Профилактика ассоциального поведения в начальной школе 
Профилактика  асоциального  поведения  в  начальной  школе.
Педагог-психолог: Кондрушина О.Е.
В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемами различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 миллионов человек.
Так  как  проблема  наркомании  затрагивает  подростков, то  работа  школы, в том числе и школьного психолога, заключается  в профилактике. Профилактическую  работу  по  предупреждению  асоциального  поведения  целесообразно  начинать  с начальной  школы. В  своей  работе я использую  такой  вид  деятельности как  сказкотерапия. 
 Сказка – это волшебство,  образный  язык,  способный  увлечь  и  взрослого  и  ребенка,  трудное  и  сложное  сделать  простым  и  доступным  для  понимания.  В  сказочной  форме  педагог-психолог  предлагает  решение  психологических  проблем агрессивности,  страхов, перемен,  одиночества, неуверенности  в себе  и  даже  наркотической  зависимости.
Именно  профилактикой наркотической зависимости мы и занимаемся в 4-х классах. Нравоучительная  лекция  о  вреде  наркотиков  превратилась  в  интересную  сказку, послушав  которую  ребенок начинает понимать, в какую  пропасть  может  заманить  такая «сладкая  ловушка».
Занятие № 1. На  первой  встрече  происходит  знакомство. 
Детям  предлагается  назвать  свое  имя, и  ласковое  слово  своему  соседу   справа,  которое  начинается  на  первую  букву  его  имени.
Далее  вырабатываются  правила  поведения  на занятиях.
     - Доброжелательность  ко  всем  членам  группы.
     - Уважение  чужой  точки  зрения.
     -  Активность.
Цель   первой  встречи – это налаживание  группового  взаимодействия, создание положительного  настроя  на  занятия. 
Ребятам  предлагается  прослушать  первую  часть  сказки (аудиокассета  с  записью).
После  прослушивания  учащиеся  рисуют то,  что  им  хочется  нарисовать после  прослушивания.  В  конце  проводится  рефлексия  занятия.
Занятие № 2.
Оборудование: ватман, цветную  бумагу,  клей,  ножницы,  фломастеры,  кисти,  краски,  пластилин, аудиокассеты  с  записью  сказки   и  спокойной  музыки.
Целью   второй  встречи  является усиление группового  взаимодействия,  создание условий для самовыражения,  гармонизации  внутреннего  состояния  и профилактики  наркомании.
Ребятам  предлагается   сесть  в  круг  и  назвать  свое  имя,  а  затем  какого-нибудь  сказочного  героя  на  первую  букву  своего  имени.   Далее  по   кругу  пускается  клубок  и  каждый  участник  вспоминает,  что  хорошего  произошло  в   их  жизни  с  последней  нашей  с  ними   встречи.  В  завершении  этого  упражнения  учащимся  говорится о том, что  пока  клубочек находился  в  их  руках,  они  зарядились  положительными   эмоциями.
 Затем включается  аудиокассета  с  записью  второй  части  сказки.  После  прослушивания  сказки  детям  предлагается  построить  свой   город.
В  конце  занятия  проводится  рефлексия.  Детям  задаются  следующие  вопросы:
О чем эта сказка?
Название  сказки  «Сладкая  ловушка»,  а  почему  ее  так  назвали?
Какой  урок  из  сказки  вы  извлекли?
Какие  чувства  вы  испытывали  в   процессе  создания   сказочной  страны?
Занятия  проводятся  поэтапно   во  всех  4-х  классах.  Данная  работа  интересна  для  детей  начальной  школы.
    Литература:
 Буянов М.И. Размышление  о  наркомании. – М., 1990
Гурски  С.      Внимание,  родители: наркомания! СПб., 1989
Стрелкова  Л.П.  Уроки  сказки. М.: Педагогика, 1989.
Ягодинский  В.Н.  Уберечь  от  дурмана. М. 1989.
Сахарова Т., Иванов В. «Сладкая  ловушка»: аудиокассета. М.,                        «Два  Жирафа», 1990.                    
15