ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА


ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.

В соответствии с ФГТ особую актуальность приобретает обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в школе детей с разными ограничениями в здоровье.
Основная задача коррекционно-педагогической работы нашего ДОУ создание условий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Для ее решения нами используются классические и современные педагогические и психологические подходы - гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.
Поэтому задачу нашей работы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.
Принципы технологии личностно-ориентированного взаимодействия:
«Необходимо любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство» Ш.А. Амонашвили
2. Понимание и взаимопонимание в общении с ребенком, равенство, сотрудничество, диалог
3. Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие
Доминанта технологии
- Выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального
субъекта познания
- Развитие присущих ребенку личностных качеств и способностей
- Формирование положительной Я-концепции
- Развитие творческих способностей
- Овладение навыками самопознания
Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе.
Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде
Основные задачи реализации технологий в образовательном учреждении:
- Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями речи;
- Своевременная диагностика и включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции речевого развития;
- Реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;
- Квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и речевого развития ребенка;
- Профилактика возникновения «вторичных дефектов»;
- Реализация оздоровительных мероприятий
Критерии личностно-ориентированной модели образования
Понимание детства
Детство - полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами.
Взгляд на природу человека, ребенка
Ребенок-субъект, выбирающий свою траекторию развития.
Источники развития в самом ребенке.
Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу.
Приоритет ценности
Личность и личностное достоинство каждого.
Свобода выбора и ответственность за него.
Творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.
Цели образования
Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной).
Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.
Содержание образования
Содержание образования конструируется (определяется совместно с ребенком, исходя из его возможностей, способностей, интересов, личного опыта.)
Программа корректируется под ребенка.
Индивидуальный стандарт.
Организация образовательного процесса
Гибкое взаимодействие с ребенком, оказание ему помощи и поддержки в выборе и реализации собственной образовательной траектории. Работа с условиями, организация образовательной среды. Сбалансированность инициатив взрослого и ребенка.
Общение
Личностное общение, неформальное общение.
В большинстве случаев обращение к детям индивидуально.
Диалогический стиль общения.
Оценивание
Преобладает вертикальная оценка (сравнение ребенка с самим собой)
Реализация принципов технологии на разных этапах работы
- Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала и он имеет возможность выбрать понравившейся ему.
- Во время обследования речи – основная форма диалог.
- Речевая карта отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его речи, ребенок «сравнивается с самим собой»
- Во время индивидуальных занятий учитываются все желания ребенка.
- Задания для вечерних коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка.
- Индивидуальная тетрадь ребенка является полем его творчества. Ребенок заинтересован, в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой
- Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома
На фронтальной НОД
- Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
- Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
- Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
- Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
- Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
- Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
- Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
- Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому.)
Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Список литературы:
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – № 6. – С.67.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 1. Суть технологий