Публичное выступление на конкурсе Самый классный классный!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коротоякская средняя общеобразовательная школа»
Хабарского района Алтайского края
Районный конкурс
«Самый классный классный»
Тема: «Коротко о главном»
(Публичное выступление)
Автор: Жуган Ольга Евгеньевна,
учитель немецкого и английского языков
Коротояк - 2016
«Коротко о главном или моя педагогическая концепция»
Школа - не только хранилище знаний и культуры,это остров веры, надежды, любви и мудрости.Вторым домом для ребёнка его делает Учитель.
"Вы для меня лучший учитель", "Спасибо за ваши уроки и знания, которые Вы в меня вложили. Каждому учителю хочется услышать эти слова в свой адрес. Мне повезло, эти слова я уже слышала много раз. Работа Учителя — труд, прежде всего, творческий. Нужно смело и свободно экспериментировать. Тот, кто всегда доволен достигнутым, перестает профессионально расти. За время работы в школе убедилась: в педагогике нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не существует похожих учителей, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Главное, в любой ситуации Учитель должен оставаться «настоящим Человеком» и стать другом, помощником, примером для своих учеников.
Главную задачу в обучении учащихся вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Самым важным для меня является воспитание души, гармоничной личности. Это тот путь, по которому иду неуклонно. Иду, чтобы отдавать душу и энергию детям, понимать их, сопереживать происходящее вместе с ними. Излучать свет добра, знания, сделать их чище, мудрее.
Перед каждым классным руководителем сейчас стоят одни и те же вопросы: как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Сейчас есть много проблем, которые так или иначе касаются нашей работы: девальвируются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения. Тем более сейчас как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому выбрала основной путь решения проблем воспитания- обращение к личности каждого ученика, его жизненным силам и возможностям. Основной принцип воспитательной работы с детьми - принцип личностного подхода. То есть мероприятия проводятся не просто по отдельным темам, а в рамках разработанной мною программы воспитательной работы «Ступеньки к успеху». Программа рассчитана на 5 лет. (5-9кл).  Программа “Ступеньки к успеху” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Она включает несколько этапов. Первый этап я назвала «Рождение» . Он был рассчитан на 5 класс.
«Если каждый человек на кусочке своей
земли сделал бы всё, что он может, как
прекрасна была бы земля наша!»
А.П.Чехов.
Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.
Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы: · Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители); · Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом. · Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней. · Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии. · Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия). · Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу. · Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. Мне очень помогло то, что этих детей и их родителей я уже неплохо знала, работала с ними со 2 класса, посещала все их родительские собрания, приглашала родителей на свои уроки. У меня сложились с детьми и родителями уже хорошие отношение, сотрудничество и взаимопонимание, а это уже много.
Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Также были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). К тому же у многих детей были проблемы со здоровьем, негативное отношение к спортивным занятиям. Я составила дополнительную программу«Формирование здорового образа жизни школьников», которая была рассчитана на 2 года.
Второй этап «Становление» (6-7 кл)
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки, воспитание жизнестойкости, уважения к товарищам, родителям, учителям, формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом; формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей; обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
3 этап 2016-2017 уч.год (8класс)
«Самоопределение»
Цель: воспитание самостоятельности в делах, воспитание жизнестойкости, милосердия и сочувствия к больным и пожилым людям, повышение творческой активности, создание волонтерского отряда, продолжение работы по созданию истории школы..
4 этап 2017-2018 уч.год (9класс)
«Самореализация»
Цель: содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию, работа по сплочению классного коллектива,
формирование и раскрытие творческой личности детей, умеющих дорожить гуманистическими ценностями и традициями коллектива и способных к духовному и физическому саморазвитию
В рамках каждого этапа проводится цикл классных часов.
В своей работе ставлю следующие цели:
непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника с целью становления как личности;
содействие созданию самых благоприятных условий для формирования его личности;
осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания.
Работа с трудными подростками
Работа с родителями
При достижении целей решаю следующие задачи:
организовываю систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности;
пытаюсь создать условия для индивидуального выражения каждого ребенка;
осуществляю индивидуальный корректив развития каждой личности.
Разрабатывая программу, учитывала современные требования к направлениям внеклассной работы, в том числе ФГОС второго поколения, которые регулярно использую:
- спортивно-оздоровительное направление;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Как правило, при проведении воспитательной работы всегда возникает какая-то проблема. А разрешение ее организую разными путями, формами:
Беседы;
Диагностику (деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок» - без применения диагностических средств);
Собеседование;
Дискуссии;
Игры;
Конкурсы;
Общественно-полезный труд;
Художественно-эстетическую деятельность.
Особое место занимает классный час- процесс непосредственного общения моего и воспитанников.
.
Особое место в моей работе занимает работа с родителями. За все годы работы с классом я достигла определенных успехов: высокая посещаемость родителями классных собраний и мероприятий, участие в жизни класса, помощь в ремонте кабинета. Все родители четко знают свои обязанности, своевременно сообщают о неявке ребенка в школу, посещают уроки. Все это оказывает положительное влияние на детей и многие родители, видя положительный пример в воспитании детей, меняют отношение к школе, к методам воспитания своих детей.
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В классе несколько таких праздников: «День рождения класса», «День пожилого человека», «День матери», спортивные праздники.
В течение учебного года регулярно и по мере необходимости проводились родительские собрания, направленные на решение накопившихся проблем  и задач, тематические. Например, «Взаимодействие семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.», « Организация внеурочной деятельности детей в связи с введением ФГОС», «Как помочь учиться», «Неразлучные друзья, родители и дети», «Шаги навстречу».
Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня уч-ся, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание.
Ежегодно мы работаем над каким-либо проектом, мы защитили проекты « Мое село- чистое село», «школьная форма», «История создания школы), «Рука помощи», оказание помощи пожилым и одиноким людям.
Сплочению коллектива способствовали общие дела: сбор материала об истории школы, встречи с интересными людьми (Семенов Н.И.,Литвиненко П.А., Степанов А.А.), открытые классные мероприятия и праздники для бабушек и дедушек, мам, трудовые и снежный десанты. Традиционные мероприятия для родителей и пожилых людей проводятся очень эмоционально, интересно, что позволяет почувствовать каждому ребенку свою значимость, ощутить родительскую любовь и участие. Все учащиеся участвовали активно во всех общешкольных мероприятиях, старались показать себя с лучшей стороны, при подготовке царил дух единства, взаимопомощи. Во всех мероприятиях класс занимал призовые места.
Навыки саморегуляции начинают играть всё большую роль в жизни ребёнка при включении его в учебную деятельность. Дети, как и взрослые, используют разные типы стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями, тем самым стихийно развивая свою жизнестойкость. Чем больше конструктивных способов поведения освоил ребёнок, проигрывая различные жизненные роли, тем больше возможностей оптимального поведения в сложных ситуациях он может проявить. Задача взрослых – помочь ребёнку приобрести полезные навыки, привычки в игровых, учебных, трудовых ситуациях. С этой цель были проведены в классе классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных ситуациях: «Мой класс- моя семья»
Час общения «Добро, зло, терпимость»
Кл.час «Конфликты»
Кл.час «Как стать успешным»
Кл.час «Отчего бывает одиноко»
Кл.час «Тепло родного очага»
Кл.час «Всему начало – отчий дом «(круг общения совместно с родителями»
Кл час «Учимся общаться»
Кл.час «Конфликты с родителями»
Осуществлялась профилактическая работа с семьями, проведение родительского всеобуча.
Есть в классе группа ребят, вызывающих тревогу.
С этими учащимися регулярно провожу индивидуальные беседы, выясняю причины неуспеваемости, плохого поведения. Вовремя довожу до сведения родителей возникающие проблемы.
Не остались без внимания и вопросы укрепления здоровья, наркомании, алкоголизма и курения, проведено несколько классных часов на эти темы, просмотрены видеофильмы: "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков",."Все в твоих руках"и другие. Составлена программа на 3 года по укреплению здоровья подростков.
И в заключении хочется сказать, что ребята мне помогли понять: главное не воспитывать, а прожить с ними тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относиться так, как хочу, чтобы они относились ко мне. Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу».