Открытый урок по ритмике «Развитие чувства внутренней пульсации на уроках ритмики»

Открытый урок по ритмике в 1-м классе

Дата 24.04.2014

Класс: 1

Преподаватель ДМШ № 1 (хоровой) города Алматы
Чечель Наталья Владимировна

Тема: «Развитие чувства внутренней пульсации на уроках
ритмики»

Цели:

Обучающая: закрепление пройденного материала в процессе выполнения
различные упражнений по теме «Ритм, Длительности», самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков в различных формах работы.

Развивающая: развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной
сферы, самостоятельности, мотивации к изучению предмета, развитие способности быть слушателем и исполнителем, развитие слуховых навыков определения ритмических групп, навыков чтения ритмического рисунка с листа с сопровождением.

Воспитывающая: сформировать чувство коллективизма, доброжелательности,
отзывчивости, взаимопомощи, активности.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Вид урока: открытый урок

Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, игровой, наглядный

Дидактическое обеспечение урока:

Таблица № 1 «Ритм, Увеличение, Уменьшение»; набор карточек с 16-ми длительностями; фортепиано; набор шумовых инструментов; доска с нотными станами, ксерокопии, нотные примеры – Аноним «Полька»
в обр. Н. Михалевской






ХОД УРОКА

I Организационный этап

Задачи: организация внимания и психологическая подготовка учащихся общению,
постановка задач урока.

Содержание этапа урока:

Вход учащихся на урок под музыку. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы, организация внимания учащихся.

II Актуализация:

Задачи: проверка знаний и применение различных способов действия,
осуществление взаимоконтроля и самоконтроля. Определение причин возникновения затруднений.

Содержание этапа урока:

Выяснение степени освоения учащимися пройденного учебного материала, используя различные способы деятельности учащихся

1). Упражнение на концентрацию внимания:

Педагог играет произведение, а дети должны прохлопать ритм, который они
слышат в правой руке, а ногами вышагивать ритм левой руки.

1) задание разделить: сначала слушать партию правой руки и хлопать, затем
слушать партию левой руки и топать

*2) попросить гостей сделать это упражнение вместе с детьми

2). Ритмическая зарядка с музыкальным сопровождением:







*Ноги отмечают пульс. Ритм прохлопать и проговорить на ритмослоги.





3). Таблица № 1 (Ритм – Увеличение - Уменьшение):


























1) хлопать ритм из колонки РИТМ и проговаривать его на ритмослоги.

2) Хлопать ритм из колонки УМЕНЬШЕНИЕ

3) Ритм хлопать и проговаривать на ритмослоги вслух и сочетать ритмические
группы из колонки РИТМ и УМЕНЬШЕНИЕ

*Ноги отмечают пульс

III Формирование новых понятий и способов действия:

Задачи: Понимание практической значимости изучаемого материала. Обеспечение
включения учащихся в совместную деятельность.

Содержание этапа урока:

Углубление ранее изученных понятий, используя приёмы взаимопроверки.

4). «Ритмический паровозик» (Наборы карточек с различными ритмическими
группами)






1) Прохлопать ритм, проговорить его на ритмослоги.
*Ноги отмечают пульс
2) I – группа хлопает ритм, II – хлопает пульс (можно попросить гостей
прохлопать пульс)
3) Работать с метрономом: слушать метроном, ритм хлопать и проговаривать
его на ритмослоги про себя.

*Упражнение выполнять с музыкальным сопровождением.

5). Схемы на коленках (подготовка к дифференциации рук на уроках фортепиано)
Левая рука – пульс, правая рука – ритм.

IV Применение. Формирование умений и навыков

Задачи: Обеспечить восприятие, осмысления и первичное запоминание учащимися
изучаемого материала, а так же осознание школьниками способов проработки информации. Обеспечить усвоение методики (чтения с листа) работы с партитурой.

Содержание этапа урока:
Выполнение разноуровневых заданий и применение активных форм обучения. Выполнение поставленных задач на основе логического осмысления материала с помощью выстроенных стереотипов
Обеспечение закрепления учащимися знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы. Умение учащихся воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и изменённых ситуациях. Обеспечение установления межпредметных знаний. Выявить качество (чтения с листа) работы с ритмической партитурой. Корректировка выявленных недостатков и пробелов.

6). Игра ритмических групп на фортепиано на любых нотах произвольно.
Спросить двух, трёх человек (задавать каждому ритм персонально)

7). Ритмические загадки: 1) педагог хлопает ритм или играет его на инструменте,
дети повторяют ритм и проговаривают его на слоги.

2) Дети загадывают ритмические загадки друг другу сами.

8). Ритмическое остинато: взять в качестве музыкального материала любую
попевку или песенку.

1) слушать песню, хлопать ритмическое остинато и проговаривать его на ритмослоги.

2) затем петь песню со словами и хлопать ритмическое остинато.

«Маленькой ёлочке» – пропеть песню и прохлопать остинато:

дети

*гости

*Ритм остинато выставить на доске

9). Упражнение на развитие памяти.

1) Ритм прохлопать 2-3 раза, чтобы запомнить его.

2) Постепенно убирать карточки или стирать ритм на доске, а дети должны по
памяти его прохлопать.

3) Вернуть постепенно карточки или записать ритм на доске.

4) Попросить детей записать ритм по памяти, расставить пульс и тактовые
чёрточки.





10). Расставить тактовые чёрточки:
Задание № 1: 1) Расставь пульс и тактовые чёрточки.












11). Прочитать с листа номер:

1) Прохлопать ритм и проговорить его на ритмослоги

2) Просольмизировать номер: ритм хлопать и проговаривать сольфеджио

12. Ритмическая партитура: Аноним «Полька» в обр. Н. Михалевской

1) Прохлопать всем вместе каждую строчку отдельно

2) Разделить детей на две группы, прохлопать ритм и проговорить его на
ритмослоги.

3) Добавить музыкальное сопровождение и инструменты у детей.

Например:














V этап информации о домашнем задании

Задачи: Обеспечить понимание учащимися цели содержания и способов
выполнения домашнего задания.

Содержание этапа урока:
Информация, мотивация к выполнению и инструктаж по выполнению домашнего задания.

13. Домашнее задание:

1) придумать и записать четыре 2-хдольных такта для ритмической
партитуры.

2) Играть схемы на инструменте


VI Этап подведения итогов урока

Задачи: Дать оценку работы класса и отдельных учащихся

Содержание этапа урока: Подведение итогов учебного занятия.

VII Этап рефлексии

Задачи и содержание:

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и с одноклассниками.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15