чём сила, компьютера? Конечно, обучаться кроха может и по книжкам, и по настенным таблицам, однако именно возможности компьютера, позволяющие оживлять и озвучивать картинки, неоценимы для маленького умнички, у которого в дошкольном детстве мышление работает в наглядно-образном «формате». Как это понимать? Ребёнок мыслит образами - картинками - и хорошо запоминает, если информацию усвоил с помощью ярких эмоциональных образов. Кроха видит картинку (хлоп - и память цепко помещает её в свои закрома), нажимает пальчиком на клавишу (зарядка для мелкой моторики, тренинг координации движений) - получает желаемый результат или пробует изменить увиденное (вот вам и развитие фантазии и художественного вкуса!).
Таким образом, у ребёнка с раннего возраста включаются операции мышления - обобщения и классификации, которые при классическом обучении формируются лишь к 7 годам. Все эти бонусы маленький умник получит при условии, что общение с компьютером состоится вовремя, при этом будут выдержаны оптимальные для ребёнка нагрузки, подобраны соответствующие его возрасту, развивающие игры.
Как вы уже убедились, компьютер может стать малышу и другом, и учителем в одном... мониторе, однако не стоит превращать его в единственный способ времяпровождения вашего чада. Давайте сразу определимся, что компьютерные игры для самых маленьких - не столько источник информации, сколько возможность повторить и закрепить в игровой форме самостоятельно то, что ребенок узнал из общения с родителями.
Как и все процессы, общение крохи с компьютером имеет и негативную сторону - может навредить его зрению, осанке и нервной системе. Как быть - не прятать же «друга и учителя» в шкафу? Нет, прятать не стоит.
Советуем минимизировать возможные вредные воздействия, следуя советам:
• не экономьте на мониторе: он должен отвечать последним международным стандартам безопасности, по возможности - с жидкокристаллическим дисплеем;
• приобретите для ребёнка специальный компьютерный стульчик, который будет регулировать правильную посадку за столом.
• следите за расстоянием от детских глаз до экрана монитора (во время просмотра мультфильмов оно должно составлять 2 м и более, во время компьютерных игр - 40 см);
• позаботьтесь о хорошем освещении в комнате (малышу недопустимо работать в темноте или полумраке), отсутствии на мониторе бликов от солнечных лучей. Взгляд ребёнка на экран должен быть направлен немного сверху вниз, а не наоборот;
• помещение, в котором находится компьютер, часто проветривайте и делайте в нем влажную уборку, используйте увлажнители воздуха, так как летающие наэлектризованные частички пыли могут вызывать неприятную сухость слизистых оболочек носа и глаз;
• после игр делайте вместе с малышом гимнастику для глаз (поднять глаза кверху и, представив летящего там мотылька, следить за его полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы);
• строго регламентируйте время, проводимое ребёнком перед экраном монитора. Пусть для вашего чада это тоже будет «работой», постарайтесь объяснить, что маленьким много «работать» нельзя, условьтесь о дозволенном объёме, например, один уровень игры или одна интерактивная раскраска, договоритесь о беспрекословном выполнении правил и «штрафах» в случае их нарушения.
Как кормить ребёнка? Еда — неотъемлемый компонент жизни любого человека. Психология повседневного питания, в принципе, сводится к двум понятиям: «вкусно» и «полезно». Часто эти слова становятся антагонистами: «полезно» — значит невкусно, несладко, ограниченно. «Вкусно» — значит празднично, неполезно, можно позволить себе любые излишества. Это противоречие начинает формироваться ещё в раннем детстве. Часто оно связано с тем, что родители и их дети питаются абсолютно разной пищей
Правила, которые помогут сформировать у ребёнка полезные привычки, связанные с едой:
Соблюдение режима питания.
Важно организовать режим дня ребёнка таким образом, чтобы он кушал 4-6 раз в день примерно в одно и то же время. Перерыв между приемами пищи не должен составлять более 4 часов.
Организация правильно оборудованного места приема пищи.
Приём пищи должен проходить за красиво и правильно накрытым столом, в спокойной обстановке. На время приема пищи следует выключить телевизор и убрать другие отвлекающие факторы (игрушки, громкая музыка и пр.). Стол следует сервировать, поместив на него салфетницу, хлебную тарелку и другие предметы. У ребёнка должна быть своя, индивидуальная посуда, которая ему нравится по форме и расцветке. Тарелки и чашка ребёнка должны быть небольшого размера.
Соблюдение культурных правил поведения за столом.
С 3 до 6 лет происходит обучение ребёнка правильному поведению за столом. Ребёнок должен научиться сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Детей в возрасте 4–6 лет нужно приучать правильно, пользоваться ложкой, вилкой и ножом. Вырабатывайте у ребёнка привычку тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать и не вставать из-за стола во время еды. Недопустимо развлекать ребёнка во время приема пищи игрушками или просмотром телепрограмм, обещать вознаграждение за то, что он всё съест.
Разнообразие в питании.
В рацион детей 3-6 лет следует своевременно включать разнообразные рекомендуемые для этого возраста продукты и блюда. Следует приучать ребёнка кушать продукты, приготовленные по-разному: способом варки, запекания, тушения и т.д. Приучайте ребёнка к мысли, что он должен кушать то, что положено на тарелку.
Не решайте за ребёнка, какую пищу, он любит.
Случается, что дети не едят ту пищу, которая не нравится их родителям. Особенно часто это относится к кашам, молочным продуктам, овощным блюдам, свежей зелени. Хорошим решением проблемы будет совместное приготовление пищи вместе с ребёнком. Ребёнку можно предложить поиграть в поваров и помочь порезать овощи, перемешать салат, украсить тарелку с кашей свежими ягодами. После этого ребёнок с удовольствием скушает то, что «сам приготовил», даже если эта пища не является для него привычной.
Не перекармливайте ребенка.
Не следует давать ребёнку еды больше, чем он сможет съесть. Признаками перекармливания могут быть: наличие у ребёнка избыточной массы тела, пристрастие к «мусорной» высококалорийной пище (сладости, фаст-фуд и пр.), регулярный и демонстративный отказ от еды вследствие нарушения нормальной работы органов пищеварения, регулярное переедание «до отвала» вследствие несоответствия размера порции возрасту ребёнка.
Не заставляйте ребёнка есть насильно.
При кормлении ребёнка никогда не заставляйте его есть насильно. Пусть ребёнок съест мало, но с аппетитом, столько, сколько ему хочется. Скорей всего, в следующий прием пищи он съест всю предложенную порцию и даже попросит добавки.
Одеваем малыша. Выбор детской одежды – непростое дело. Во-первых, ребёнок может привередничать, и отказываться надевать то, что выбрали вы. Во-вторых, нужно подбирать ему максимально удобную и полезную для тела одежду. В каждом возрасте существуют свои критерии выбора детской одежды.
Сегодня одежда для детей представлена широким ассортиментом и поэтому легко, запутаться во всём этом многообразии. Выбор вещей для ребятишек - это хлопотное, но одновременно с этим и приятное занятие для родителей.
Пожалуй, самый важный критерий при выборе одежды для детей это её удобство. Продуманный покрой не будет стеснять движений, обеспечит легкоё и простое снимание/одевание той или иной модели. Конечно, понятно стремление пап и мам сэкономить в период быстрого роста и развития детишек, но все же стоит покупать вещи по размеру, чтобы они были не велики, но и не тесные. Безусловно, не вся одежда для детей, которая продается, соответствует санитарным норма и правилам, поэтому учитывайте при покупке факторы и признаки продукции высокого качества. Прежде всего, она должна быть сшита из натуральных материалов. В такой одежде малышу будет комфортно и уютно, натуральные ткани пропускают воздух и позволяют коже дышать. Молодым родителям следует также обращать внимание на то, как вещи переносят стирку. Немаловажной характеристикой вещей является их цвет. Кричащие расцветки с хаотичным набором множества ярких красок не лучшим образом сказывается на психике ребёнка. Кроме того, для самых маленьких следует покупать вещи пастельных оттенков ещё и потому что яркие цвета достаточно агрессивны для нежных детских глаз. Ну и конечно для детей покупайте одежду по сезону, чтобы вашему малышу было не жарко, и в то же время он не простыл. Вот пара простых признаков того, что ребёночек замёрз: во-первых, холодный носик; во-вторых, малыш может икать, если ему холодно. Все карапузы обожают бегать босиком и лежать на земле. Для таких забав идеально подойдёт лесная опушка. В один из уикендов именно туда и отправляйтесь со своим малышом. Собирайте вместе цветы и плетите из них веночки. Рассматривайте птиц и знакомьтесь с жучками-паучками. Если уже поспели ягоды, то разрешите ребёнку кушать их прямо с кустика. Непременно устройте пикник, потому как свежий воздух способствует аппетиту. А, как известно, все детки любят, есть на природе.
Отдыхаем с малышом. Любите своих малышей, старайтесь уделять им как можно больше внимания, и тогда они ответят вам безмерной любовью и благодарностью!
Итак, куда же стоит отправиться с крохой, чтобы совместная прогулка стала не только незабываемой, но и полезной? Часто родители хотят посетить с ребёнком зоопарк, парк аттракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это можно делать, но очень важно правильно рассчитать время и соразмерить объем новых впечатлений с возможностями маленького ребёнка.
При первом посещении зоопарка ребёнку следует показывать уже знакомых ему (по картинкам, сказкам и мультфильмам) животных и птиц. Этот поход станет для ребёнка поистине полезным и познавательным. Только здесь есть все условия для близкого общения с животными. Стоит приобрести специальный корм и вместе с крохой покормить уточек, ланей или зебр. Прогулка на пони оставит неизгладимый след в душе ребёнка, и он ещё долго будет вспоминать, и рассказывать всем знакомым об этом удивительном событии. Следует прекратить экскурсию, если малыш стал невнимательным, слишком подвижным или, наоборот, вялым, капризным, - это признаки переутомления.
Яркая и динамичная картинка в телевизоре привлекает внимание ребёнка. Первое, о чём думают любые родители, так это о здоровье своих детей. И если речь касается телевизора, то в голову приходят вопросы о том, как это влияет на зрение. Глаза - сложнейший орган, для правильного развития и функционирования которого необходима тренировка. По убеждению медиков, просмотр телевизора такой тренировкой не является. Поэтому просмотр телепередач должен быть строго дозирован: в полтора-два года не стоит смотреть телевизор более 15 минут в сутки, после трех лет это время можно увеличить до получаса, к школьному возрасту - до часа-полутора с перерывами не менее 15-20 минут. Причём расстояние до телевизора - не менее 2 метров. Не рекомендуется смотреть телевизор, лёжа и при выключенном свете. Экран должен располагаться на уровне лица, не ниже и не выше - это снижает нагрузку на мышцы спины и шеи.
Не оставляйте малыша наедине с телевизором, превращая аппарат в суррогатную электронную няню, смотрите передачи вместе с ним и обязательно объясняйте происходящее на экране. Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребёнок должен понять, что в мультфильме, возможно, всё, но не всё возможно в реальной жизни.
К сожалению, в действительности многие мамы, проводящие дома с ребёнком целый день, используют телевизор как отдушину - малыш сидит тихо и у мамы есть возможность заняться своими делами или отдохнуть.
Вот некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора. Понятно, что все эти последствия индивидуальны и по - разному проявляются у детей:
снижение самоконтроля;
возбудимость;
неспособность занять себя, уменьшение активности, неразвитость воображения (из-за пассивного потребления информации);
поверхностное восприятие.
Есть семьи, в которых постоянно включенный телевизор - обычное дело: его и не смотрят, но и не выключают. Такого быть не должно, тем более это действительно вредно. Не только дети, но и взрослые вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде. Это ведёт к тому, что члены таких семей становятся легковозбудимыми и быстро утомляются, ощущают постоянный дискомфорт, повышенное чувство усталости, вместе с тем возможны нарушения сна. Посторонние звуки мешают сосредоточиться, отвлекают, что само по себе раздражает, и вот уже какая-то мелочь способна вывести человека из равновесия.
Мамы и папы могут превратить телевизор в помощника в воспитании малыша, но для этого нужно соблюдать ряд несложных условий.
Родителям следует чётко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако если просмотр любимого мультика стал частью "засыпательного" ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, - это на пользу. Малыши любят, когда все идет "по плану".
Всегда сами предварительно просматривайте телепрограммы, которые собираетесь показать ребёнку. Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам - не столько по задумке мультипликаторов, сколько по причине быстрой детской утомляемости, длятся они не более 10-15 минут.
Если телевизор является своего рода помощником (например, ребёнок сидит спокойно, когда ему подстригают ногти или чистят ушки, только перед ТВ), выбирайте время для нелюбимых малышом процедур, когда по ТВ показывают мультфильмы или детскую программу. Но не злоупотребляйте этим свойством телевизора зачаровывать ребёнка и "выключать" его из обычной жизни.
Бросаться в крайность и запрещать, малышу смотреть телевизор не следует, особенно если ребёнок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи. Нередко это приводит к тому, что кроха становится телеманом - научившись включать ТВ самостоятельно, он в отсутствие родителей будет смотреть всё подряд, в том числе и то, что действительно детям видеть не стоит.
Почему телевидение так завораживает детей? Виртуальное изображение на какое-то время уводит ребёнка от реальности. В кинотеатре дети осознают, что переживают нечто внешнее по отношению к ним, ограниченное во времени и пространстве, ведь поход туда – это всегда ритуал, предполагающий определенный сеанс, темный зал, присутствие других зрителей. А перед телевизором ребёнок сталкивается с потоком разрозненных изображений, оставаясь в привычной обстановке. Ему труднее отстраниться от происходящего на экране – и завораживающий эффект усиливается. До 3–4-летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Различать реальное и воображаемое им трудно до 7 лет; с 4 до 7 преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими. После 7 лет они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представления о времени и пространстве, и они учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
С какого возраста детям можно смотреть телевизор без взрослых? Примерно с 7 лет они могут делать это самостоятельно, но вполне допустимо и года в 4 посадить ребёнка одного смотреть кассету с мультфильмами. Если в выходные он проснулся очень рано, а родителям еще необходимо поспать, нет ничего страшного в том, что он посмотрит мультфильм или детскую телепередачу, хотя постоянно использовать телевизор вместо няни, конечно, не стоит. Родителям нужно направлять выбор ребёнка, помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир, и телевидение не должно быть исключением из этого правила.
Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Но в, то, же время ребёнку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и создаются специально для детей). Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные для развития ребёнка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные – бесполезные, но и не приносящие вреда.