Профилактика ассоциального поведения в начальной школе
Профилактика асоциального поведения в начальной школе.
Педагог-психолог: Кондрушина О.Е.
В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемами различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 миллионов человек.
Так как проблема наркомании затрагивает подростков, то работа школы, в том числе и школьного психолога, заключается в профилактике. Профилактическую работу по предупреждению асоциального поведения целесообразно начинать с начальной школы. В своей работе я использую такой вид деятельности как сказкотерапия.
Сказка – это волшебство, образный язык, способный увлечь и взрослого и ребенка, трудное и сложное сделать простым и доступным для понимания. В сказочной форме педагог-психолог предлагает решение психологических проблем агрессивности, страхов, перемен, одиночества, неуверенности в себе и даже наркотической зависимости.
Именно профилактикой наркотической зависимости мы и занимаемся в 4-х классах. Нравоучительная лекция о вреде наркотиков превратилась в интересную сказку, послушав которую ребенок начинает понимать, в какую пропасть может заманить такая «сладкая ловушка».
Занятие № 1. На первой встрече происходит знакомство.
Детям предлагается назвать свое имя, и ласковое слово своему соседу справа, которое начинается на первую букву его имени.
Далее вырабатываются правила поведения на занятиях.
- Доброжелательность ко всем членам группы.
- Уважение чужой точки зрения.
- Активность.
Цель первой встречи – это налаживание группового взаимодействия, создание положительного настроя на занятия.
Ребятам предлагается прослушать первую часть сказки (аудиокассета с записью).
После прослушивания учащиеся рисуют то, что им хочется нарисовать после прослушивания. В конце проводится рефлексия занятия.
Занятие № 2.
Оборудование: ватман, цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры, кисти, краски, пластилин, аудиокассеты с записью сказки и спокойной музыки.
Целью второй встречи является усиление группового взаимодействия, создание условий для самовыражения, гармонизации внутреннего состояния и профилактики наркомании.
Ребятам предлагается сесть в круг и назвать свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. Далее по кругу пускается клубок и каждый участник вспоминает, что хорошего произошло в их жизни с последней нашей с ними встречи. В завершении этого упражнения учащимся говорится о том, что пока клубочек находился в их руках, они зарядились положительными эмоциями.
Затем включается аудиокассета с записью второй части сказки. После прослушивания сказки детям предлагается построить свой город.
В конце занятия проводится рефлексия. Детям задаются следующие вопросы:
О чем эта сказка?
Название сказки «Сладкая ловушка», а почему ее так назвали?
Какой урок из сказки вы извлекли?
Какие чувства вы испытывали в процессе создания сказочной страны?
Занятия проводятся поэтапно во всех 4-х классах. Данная работа интересна для детей начальной школы.
Литература:
Буянов М.И. Размышление о наркомании. – М., 1990
Гурски С. Внимание, родители: наркомания! СПб., 1989
Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 1989.
Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. М. 1989.
Сахарова Т., Иванов В. «Сладкая ловушка»: аудиокассета. М., «Два Жирафа», 1990.
15