Дидактический материал Имя прилагательное


Имя прилагательное.

1.Найди в тексте и подчеркни имена прилагательные.
Спит Наташа-
Дочка наша.
Сама маленькая,
Щечки аленькие.
А солдатик оловянный
Встал, как верный часовой,
Возле люльки деревянной
Охранять ее покой.
2. Образуй имена прилагательные от существительных с помощью суффикса-н-.
Вставь пропущенные буквы.
Автобус- автобусный . Пш…ница-
Тр…мвай- Пр…мер -
Авт…мобиль- П…ртрет-
3.К данным существительным допиши нужные прилагательные.
Шар (какой?) ____________, ___________ , ___________ .
Яблоки (какие?) _________ , ___________ , ___________ .
Облако (какое?) _________ , ___________ , ___________ .
4. Какие сведения о предмете ты можешь сообщить. Напиши.
Помидор Мяч
цвет величина
форма формавкус материал
величина назначение
Форма

Мужской род имен прилагательных.
1.Подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительным
старик , юноша.
Крепкий, дряхлый, мудрый, сильный, седой, воспитанный, ловкий, тихий, столетний.
2.Допиши сравнения. Вставляй подходящие по смыслу прилагательные мужского рода.
Мальчишка_____________как заяц.
Брат____________________как волк.
Старик__________________как осел.
Приятель________________как крот.
Друг____________________как медведь.
Сосед___________________как муха.
3.К данным признакам подбери противоположные по значению.
Золотой характер- _______________приветливый
Ледяной взгляд- _______________грубый
Тонкий намек - _______________теплый
Пустой разговор- _______________полезный
Свежий ветер - ________________плохой
4.Подбери близкие по значению признаки из правого столбика.
Мягкий характер- _______________отличный
Золотой характер-_________________непоколебимый
Железный характер-______________добрый
Прямой характер-_________________честный
Женский род имен прилагательных.
Подчеркни четыре прилагательных. Отметь значком существительное, к которому они относятся.
Ветку выбрала повыше
И созрела чудо-вишня.
Ранняя да спелая,
Сочная да смелая.
2.Подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительным.
Хозяйка (___________ ?)_ __________
Девчушка (__________?)___________
Хлопотливая, пятилетняя, приветливая, отличная, трудолюбивая, прежняя, молодая, озорная,
Кареглазая, симпатичная.

3.Преврати разные части речи в прилагательные женского рода.
Океан, поздно, зима, дружно, скучно, лето, рано, солнце.
Например, океаническая волна , ………………… .

4.Вставь пропущенные окончания.
У каждого дерева особ… кора. Гладк… , скользк… , прохладн…-кора березы.
Коряв… , шиповат… -кора осины. Шершав… ,смолист… -кора ели. В скользких
чешуйках- кора сосны.
Средний род имен прилагательных.
1.Допиши окончания прилагательных среднего рода.
Дети прижались лбами к стеклу. Увидели они широк… бел… поле. Все засыпано снегом:
И одинок… дерево, и дальн… село . Тяжело домам под белыми шапками. Струйками дыма поднимается над трубам
и их легк… дыхание.
Окончания имен прилагательных.
1.Определи число и род имен прилагательны . чист(ая, ое) море
рабоч(ия,ая,яя) лошадь
ярк(ей,ий) свет
хмур(ое,ая) утро
поздн(ии,ие) поезда.
здешн(ей,ий) житель
рыж(ия,ая,яя) лисица
жидк(ое,ая) тесто
могуч(ия,ая,яя) страна
сливоч(ая,ое) масло
крайн(ей,ий) дом
Определи окончания прилагательных множественного
Числа.
похож(ее,ие) чемоданы
трескуч(ее,ие) морозы
худеньк(ее,ие) мальчики
настоящ(ие,ее,ая) подруги
последн(ие,ее,яя) дни
вчерашн(ее,яя,ие) газеты
высок(ая,ие,ое) дома
соч(ое,ые,ая) яблоки
пахуч(ая,ие,яя) розы


Число имен прилагательных.
1.Измени число существительного с прилагательным.
Короткий дождь, березовая почка, глухой лес, тенистый овраг, черная проталина, березовая почка.
2.Дописать окончания прилагательных.
Жесток… ветер обрушился на лес. Он ломал толст… ветви и мял крепк… кусты. Сильн… порыв ветра
Разрушил гнездо сороки. Желторот… птенцы остались на земле. Я подобрал малышей и посадил в клетку.
Утром меня разбудил необычн… шум. Трескучие звуки неслись с улицы. Это шумн… стая сорок
Прилетела освобождать пленников.
3.Вставь пропущенные окончания.
Осенн… ненастье, свеж… дыхание, могуч… дерево, утренн… пение, соседн… село, ранн… сумерки,
Син… небо, звонк… песни, ранн… заморозки.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
.
1.К прилагательному поставь в скобках вопросительное слово.
По окончанию вопросительного слова узнай и правильно напиши окончание прилагательного.
Над ярк…м (______________) цветком вьется шмель.
По узк…й (______________) тропинке протопал ежик.
В стар…м (_______________) саду зацвел шиповник.
Летн…ми (_______________) ночами прошумели грозы.
К праздничн…му (____________) столу напекли много пирогов.
2.Вставь окончания прилагательных в именительном и винительном падежах.
Особенно хорош осинов… лес в ясн… осенн… день. В пурпурн… и желт… цвет окрашена
листва. Деревья роняют узорн… лист. Цветн… чист… ковер ложится на землю.
3.Вставь окончания прилагательных в родительном падеже.
Нет на свете такого уме… птицелова, у которого бы в клетке выжил стриж. Стрижу невыносимо безделье. Все у него для стремительн… полета-крылья, мускулы, сердце. А даже у самого искусн… птицелова нет под рукой летн… неба, син… горизонта, необъятн… простора. Как нет без них для маленьк… стрижа жизни.
4. Вставь окончания прилагательных в дательном падеже . Тушканчик обитает в пустыне. Привольно здесь маленьк… грызуну. Благодаря желтоват… цвету его
трудно заметить. Зверек скачет на задних лапках по сыпуч… песку. Только кончик хвоста мелькает.
5.Вставь окончания прилагательных в творительном падеже.Придумай заголовок к тексту.
Светлым осенним днем я шла полевой дорогой. Впереди бежал суслик. Он оглядывался, опасаясь меня. Я побежал за
сереньк… комочком.
Вдруг он встал на задние лапки, оскалил зубы и пошел ко мне. Идет маленьк… жив… столбиком и пытается
Испугать меня.
Каков храбрец!
6.Выпиши словосочетания прилагательного с существительным в предложном падеже.
Нам пришлось продолжить путь без проводника. В дороге нас ожидали неприятности.
Сначала застряли в глубоком овраге. Потом завязли в непроходимом буреломе. И наконец чуть
Не утонули в топком болоте.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.
По существительному определи падеж прилагательных женского рода.
(Р.п.) из сочной моркови,
(……) на зеленой петрушке,
(……) с огородной грядки,
(……) по договорной цене,
(……) рыночная площадь,
(……) ранней редиской.
Отгадай загадки.
1. На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.

2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
3 . Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке летом.
Выпиши словосочетания существительного с прилагательным. От существительного к
прилагательному поставь вопрос. Выдели окончания. Укажи падеж.
Желаем дому вашему
Коли печаль-вчерашнюю,
Коли работу-спорую,
Коль помощь-помощь скорую.
Коли весну-то раннюю,
Коль дочку-то красивую,
Коль землю-то бескрайнюю,
Что мы зовем Россиею.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
1.От существительного к прилагательному поставь вопрос.
С одним словосочетанием напиши предложение.
На подушках (……….?) мягких.
У друзей (………?) приветливых.
По местам (…….?) незнакомым.
От колес (…….?) вагонных.
За грибами (……..?) поздними.
2.Вставь в предложения подходящие по смыслу прилагательные.
Рыбак Михаил поймал (каких?)______ окуней. Жил под (какими?)________ камнями рак.
Кошка мышку ухватила лапками (какими?)__________ и коготками (какими?)_________.
Именительный и винительный падежи имен прилагательных.
1.Чем отличаются прилагательные в предложениях?
Определи их род, число, падеж, окончание.
Ходят в небе тучи грозовые. Тучи сеют капли дождевые.
Родительный и предложный падежи имен прилагательных.
1.Подчеркни словосочетания существительного с прилагательным во
множественном числе.
Тихое зимнее утро. Чернеют стволы голых деревьев. На зеленых лапах лежат подушки снега.
Вдруг между деревьями запорхают яркие птички и повиснут на еловых ветвях. Лес наполняется перекличкой звонких голосов. Это стайка яркоперых клестов облепила ель.
Творительный падеж имен прилагательных.
1.Вставь пропущенные окончания прилагательных множественного числа в творительном падеже.
Называют поросят
Чушками и хрюшками,
А мы зовем свинушками.
С рыльцами весел… , С хвостиками гол… , С ножками коротк… , С кругленьк… ушками
Нравятся свинушки нам.
Допиши окончания прилагательных.
Бежать по (каким?) крут…. ступенькам с (какими?) тяжел… сумками.
Лететь над (какими?) холодн… волнами к (каким?) далек… берегам.
Наблюдать за (какими?) маленьк… ежатами под (какими?) сух… листьями.
Готовиться к (каким?) контрольн… работам по (каким?) устн… предметам.

Правописание имен прилагательных на –ья, -ье, -ьи.
1.Допиши окончания: -ий, -ья, -ьи, -ье.
Овеч… шерсть, медвеж… берлога, волч…зубы, олен… рога, заяч… след, собач… чутье, ворон… гнездо,
павлин… хвост, кошач… глаза, коров… молоко, белич… запасы, обезьян… питомник, лис… нора,
кабан… морда.
2. Вставь пропущенные окончания.
Вот бы тебе, заяц, да лис… зубы!
Вот бы тебе, серый, да волч… ноги!
Вот бы тебе, косой, да рыс… когти!
-Э-э, что мне клыки да когти?
Душа –то у меня все равно заяч… .
Просклоняй словосочетание существительного с прилагательным во множественном числе.
И.п.(какие?) девичьи сны
Р.п.(каких?)
Д.п.(каким?)
В.п.(какие?)
Т.п.(какими?)
П.п.(о каких?)