Истоки возникновения ритуальной ложки «тос-карак» («девятиглазки»).
Введение
Актуальность работы - исследование истоков возникновения ритуальной ложки «тос-карак» («девятиглазки»).
Новизна работы – актуальность применения ложки «тос-карак» в современных условиях при проведении древних обрядов и ритуалов.
Объект исследования – ритуальная ложка «тос-карак».
Цель исследования: Ознакомить учащимся ритуальную ложку «тос-карак».
Задачи исследования: 1. Исследовать особенности ритуальной ложки «тос-карак». 2. Охарактеризовать элементы ложки. 3. Установить время и применение ложки в конкретных случаях.
Методы исследования: Анализ сведений о тос-карак «девятиглазки». Обобщение и систематизация материала по данной теме. Проведение тест опроса.
Вступительная часть.
В культуре тувинского народа отмечены так называемые бытовые девятки: тос сыртык, тос эртине, тос аржаан, тос чүзүн мал, тос-карак. Предметом исследования мы выбрали ритуальную ложку «тос-карак-девятиглазку». Она привлекла наше внимание своей оригинальностью, неповторимостью. До начала проведения работы мы провели опрос среди учащихся, учителей. По итогам опроса % респонтентов знают назначение этой ложки, у % имеется ложка. В настоящее время практически в каждом доме имеется тос-карак. Ставят её на самом почётном месте, святом месте, и после совершения обряда обратно туда. Это говорит о том, что народ сохранил уважение, ценность к своей духовной жизни. Итак, мы расскажем вам о значении ритуальной ложки «тос-карак-девятиглазки».
Основная часть.
Тос-карак - тувинское название ритуальной девятиглазки, длинной деревянной ложки с девятью кропленными отверствиями, из которой разбрызгивают в жертву чай, молоко или священную воду аржаан. Нередко тос-карак под резцом умелых мастеров превращалось в подлинное произведение прикладного искусства. Главным её украшением служили священные орнаменты. ( Просмотр презентаций). Кроме тос-карака ёщё имелась ложка үш-карак - триглазка. Эта ритуальная ложка имеет три углубления в отличие от тос-карака. Считалось, что простые люди могли приносить жертвоприношение ложкой с тремя углублениями (Солнцу, Земле, Воде). А ложкой с девятью углублениями имел право приносить жертвоприношение только шаман. Строение ложки тос-карак связано с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. Совершение обряда с помощью тос-карак порождает чувство уверенности в достижении желаемого результата. Это означает, что мы, тувинцы, не утратили взаимосвязь с природой, понимаем, что человек-частица Вселенной. Рано утром хозяйка юрты наливала утренний чай в берестянное ведёрко или в пиалу. Ритуальной ложкой-девятиглазкой «тос-карак» окропляла огонь очага, затем выходила из юрты, окропляла Небеса и Землю, вымаливая благополучие семье, роду. Эта молитва называлась «чалбарыг». Каждая хозяйка вымаливала по-своему: «Тос Дээрим, Долаан бурганым, ѳршээ! Алдын Таӊдым, ава Черим, ѳршээ! Аал-ораным ѳршээ, ажы-тѳлүм ѳршээ, арат-чонум ѳршээ! Ѳршээ, ѳршээ! –«Будьте милостивы, мои Девять Небес, моё божество Долаан! Моя золотая Таӊды-мать Земля, спасите и помилуйте мой аал, моих детей, мой народ! Помилуйте! Помилуйте!Прикочевав на чайлаг, хозяева разбрызгивают кропилом девятиглазкой «тос-карак» молоко на четыре стороны света. Разбрызгивая молоко, тувинец поклоняется своей родине, земле.
Заключительная часть.
В настоящее время, многие семьи вновь начали использовать тос-карак. Разбрызгивание тос-караком в новолуние, в полнолуние, учитывая благоприятные дни для подношений, стало для своего рода семейной традицией. Это означает, что мы, тувинцы не утратили интерес к своей культуре, быту, развиваем и пользуем в духе современности. Заканчиваю своё выступление со стихом:
Оран-таӊды, кудай-дээрге чалбарып,
Чажыг чажар ыдыывыс сен, тос-карак.
Бурун шагныӊ эдилели, тос-карак,
Онзагай сен, тѳѳгүге артып каар сен.
Спасибо, за внимание !