Открытый урок по ритмике «Развитие чувства внутренней пульсации на уроках ритмики»
Открытый урок по ритмике в 1-м классе
Дата 24.04.2014
Класс: 1
Преподаватель ДМШ № 1 (хоровой) города Алматы
Чечель Наталья Владимировна
Тема: «Развитие чувства внутренней пульсации на уроках
ритмики»
Цели:
Обучающая: закрепление пройденного материала в процессе выполнения
различные упражнений по теме «Ритм, Длительности», самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков в различных формах работы.
Развивающая: развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной
сферы, самостоятельности, мотивации к изучению предмета, развитие способности быть слушателем и исполнителем, развитие слуховых навыков определения ритмических групп, навыков чтения ритмического рисунка с листа с сопровождением.
Воспитывающая: сформировать чувство коллективизма, доброжелательности,
отзывчивости, взаимопомощи, активности.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Вид урока: открытый урок
Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, игровой, наглядный
Дидактическое обеспечение урока:
Таблица № 1 «Ритм, Увеличение, Уменьшение»; набор карточек с 16-ми длительностями; фортепиано; набор шумовых инструментов; доска с нотными станами, ксерокопии, нотные примеры – Аноним «Полька»
в обр. Н. Михалевской
ХОД УРОКА
I Организационный этап
Задачи: организация внимания и психологическая подготовка учащихся общению,
постановка задач урока.
Содержание этапа урока:
Вход учащихся на урок под музыку. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы, организация внимания учащихся.
II Актуализация:
Задачи: проверка знаний и применение различных способов действия,
осуществление взаимоконтроля и самоконтроля. Определение причин возникновения затруднений.
Содержание этапа урока:
Выяснение степени освоения учащимися пройденного учебного материала, используя различные способы деятельности учащихся
1). Упражнение на концентрацию внимания:
Педагог играет произведение, а дети должны прохлопать ритм, который они
слышат в правой руке, а ногами вышагивать ритм левой руки.
1) задание разделить: сначала слушать партию правой руки и хлопать, затем
слушать партию левой руки и топать
*2) попросить гостей сделать это упражнение вместе с детьми
2). Ритмическая зарядка с музыкальным сопровождением:
*Ноги отмечают пульс. Ритм прохлопать и проговорить на ритмослоги.
3). Таблица № 1 (Ритм – Увеличение - Уменьшение):
1) хлопать ритм из колонки РИТМ и проговаривать его на ритмослоги.
2) Хлопать ритм из колонки УМЕНЬШЕНИЕ
3) Ритм хлопать и проговаривать на ритмослоги вслух и сочетать ритмические
группы из колонки РИТМ и УМЕНЬШЕНИЕ
*Ноги отмечают пульс
III Формирование новых понятий и способов действия:
Задачи: Понимание практической значимости изучаемого материала. Обеспечение
включения учащихся в совместную деятельность.
Содержание этапа урока:
Углубление ранее изученных понятий, используя приёмы взаимопроверки.
4). «Ритмический паровозик» (Наборы карточек с различными ритмическими
группами)
1) Прохлопать ритм, проговорить его на ритмослоги.
*Ноги отмечают пульс
2) I – группа хлопает ритм, II – хлопает пульс (можно попросить гостей
прохлопать пульс)
3) Работать с метрономом: слушать метроном, ритм хлопать и проговаривать
его на ритмослоги про себя.
*Упражнение выполнять с музыкальным сопровождением.
5). Схемы на коленках (подготовка к дифференциации рук на уроках фортепиано)
Левая рука – пульс, правая рука – ритм.
IV Применение. Формирование умений и навыков
Задачи: Обеспечить восприятие, осмысления и первичное запоминание учащимися
изучаемого материала, а так же осознание школьниками способов проработки информации. Обеспечить усвоение методики (чтения с листа) работы с партитурой.
Содержание этапа урока:
Выполнение разноуровневых заданий и применение активных форм обучения. Выполнение поставленных задач на основе логического осмысления материала с помощью выстроенных стереотипов
Обеспечение закрепления учащимися знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы. Умение учащихся воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и изменённых ситуациях. Обеспечение установления межпредметных знаний. Выявить качество (чтения с листа) работы с ритмической партитурой. Корректировка выявленных недостатков и пробелов.
6). Игра ритмических групп на фортепиано на любых нотах произвольно.
Спросить двух, трёх человек (задавать каждому ритм персонально)
7). Ритмические загадки: 1) педагог хлопает ритм или играет его на инструменте,
дети повторяют ритм и проговаривают его на слоги.
2) Дети загадывают ритмические загадки друг другу сами.
8). Ритмическое остинато: взять в качестве музыкального материала любую
попевку или песенку.
1) слушать песню, хлопать ритмическое остинато и проговаривать его на ритмослоги.
2) затем петь песню со словами и хлопать ритмическое остинато.
«Маленькой ёлочке» – пропеть песню и прохлопать остинато:
дети
*гости
*Ритм остинато выставить на доске
9). Упражнение на развитие памяти.
1) Ритм прохлопать 2-3 раза, чтобы запомнить его.
2) Постепенно убирать карточки или стирать ритм на доске, а дети должны по
памяти его прохлопать.
3) Вернуть постепенно карточки или записать ритм на доске.
4) Попросить детей записать ритм по памяти, расставить пульс и тактовые
чёрточки.
10). Расставить тактовые чёрточки:
Задание № 1: 1) Расставь пульс и тактовые чёрточки.
11). Прочитать с листа номер:
1) Прохлопать ритм и проговорить его на ритмослоги
2) Просольмизировать номер: ритм хлопать и проговаривать сольфеджио
12. Ритмическая партитура: Аноним «Полька» в обр. Н. Михалевской
1) Прохлопать всем вместе каждую строчку отдельно
2) Разделить детей на две группы, прохлопать ритм и проговорить его на
ритмослоги.
3) Добавить музыкальное сопровождение и инструменты у детей.
Например:
V этап информации о домашнем задании
Задачи: Обеспечить понимание учащимися цели содержания и способов
выполнения домашнего задания.
Содержание этапа урока:
Информация, мотивация к выполнению и инструктаж по выполнению домашнего задания.
13. Домашнее задание:
1) придумать и записать четыре 2-хдольных такта для ритмической
партитуры.
2) Играть схемы на инструменте
VI Этап подведения итогов урока
Задачи: Дать оценку работы класса и отдельных учащихся
Содержание этапа урока: Подведение итогов учебного занятия.
VII Этап рефлексии
Задачи и содержание:
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и с одноклассниками.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15