Конспект урока по русскому языку на тему Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс)
Разработка урока
по русскому языку для 8 класса
по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
Мельникова И.В.
2016 г.
Пояснительная записка.
Проведение данного урока «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс) возможно при преподавании по любой учебной программе (при наличии соответствующей темы в рабочей программе). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Помимо непосредственно плана-конспекта (сценария) урока, в приложении будут размещены необходимые материалы:
задания для групп;
творческое задание;
лото по теме урока;
карточки к лото;
листы оценивания;
листы для самооценки учащихся.
Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс)
Цель деятельности учителя Познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.
Тип урока комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, схемы данных конструкций; уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.
Межпредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализов языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к книге, языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы http://www.uroki.nethttp://www.zavuch.infohttp://www.interg.ruОборудование Интерактивная доска (экра), раздаточный материал (задания для каждой группы, листы оценивания, листы самооценки, лото с карточками).
Основные понятия Подлежащее, сказуемое
План – конспект (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осущест-вляемая деятель-ность учащихся Формы органи-зации взаимо-дей-
ствияФормиру-
емыеумения (универсаль-ные учебные действия) Промежу-точный контроль
1. Актуа-лизация опорных знаний. Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний. На интерактивной доске воспроизводится пропорция.
-Восстановите пропорции.
Главные члены предложения
?
____________?____________
Сказуемое
- Какими частями речи может выражаться сказуемое?
- Ребята, есть ли такие предложения, где глагол отсутствует опускается? (Есть)
- Как они называются? (Предложения с нулевой связкой).
- В каких именно предложениях употребляется нулевая связка? (В предложениях, где составное именное сказуемое стоит в настоящем времени, глагол-связка может не употребляться. Например: Ты смелый. Ты – учитель).- А какой частью речи может выражаться именная часть составного именного сказуемого? (В составном именном сказуемом именная часть может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием, числительным, местоимением, наречием, синтаксически неделимым словосочетанием). Вспомина-
ют ранее изученное,восстанав-ливают пропорции Фронтальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Устные ответы
2. Мотива-ция к учебной деятель-ности. Эмоциональ-ная, психологи-
ческая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя:
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нём чуть ли не сто,
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей - тире, в остальных - многоточия,
Чёрточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берёт из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставит знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для конца многоточия.
- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?
- Отгадайте тему урока, ответив на вопросы:
1) Она связана с предыдущими двумя уроками.
2) Она связана со знаком препинания, который своё название получил во французском языке и переводится как «тянуть».
3) Первым этот знак в России стал употреблять писатель Н.М. Карамзин.
4) Этот знак ещё называют знаком «неожиданности», первоначально назывался «чертой».
-Какова тема нашего урока? Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, определя-
ют тему урока. Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия. Устные ответы
3. Постановка целей и задач урока. Эвристичес-
кая беседа, определение учащимися целей и задач урока с помощью опорных предложений - Запишите тему нашего урока.
- Закончите предложения и определите цели урока.
На доске незаконченные предложения:
Познакомиться с… (условиями постановки тире)
Научиться ставить …(тире)
Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)
Составлять предложения… ( в которых необходимо тире). Записыва-
ют тему урока, обдумывают ответы на вопросы,
определя-
ют цели. Фронтальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. Устные ответы
4. Работа над темой урока. Эвристичес-
кая беседа, наблюдение над языковым материалом, составление схем и примеров, чтение параграфа учебника.
1. На интерактивной доске необходимый языковой материал (тире и схемы открываются после того, как материал разобран, и учащиеся самостоятельно их составили).
Примеры: Схемы:
Любая книга – умный друг. Им.п. Им.п.
Сущ. – сущ.
Строк в поэме – шестьсот Им. п.
шестьдесят восемь. Сущ. – числит.
Дважды два – четыре. Числит. – числит.
Читать – значит Инф. – инф.
развиваться.
Наша задача – хорошо учиться. Им.п.
Сущ. – инф.
Вдумчиво читать – искусство. Им.п.
Инф. – сущ.
Язык – это история народа. это
Чтение – вот лучшее учение. Вот
Тире не ставится:
Твои речи, будто острый нож. Сказуемое
присоединяется
сравнительными
союзами.
Он самый известный поэт. Подлежащее вы-
ражено личным
местоимением.
Слово не стрела, При сказуемом
да острее стрелы. есть отрицатель-
ная частица не.
- Ребята, какой знак необходим в этих предложениях? (Тире).
- Почему? Чем выражено подлежащее, а сказуемое? Есть ли глагол-связка в этих предложениях? (Нет, вместо него – тире).
- Составьте схемы предложений и расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
- Как вы думаете, почему эти предложения написаны на отдельной доске? (В них тире не ставится).
- Давайте разберёмся. Почему не ставится тире в этих предложениях?
- С помощью чего присоединяется сказуемое к подлежащему в этом предложении? (С помощью сравнительного союза будто).
- Какие ещё вы знаете сравнительные союзы? (Как, словно, как будто).
- Какой вывод мы можем сделать? (Тире не ставится, если сказуемое присоединяется сравнительным союзом).
- Чем выражено подлежащее в этом предложении? (Личным местоимением).
- Какой вывод мы можем сделать? (Тире не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением).
- Обратите внимание на сказуемое в третьем предложении. Что есть при сказуемом? (Отрицательная частица не).
- Как вы думаете, почему не ставится тире в этом предложении? (При сказуемом есть отрицательная частица не).
- Расскажите о тех случаях, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
2. – Запишите примеры и схемы в рабочую тетрадь.
3. – А теперь давайте выясним, все ли случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым мы разобрали?
- Прочитайте самостоятельно парграф вашего учебника.
- Какой случай постановки тире мы не разобрали? (Если логическое ударение падает на подлежащее, то тире между подлежащим и сказуемым может ставиться и в тех случаях, когда подлежащее выражено личным местоимением).
- Приведите пример (Я – пастух, мои хоромы – в мягкой зелени поля). Анализируют языковой материал, отвечают на вопросы учителя, составляют схемы, записывают примеры в тетради, самостоятельно читают и осмысливают материал учебного пособия, делают выводы по теме. Фронтальная, индиви-дуальная. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы, письмен-
ное составле-ние схем.
5. Физмину-тка- Ребята, наша физминутка с секретом. Если в предложениях, которые я произношу, надо ставить тире, то вы встаёте, если нет, то упражнения выполняете сидя! Посмотрим, кто самый внимательный.
Раз – подняться, потянуться, (выполняют упражнения стоя)
Два – нагнуться, разогнуться, (выполняют упражнения стоя)
Три – в ладоши три хлопка, (выполняют упражнение стоя)
Головою три кивка. (Выполняют упражнение сидя)
На четыре – руки шире,( выполняют упражнения стоя)
Пять – руками помахать, ( выполняют упражнения стоя)
А на шесть надо тихо на место сесть. Мысленно анализи-руют предложен-ные примеры и выполняют элемен-тарные физичес-кие упражне-нияФронтальная Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. 6. Практическая деятель-ностьИгра «Лото» (групповая работа) Учитель раздаёт каждой группе учащихся лист для игры «Лото» и карточки с примерами предложений. Учащиеся раскладывают карточки, записывают примеры в тетрадь, объясняют графически постановку тире, комментируют примеры.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон) (Сущ. – сущ.)
Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть. (Сущ. – числит.)
Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги. (Числит. – сущ.)
Семью семь – сорок девять. (Числит. – числит.)
Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Монтескьё) (Инф. – инф.)
Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж. Лондон) (Сущ. – инф.)
Читать вечером книги – моё любимое занятие. (Инф. – сущ.)
Читать и не понимать – это то же самое, что совсем не читать. (Коменский) (Перед сказуемым стоит указательная частица это)
Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно. (Батлер) (Сказуемое присоединяется сравнительным союзом как.)
Он настоящий знаток русской классики. (Подлежащее выражено личным местоимением он)
Мудрость не в красоте, а в голове. (При сказуемом есть отрицательная частица не.)
- Ребята, какая карточка оказалась лишней? Прочитайте этот пример и прокомментируйте знаки препинания. (Он – раб тёмных стихий. (Бердяев.) В этом предложении тире ставится, потому что логическое ударение падает на подлежащее.)Совместно обсуждают предложенные примеры, расклады-вают на карточку, записывают примеры в тетрадь, объясняют графически постановку тире, комментируют примеры, участвуют в диалоге с учителем, слушают и обсуждают ответы товарищей. Группо-
вая, фронтальная Познавательные: систематизируют полученные знания.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную групповую работу с учётом конкретных учебно – познавательных задач. Самооценка знаний путём заполнения карточки лото, устные ответы.
7. Закреп-ление. Включе-ние в систему знаний и повторе-ние. Групповая работа по предложенному учителем материалу. - А теперь, ребята, для закрепления того, что мы с вами разобрали, вы работаете группами, выполняете те задания, которые есть у вас на карточках (См. приложение «Задания для групп»).
- В каждой вашей группе есть «учитель», «помощник учителя», «ученики». Первое задание пишете все вместе, расставляете знаки препинания, объясняет постановку знаков «учитель». Во втором задании комментирует расстановку знаков препинания «помощник учителя». Третье задание каждый выполняет самостоятельно, а затем уже «учитель» и «помощник учителя» проверяют правильность выполнения задания у остальных учащихся. Четвёртое задание (творческое) выполняете вместе на маленьких карточках. После этого задания оцениваете работу друг друга, проставляете оценки на листочках (см. приложение «листы оценивания») и сдаёте их мне.
Порядок работы в группах:
1. «Учитель» ещё раз на примерах объясняет постановку тире в предложениях.
2. Задание выполняет «помощник учителя», он комментирует группе.
3. Самостоятельное выполнение задания, «учитель» и «помощник учителя» проверяют правильность выполнения задания у «учеников».
4. Совместное групповое выполнение творческого задания (см. приложение «Творческое задание») на отдельных карточках, потом обмениваются между группами и самые удачные читаются и записываются. Анализируют языковой материал, объясняют постановку знаков товарищам по группе, комменти-руют, самостоятельно выполняют задания, проверяют и оценивают свою работу. Групповая и индивидуальная Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполне-ние письмен-ных заданий, оценива-
ние учащими-
ся.
8. Рефлек-
сия Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. - Дайте развёрнутый ответ на вопрос: В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
- Ребята, какой основной теме были посвящены предложения и тексты, с которыми вы работали? (Чтению, книгам)
- Какие высказывания вам запомнились?
- Заполните листки самооценки и оставьте их на столах. Обобщают знания, дают развёрну-
тые ответы, заполняют листы самооцен-ки. Фронтальная Познавательные: осуществляют для решения учебной задачи анализ и синтез, делают обобщения, выводы.
Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы, листы обратной связи.
9. Домаш-
нее задание Творческое задание на закрепление. Написать мини-сочинение, используя в качестве эпиграфа одно из записанных на уроке предложений. Тему формулируете самостоятельно. Письмен-
ное мини-сочинение Индивидуальная Приложение
Задания для групп
Запишите, вставьте недостающие знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания.
(Объясняет учитель.)
Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой.)
Дело художника рождать радость. (К.Паустовский.)
Хороший вкус это прежде всего чувство меры. (К. Паустовский.)
Для меня жить значит работать. (И. Айвазовский.)
Облака как причудливые замки.
-В каких предложениях не надо ставить тире? Почему? (Устно ответьте на этот вопрос).
Запишите, вставьте недостающие знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания.
(Объясняет помощник учителя).
Жизнь нескончаемый экзамен. (М. Дудин.)
Сегодня море как небо.
Очень важное проявление вежливости здороваться первым.
Озеро словно зеркала.
Глаза будто вишни.
Из текста выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, расставьте в этих предложениях недостающие знаки препинания. Графически объясните постановку знака «тире», вставьте пропущенные буквы, на месте пропуска буквы обозначьте орфограмму. (Каждый работает самостоятельно, только после написания предложений учитель и помощник учителя проверяют работы учеников).
Костяные, глиняные, пальмовые, берёзовые и липовые книги сохранились только в музеях. Но есть один способ письма, которым мы пользуемся и сейчас, это письмо на камне.
Каме..ая книга самая д..лг..вечная из книг.
До нашего времени дошли целые рассказы, высеченные на стенах египетских гробниц и храмов тысячи лет тому назад. Мы тоже высекаем на каменных плитах то, что хотим сохранить надолго.
Если мы всё(таки) ре..ко пишем на камне, то потому только что выс..кать буквы на камне нелёгкое дело, да и ..двинуть с места такую книгу – несколько десятков или сотен пудов – под силу под..ёмному крану а не человеку. Каме..ую книгу не возьмёшь домой почитать, каме..ое письмо не отправишь по почте.
М.Ильин. Чёрным по белому
Закончите предложения, записанные на карточке, правильно расставьте знаки препинания. Поменяйтесь карточками с соседней группой. Наиболее удачные предложения запишите себе в тетрадь.
Проставьте оценки в карточки и сдайте учителю.
Творческое задание для групп
Уметь читать – это… (означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам) (В.А. Сухомлинский).
Высшая мудрость…различать добро и зло. (Сократ).
Самое трудное - … познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим(Фалес).
Без истинной дружбы жизнь…- ничто. (Цицерон).
Отчизна – это…край, где пленница душа. (Вольтер).
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство -… доброта.(Бэкон).
Хочешь уважения - …не начинай с оскорбления. (Грасиан).
Самое меньшее благо в жизни – это богатство; самое большое - …мудрость. (Лессинг).
Быть человеком -…значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Лихтенберг).
Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь..честным человеком. (Фуллер).
Уничтожьте любовь - …и наша жизнь превратиться а могилу. (Браунинг)
Умение прощать -…свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (Ганди).
Быть щедрым -…значит давать больше чем ты можешь.(Джебран)
Самая трудная вещь - …требование к себе.(Макаренко)
Быть героем -…значит сражаться и против всесильной судьбы. (Цвейг)
ЛОТО
Тире между подлежащим и сказуемым ставится
Им.п. Им.п.
Сущ. – Сущ.
Им.п.
Сущ. – Числит. Им.п.
Числит. – Сущ. Числит. – Числит.
Н.ф. глаг. – Н.ф. глаг.
Им.п.
Сущ. – Н.ф. глаг. Им.п.
Н.ф. глаг. – Сущ. Перед указательными частицами
это, вот.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится
Сказуемое присоединяется союзом как
или другими сравнительными союзами. Подлежащее выражено
личным местоимением. При сказуемом есть отрицательная частица
НЕ.
КАРТОЧКИ К ЛОТО
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.(Ф.Бэкон)
Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть. Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги. Семью семь – сорок девять.
Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
(Монтескье). Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж.Лондон). Читать вечером книги – моё любимое занятие. Читать и не понимать – это то же, что совсем не читать.
(Коменский.)
Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно.
(Батлер.) Он настоящий знаток русской классики. Мудрость не в красоте, а в голове.
(Посл.)
Лист оценивания учащихся
Ф.И. Оценка
учитель помощник учителя ученик ученик Лист для самооценки учащихся
Ф.И. учащегося 1. На уроке я понял(а)…
2. Я научился (-лась)…
3. Наибольший мой успех сегодня…
4. Я испытал(а) следующие трудности…