Урок окружающего мира «РАЗВИТИЕ НАУКИ. УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕННОЙ. ПОЧЕМУ ПРЕДМЕТЫ ПАДАЮТ ВНИЗ»
Предмет: Окружающий мир Класс 4
УМК: система Л.В. Занкова. Учебник: «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Тип урока: изучение нового материала
Тема «Развитие науки. Устройство Вселенной.Почему предметы падают вниз»
Цель: формирование представления о целостности картины мира.
Задачи:
- формировать представление о развитии науки в эпоху Возрождения и ее
значении в развитии человечества;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение рассуждать, опираясь на информационный материал, на
полученный опыт; обобщать, делать выводы;
Оборудование: презентация, макет горы, трубка Ньютона
Сценарий урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Отрывок из стихотворения.
(Подводящий диалог) (слайд 1)
У. – Почему планета Земля сравнивается с космическим кораблём?
(Предполагаемые ответы детей: движение вокруг солнца, вращение вокруг оси) - Что ещё вы знаете о планете как космическом объекте?
У. – О том, что Земля имеет шарообразную форму, знает сейчас каждый ребёнок. Какие доказательства этому вы могли бы привести? (Горизонт, расширение горизонта, исчезновение объектов (кораблей) за линией горизонта, тень, падающая от Земли на Луну, кругосветное путешествие Ф. Магеллана, полет в космос и др.)
(По мере звучания ответов учеников на доске размещаются карточки с ключевыми словами: Земля, планета, космос, Солнце, Луна) У. – Какие собственные исследования вы провели, чтобы доказать какие-либо из этих фактов?
– Каким образом вы получали информацию? (Уроки, учебник, энциклопедия, видеофильмы и др.)
III. Определение темы урока.
У. – Все ли тайны о нашей планете вы открыли? Все ли знания получили? (Данные всё время пополняются, т.к. ученые делают новые открытия)
У. – На годы какой эпохи приходились основные перемены во взглядах на науку, искусство? (Эпоха Возрождения) - Назовите временные рамки эпохи Возрождения. ( Конец Эпохи средневековья, начало нового времени).
У. – Попробуйте определить тему урока. (Развитие науки о Земле, космосе в эпоху Возрождения).
Постановка учебной задачи.
У. – Какие научные открытия были совершены в эпоху Возрождения, нам предстоит сегодня узнать. (слайд 2)
– А ещё узнаем о некоторых достижениях современной науки.
IV. Работа по теме урока.
1. Исследование и сравнение систем мира.
У. – Объясните значение слов (карточки ГЕО, ГЕЛИОС) (ответы детей)
Работа с учебником * Самостоятельное чтение текста (1-й абзац с.66); обсуждение новой информации в группах ; ответы на вопросы
1. Путешественник, совершивший первое кругосветное плавание____________
2. Люди в то время представляли мир как ______________________________ систему.
3. Центром Вселенной считалась ______________________________________,
а вокруг неё вращались ______________________________________________.
4. Основоположники геоцентрической системы __________________________ .У. – Люди в древности по-другому представляли себе устройство системы мира. Посмотрите, как себе представлял устройство мира древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. (слайд 3.)
– Такая система мира получила название геоцентрическая.
У. – Но уже многие учёные стали задумываться о том, что планеты то спешили, то необъяснимо отставали. В чём же дело? Как вы думаете, почему? (Неправильное представление о системе мира.)
Работа с учебником * Самостоятельное чтение текста (2-3-й абзацы с.66-67); обсуждение новой информации в группах ; ответы на вопросы
1. Имя великого польского ученого ____________________________________ .2. В новом учении Солнце – это _______________________________________ .
3. Вокруг Солнца вращаются __________________________________________
___________________________________________________________________ .
4. Новая система получила название ___________________________________,
У. – Посмотрите на систему устройства мира по Николаю Копернику. (слайд 4) Какое название она получила?
– Что же случилось с открытием Коперника? (Книгу запретили.)
Работа с учебником * Самостоятельное чтение текста (4-й абзац с.67); обсуждение новой информации в группах ; ответы на вопросы
1. Книга Коперника была ____________ ____________________________ .2. Ученого Джордано Бруно __________________________________________ .3. Ученого Галилео Галилея заставили __________________________________ .4. Гелиоцентрическая система получила полное подтверждение в _______ веке.
(слайд 5.)
– Вот так непросто совершались открытия и в эпоху Возрождения.
– Сколько веков понадобилось для того, чтобы люди признали верность теории Коперника и его последователей? (3 века.)
Современная наука шагнула далеко вперед. Какой вам представляется Вселенная? (Ответы детей) (слайд 6.)
У. – Звезды, видимые невооруженным глазом, это только ничтожная доля звезд, входящих в нашу галактику. Наша галактика называется - (Млечный путь). Кроме нашей, существует множество других галактик. И все небесные тела находятся в постоянном движении (изменяются, развиваются). Часть Вселенной, которую могут исследовать ученые с помощью современных приборов, называется Метагалактикой. И самое интересное, она – расширяется! Расширение Метагалактики – самое грандиозное из известных в настоящее время явлений природы!А сейчас «вернёмся» на Землю, в класс. Здесь тоже столько нас ждет множество интересных открытий!
2. Исследование закона всемирного тяготения.
1. Работа в группах.
Группа №1 («Таяние снеговой вершины»)
Группа №2 («Мыльные пузыри»)
Группа №3 («Пирамида»)
Группа №4 («Осенние листья»)
Задание. Описать происходящие изменения.
(Вывод: не находя опоры объекты падают вниз потому, что …)
У. – На эти вопросы ответил один человек, учёный Исаак Ньютон. (Рас-сматривают портрет Ньютона.)
(Варианты: 1 – чтение текста; 2– рассказ ученика)
2. Выводы.
– Как называется закон, отрытый Ньютоном? (Закон всемирного тяготения.)
– Так почему все предметы падают вниз?– Американский политик Бернард Барух сказал: «Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». Прокомментируйте это высказывание. (Подвести детей к особому взгляду учёных на мир.)
– Приведите примеры из своей жизни, доказывающие, что закон всемирного тяготения действует. (Ответы учеников)
3. Эксперимент с трубкой Ньютона.
1. Новый опыт с осенними листьями.
Вывод: масса объектов не изменилась, но листик, который смяли в комок, быстрее достиг поверхности стола. Почему? (Предмет, который имеет большую площадь, встречает большее сопротивление воздуха)
2. Спасет ли воздух разные по массе предметы? Что быстрее достигнет пола портфель или листик?
У. – Необычный предмет мы старались исследовать на перемене. Эта стеклянная трубка и названа в честь английского ученого Ньютона. Мы обнаружили в ней – (Дробинка, кусок поролона, и ленточка), откачали воздух. Какой предмет раньше коснется основания, если трубку перевернуть? (Предположения детей)
– Проверяем (Предметы падают одновременно). Почему?
– А если вновь поступит воздух? (Проверка, выводы)
У. – Так где же действует закон всемирного тяготения? (На Земле, в космосе)
3. Наномир– Звездный мир кажется бесконечным, но только лишь звездный мир бесконечен? Если посмотреть вокруг нас, то увидим множество тел. Из чего они состоят? Они состоят из мельчайших частиц – молекул, а молекулы из атомов. Атом имеет более сложное строение. В центре атома расположено положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные атомы, подобно тому как планеты обращаются вокруг солнца. Силы, заставляющие двигаться планеты и электроны – разные, но сжодство в строении несомненное.
Ученик. Оказывается, отдельными атомами можно управлять и создавать на их основе новые вещества, а состоять эти вещества будут из наночастиц. Заглянуть в наномир очень сложно, но в нашем лицее есть нанолаборатория, в которой главным прибором является электронный зондовый микроскоп «Наноэдьюкатор». Я вместе со старшеклассниками работал с этим микроскопом. Мы сканировали поверхности обычных стекол. Посмотрите как выглядит стекло. Сколько в нем выступов и впадин. Где абсолютно ровная поверхность? Эта поверхность похожа на поверхность какой-то неизведанной планеты! На самом деле, наномир таит в себе множество загадок, как и Вселенная.
Учитель. 29 декабря 1959 года американский ученый профессор Ричард Фейнман, лауреат нобелевской премии выступил в Калифорнийском технологическом университете с лекцией под названием «Внизу полным-полно места» Фейнман рассказал о новой области исследований. Он предложил идею управления отдельными атомами, и создание на их основе веществ на наноуровне. Спустя некоторое время возникли нанотехнологии.
Во вселенной всё взаимосвязано.
Изучение микромира, позволяет ученым делать открытия в далеком и огромном мире космоса.
V. Проверка (рефлексия) с комментариями учителя и учащихся.– Какие явления объясняются силой притяжения? (Океанские приливы и отливы, вращение планет вокруг Солнца – солнце большое и притягивает к себе все планеты.)
– Как открытие Ньютона помогло учёному К. Э. Циолковскому? (Циолковский (1857–1935 гг.) рассчитал космическую скорость для ракет, чтобы преодолеть притяжение Земли.)
– Людям каких профессий нужно быть точными в расчетах, чтобы закон всемирного тяготения не приводил к разрушениям и поломкам? (Инженеры)
В повседневной жизни где стоит проявлять осторожность, чтобы не испытывать неприятных последствий закона всемирного тяготения?
Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Сегодня вы узнали об открытиях. Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке? (Мнения учащихся.) Что нового и интересно узнали на уроке? Какой вид деятельности был для вас наиболее удачным?
V. Определение домашнего задания.
Прочитать текст в учебнике (с. 66–7о). Создать макет устройства Солнечной системы (или проект).
Выполнить задание 29 в тетради (с. 16).