Урок Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений


1.Приветсмтвие. Добрый день ребята!
 2.Актуализация
«Разминка». Цель «разминки» подготовить учащихся к изучению новой темы.  Ребята вычислите устно 312, 492  Минута на вычисления! В конце урока вы сможете устно вычислить значение выражения. Для этого нам нужно открыть две важные формулы..Чтобы  открыть формулы  нам необходимо, вспомнить, что мы знаем и умеем.
ВОПРОС-ОТВЕТ.
- Даны выражения a и b , записать символьно:
- Квадрат a :    a2
- Квадрат b :    b2
- Разность квадратов a и b :    a2 – b2- Сумма квадратов a и b :     a2 +b2
- Произведение a и b :      ab- Удвоенное произведение a и b :     2ab
- Сумма a и b :     a+b- Разность a и b :    a-b
- Квадрат суммы a и b  (a+b)2
- Квадрат разности a и b :  (a-b)2
 Найдите  произведение  5 b  и  3 с. Чему  равно  удвоенное  произведение  этих  выражений?
Прочитайте  выражения.
а)  х + у                   в) (к + 1)2                д)  (а –b)2
б)  с2 + р2                г)  р – у                    е)    с2 – х2
Перемножить  данные  многочлены.
( 4 – а) · (3 + а) = 12+4a-3a-a2=12+a-a2.
Объясните, как умножить многочлен на многочлен.
3. 
Изучение нового материала. Исследование
Объяснение новой темы: Цель: вывести формулы: (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2. Увидеть закономерность. Сделать вывод. 
Записать конкретную тему урока.
Формулировка темы урока . Цель урока. Запись в тетрадь. Создание проблемной ситуации
Даны одночлены и многочлены, возведите в квадрат. 52=5*5=25,
Выполните умножение многочлена на многочлен:
(х + у)2    (c + d)2; ;  (2p + s)2;         (a + b)2 =a2+2ab+b2    x2+2xy+y2
(2m – 3n)2;  (x – 4y)2;   (3p – 4s)2; ;     (a – b)2
Подчеркните левые и правые части.
Есть ли нечто общее в условиях и в ответах предложенных упражнений? Можно ли выражения в левом столбике записать короче (открыть экран). Фактически мы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов, т.е. возводили в квадрат сумму двух выражений, что представляет результат умножения. Что служит результатом умножения?Результатом умножения служит трехчлен, у которого первый член представляет собой квадрат первого слагаемого, второй – удвоенное произведение первого и второго слагаемых, а третий – квадрат второго слагаемого. 
Обсуждение полученных результатов
Анализ  III  столбца:
После  приведения  подобных  членов  подсчитайте,  сколько  получилось  членов  в  каждом  многочлене?    (ответ:  трёхчлен)
Что представляет  собой 1й, 2й  и  3й  члены  по  сравнению  с 1-м  и  2-м  выражениями, стоящими  в  основании  соответствующей  степени?
1-й  член – квадрат  первого  выражения.
2-й  член – удвоенное  произведение  первого  и  второго  выражений.
3-й  член – квадрат  второго  выражения.
Мы записали сокращённо: это формулы сокращенного умножения. А какие две формулы мы вывели?
Запишем формулу: (a + b)2 = a2 + 2ab + b2. 
Прочитать формулировку в учебнике на странице 189
Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат не (a + b), а двучлен (a + b)2. замените знак «+» на «-» и выполните умножение. Делаем вывод. Записываем формулу (a - b)2 = a2 - 2ab + b2 прочитать формулировку в учебнике на странице 190. 
Значит, какие формулы сокращенного умножения мы сегодня узнали? Запишите подтему в тетради.
Первичное закрепление. Цель: выработать у учащихся умение применять формулы (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2.  Таблица на слайде, первый пример проговариваем.
Выражение Квадрат
1 выражения Удвоенное
произведение Квадрат
2 выражения Итог
(а + 4)2 a2 2*4*a 42 a2+8a+16
(8 - х)2 64 16x X2 64-16x+x2
(2y + 1)2 4y2 4y 1 4y2+4y+1
(0,5b - 2)2 0,25b2 2b 4 0,25b2-2b+4
Этап предварительного контроля. Тест
(y - 9)2 (5x+4y)2 (2a – 0,5x)2
1 y2 - 9y +81 25x2  - 20xy +16 y2 4a2  - 2ax +0,25 x2
2 y2 + 18y +81 25x2 + 40xy +16 y2 4a2  + 2ax +0,25 x2
3 y2 -18y +81 25x2 +20xy +16 y2 4a2  - ax +0,25 x2
4 y2 + 9y +81 25x2 - 40xy +16 y2 4a2  + ax +0,25 x2
312= (30+1)2 =900+60+1=961,    492  =(50-1)2 =2500-100+1=2401
Работа с учебником. Индивидуальная 726-«3» , 727-«4», 728-«5» первые 5 выражений. Ответы проверить самопроверка. Выбор. Разбор ошибок.
Итог урока. Откроем небо. Разгоним тучи.
-С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?
-Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?
-Чему равен квадрат суммы двух выражений?
-Чему равен квадрат разности двух выражений?
-Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать?
(С помощью формул результат можно получить гораздо проще и быстрее). 
Дз. № 729, 731. доказать  геометрический  смысл  формулы (a-b)2 стр.189.
Рефлексия. Выставление отметок. Оценочные листы, выставить отметки. Вернемся к эпиграфу нашего урока.
Путь размышления самый благородный, кто размышлял, получил положительные оценки. Украсьте дерево красными цветами.Путь подражания самый легкий …подражал, делал по образцу, белыми…Во время ухода детей музыка.