Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по внедрению 7 модулей Кембриджской программы
Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
Разрабатывая план первого урока, знала, что знания, полученные на курсах, помогут изменить мои прежние взгляды на преподавание. При планировании урока я видела свои прошлые ошибки, когда проводила традиционные уроки, используя лишь элементы новых технологий. На первом этапе обучения я узнала о новых подходах к обучению, которые я раньше не применяла на уроках, а также новые формы, методы построения уроков и видов оценивания. С внедрением идей новых модулей Программы , стратегий и форм работы в практику для меня открывается широкое поле деятельности.
При составлении плана урока учитывала возрастные и индивидуальные способности учащихся. Интеграция семи модулей Программы направляет учащихся к самостоятельной работе, развитию творческих способностей, развитию речи, развитию познавательных способностей, интереса к предмету, развитию умений диалогового обучения. Сформулировав цели и задачи урока кратко и точно, определила все виды деятельности учащихся каждого этапа урока. А также учитывала хронометраж времени .
Первый урок по теме « Моя Родина» начала нетрадиционно с «Круга радости», где дети пожелали друг другу успехов и удачи на уроке. затем провела музыкальную разминку. Потому что важно было улучшить настроение детей, настроить учащихся на урок. Урок был четвертым по расписанию , работоспособность учащихся немного упала. Так как в классе мало детей, решено было поделить их на две группы. Я предложила взять наугад кусочки разрезанной открытки. Таким образом, они объединились в группы. При делении детей на группы столкнулась с проблемой: Малика не хотела садиться во вторую группу, ей хотелось сидеть с Аяной в первой группе. Я считала необходимым разработать правила поведения детей в группе. Я спросила их о том, как можно это оформить: словесно или при помощи рисунков. Дети предложили оформить в виде рисунков. Общие идеи были обсуждены, утверждены и оформлены на постере. До обучения на курсах по Программе я не применяла групповой метод обучения. Используя приёмы критического мышления на стадии вызова группам предложила составить рассказ, используя прием «Ключевые слова». Я вывела на интерактивную доску слайды, на которых были фотографии, обозначающие слова: семья, школа, животные, национальность, Астана, флаг, президент, природа. На этой стадии урока я хотела побудить интерес к уроку и поддерживать его в течение урока. Также хотела проследить, как работают дети в группе, как справится с заданием каждая группа. В группе совместно составляется рассказ. Спикеры групп выступают с готовым текстом, обсуждают. Первая группа справилась быстрее и лучше, потому что они работали сообща, дружней. Оксана предложила писать Аяне, так как она быстро пишет, все поддержали Оксану. Сильная ученица Аяна записывала, остальные предлагали свои идеи. Например, Оксана предложила: «Давайте напишем, какая у нас красивая природа». Она очень переживала и ее пугало то, что они не успеют уложиться во время, отведенное на это задание. Настя предложила написать о казахстанском флаге. Меня удивил Дидар, он пытался тоже предложить свою идею, участники группы прислушались к нему. Во второй группе, где ученики со средней и слабой успеваемостью, составляла рассказ одна ученица Малика, которая предлагала, что написать, остальные с ней лишь соглашались. Прочитать рассказ во второй группе дали слабому ученику Ване, потому что он пассивно сидел. Рассказ во второй группе получился. Он был более коротким, некоторые слова выпали из текста. После прослушивания рассказов провели обсуждение. Для обсуждения мною был предложен вопрос: « О чем у нас получился рассказ?». На этот вопрос ответил Ваня. Было заметно что он вливается в работу класса. Таким образом я сумела подвести их к теме урока. Затем я детям предложила выбрать стикеры и сесть в парах у кого красный стикер с желтым. Разделив детей в пары я предложила составить «Кластер», предварительно они должны были в паре поработать со словарем и найти значение данных слов. Первая пара работала со словом «Родина», вторая пара со словом «Отечество», Третья пара со словом «Страна». Дидар оказался в паре с Аяной. Он очень активно работал. Этот прием дал положительные результаты потому что учащиеся учились самостоятельно добывать знания. Дети нашли значения слов в словаре, но до конца не смогли понять значения слов и затруднились в составлении кластера. Когда я задала вопрос: Что это за слова? Дети так же не смогли ответить. После моей подсказки что это слова синонимы учащиеся дополнили свои кластеры. После выполнения задания я их формативно оценила, например: Дидар, молодец, ты сегодня хорошо работал в паре». « Оксана, хорошо ты быстро справилась с заданием».На стадии осмысления использовала прием «ИНСЕРТ» или по-другому «Чтение с пометками », где учащимся в тексте нужно делать соответствующие пометки и заполнять таблицу. Некоторые не любят читать, особенно мальчики, текст учебника. Я придумала выход – из учебника перепечатала текст. Для детей медленно читающих текст сократила. Препятствие возникло, когда заполняли таблицу. Во время чтения текста необходимо было делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу. Я не стала давать всем одинаковый объём задания. Аяна и Настя бегло читают, умеют ориентироваться в тексте – они делали пометки на полях и заполняли таблицу (приём INSERT). Ваня с Маликой могут читать, делать пометки на полях и заполнить только первую графу или записать вопросы к тексту. Дидар получил минимум информации – только сокращённый текст, (я откорректировала текст, чтобы не пропала главная мысль в тексте), с последующими пометками на полях. Аяна хорошо справилась с заданием, некоторые учащиеся не задумывались над осмыслением текста, не могли ответить на вопросы таблицы, затруднялись при обсуждении в паре. На стадии осмысления мною были составлены вопросы для тестирования в виде таблицы в котором были следующие графы «Вопрос», «Ответ», «Количество баллов»: Что означает название «Жибек жолы»?, До какого города тянется дорога?, Какое место в мире по площади занимает наша страна?, Чем богата земля Казахстана?, Что для тебя Казахстан? Кто ты в этой стране? Затем учащимся были разданы правильные ответы и по ним они проверяли заполнение таблицы. За каждый правильный ответ-1 балл; максимальный балл- 7 баллов. Аяна ответила на 5 вопросов, Дидар на 2 вопроса, остальные в основном на 3,4 вопроса. Здесь учащиеся смогли проверить свои знания, самостоятельно оценить ответы. С целью расширения кругозора учеников по родному краю я решила использовать видеоролик. Краеведческий материал отсутствует в учебнике, а общего теоретического материала недостаточно для привития у детей любви и чувства патриотизма. Дети с оживлением и большим интересом знакомились с природой родного края. Затем учащимся было предложено посмотреть видеоролик «природа ВКО». После просмотра видеоролика я разделила учащихся на группы по желанию и им был предложен кроссворд, в котором содержалось ключевое слово «Казахстан» и следующие вопросы: 1.Основа сердца государственной геральдики. 2.Символ государства в виде полотнища. 3.Президент Республики Казахстан. 4.Быстроногий скакун. 5. Коренная национальность. 6.Олицетворение богатства и счастья на флаге. 7.Столица Республики Казахстан. 8. Высшая точка завершения герба. 9.Торжественная песня. Затем группам было предложено обменятся кроссвордами и проверить их друг у друга. Обе группы прекрасно справились. При разгадывания кроссворда дети очень активно работали. Разгадывание кроссворда как один из элементов игровой технологии очень заинтерисовал детей, этот прием помог мне увидеть и оценить знания детей. Затем мы проверили как обе группы разгадали кроссворд. Ваня давал правильные ответы на несколько вопросов если учесть что он слабый ученик то это было большим успехом, Дидар давал варианты своих ответов, переживал что группа не успеет уложится во время.
При помощи приема «Жокей и лошади» я закрепила новую тему. Класс работал с карточками где у «жокеев были написаны вопросы , а у «Лошадей» ответы. Учащиеся должны были двигаясь по классу найти ответы. Учащиеся активно работали и справились с заданием. Этот прием дал возможность детям пообщаться друг с другом, закрепить свои знания, вступили в диалоговое общение. В диалоге ученики ( а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающието, что Мерсер(2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями» .( Руководство для учителя стр.145). Если кто- то не знал ответ на вопрос, тот получил возможность исправить свои ошибки. При подведении итогов этой части задания я хвалила словами «Молодец!», «Правильно!», «Хорошо». Затем была проведена разминка, где дети могли снять свою усталость.
Учащимся было дано задание написать небольшое эссе на тему «Моя маленькая Родина». Здесь я применила прием «Авторский стул» ,который дети очень хорошо восприняли. Всем ученикам хочется посидеть на учительском стуле. Дети выходили по одному, а остальные учащиеся оценивали друг друга, говорили свои замечания. Некоторые оценивали необъективно, старались дать хорошую оценку своему другу, подруге. Например всем очень понравилось эссе Аяны хотя она могла бы написать лучше. Оксана сделала замечание Насте что она написала слишком мало. Дидар написал маленькое короткое эссе, но Оксане эссе не понравилось хотя это было большим шагом вперед для Дидара. Ведь он слабоуспевающий ученик. А в конце первого урока он пытался активно работать. Дидар положительно отнесся к критике. Настя сделала замечание Ване что ему нужно дописать эссе. Этот прием принес большую пользу учащимся потому что учащиеся учились писать эссе, учились выражать свою мысль, свое мнение. Дети написали как они понимают выражение «Маленькая Родина». Я увидела как дети усвоили новую тему.
В качестве поощрения за эссе я раздала конфеты, и предложила им поменятся конфетами сказав друг другу свои пожелания. На стадии рефлексии применила прием «Две звезды одно пожелание» учащиеся работали индивидуально чтобы дети могли написать каждый свое мнение по поводу проведенного урока. Дидар написал: «Мне понравился фильм и как мы работали по группам», Аяна написала «Мне понравился кроссворд, работа в группах. На уроке я помогла Дидару», Этот прием помог мне увидеть чему научились ученики на данном уроке, что мне учитывать на следующем уроке. Я увидела что многие ученики еще затрудняются в написании рефлексии. Но этот прием использовала на следующих уроках, чтобы дети научились выражать свою мысль, учились рефлексировать. Дети совершенно по- новому представили свой родной край. На этом уроке они увидели красоту и богатство нашей Родины, пополнили свой словарный запас, узнали что такое «Шелковый путь», дети узнали об основных исторических событиях, о суверенности и независимости Республики Казахстан. Я думаю, учащиеся сумеют применить полученные знания в своей дальнейшей жизни.
Домашнее задание было дописать эссе «Моя маленькая Родина» учитывая все пожелания и замечания которые были сделаны в классе ребятами друг другу.
Оценивание для обучения представляет собой процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. Как в паре, так и самостоятельно, ученики имеют возможность оценивать свой уровень образования и понимать, как они его достигли. Они оценивают себя и друг друга. Что способствует глубокому пониманию. Ученики знают свой уровень и идут к последующей цели.(Руководство для учителя стр.142) Подготовила листы самооценивания и взаимооценивания без оценивания учителем, что раньше для меня было практически неприемлемо. Мы вместе составили и утвердили критерии оценивания
Групповая форма работы вызвала как у меня, так и у ребят небольшие сложности и недопонимание. Мы уже привыкли к традиционному комбинированному уроку. Когда могут не спросить на уроке, когда можно сказать не готов, то на этом уроке нужно было и работать и отвечать каждому в группе. После проведения первого урока поняла что нужно более точно учитывать хронометраж урока. В ходе урока соблюдались не все правила групповой работы которые разработали на уроке. Слабоуспевающие дети как Дидар и Ваня к концу урока робко,но уже стали принимать участие в работе группы. На первом уроке у детей еще не было диалогового общения, урок вызвал затруднения как у меня так и у детей.
Я считаю, что цели и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты не все. В дальнейшем планировала работу как с одарёнными, так и с неуспевающими учащимися по привитию навыков самостоятельной работы, формированию коммуникативных умений через внедрение в урок разнообразие стратегийи учитывать все недочеты предыдущего урока. На своих дальнейших уроках буду добиваться, чтобы дети могли учить друг друга, умели самостоятельно добывать знания, быть саморегулируемыми.