Методические рекомендации для подготовки к сочинению по Василию ТёркинуА.Твардовского
Подготовка к ЕГЭ в 11 классе.
Методические рекомендации для подготовки к сочинению по теме «Художественное своеобразие «Василия Тёркина» А.Твардовского»
«Василий Теркин – поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А.Бунин)
Какие основания есть у писателя для подобных высказываний? В чём своеобразие книги, её необычность?
О жанре, композиции и сюжете поэт пишет сам в начале книги.
...книга про бойца.
Без начала, без конца,
Без особого сюжета,
Впрочем, правде не во вред.
На войне сюжета нету.
– Как так нету?
– Так вот, нет.
Есть закон – служить до срока,
Служба – труд, солдат – не гость.
Есть отбой – уснул глубоко,
Есть подъем – вскочил, как гвоздь.
Так Поэт определил жанр (...книга про бойца.),
композицию ( Без начала, без конца),
сюжет (Без особого сюжета,// Впрочем, правде не во вред.// На войне сюжета нету.// – Как так нету?// – Так вот, нет), главного героя (Есть закон – служить до срока,// Служба – труд, солдат – не гость).
Все определения необычные. Что это за жанр – книга? Как может быть композиция без начала и без конца? Что значит: нет сюжета?
Только главного героя мы можем представить четко и ясно. Солдат, готовый честно выполнить долг перед Отечеством, «служить до срока», всю жизнь без остатка посвятил воинской службе, «не гость», которую воспринимает просто: «труд». Так, с первых строк автор указывает читателю направление мысли к раскрытию идеи.
Об идее.
Идея поэмы выражена в образе главного героя: автора интересуют не столько события войны, сколько характер русского народа, который раскрылся в тяжёлых военных испытаниях. Василий Тёркин представляет собой обобщённый образ народа, он — «русский чудо-человек» («От автора»), солдат - труженик. Благодаря его мужеству, стойкости, находчивости, чувству долга Советский Союз одержал победу над фашистской Германией. Эту главную идею Отечественной войны и своего произведения Твардовский высказывает прямо в конце поэмы.
Что помогает автору раскрыть замысел?
1. Необычные: жанр, композиция и сюжет.
О жанре. А. Твардовский придавал особое значение определению жанра «Василия Теркина»: « Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца».
Поэма- (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. - торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения - составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя "Мёртвые души", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко). Твардовский же стремился уйти от литературной жанровой традиции – «литературности», быть ближе к жизни, усилить эффект подлинности литературного вымысла. «Поэма» ассоциируется с классикой, например, с «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, с «Полтавой» А.С. Пушкина. Жанровое определение «книга» сложнее, шире, универсальнее, чем традиционное определение «поэма». Попробуем разобраться:
- Жанровая память «книги» определяется прежде всего книгами Ветхого и Нового Завета. См., например, Новый Завет (Исход, 32:32–33), где пророк Моисей просит Бога за народ согрешивший, сделавший себе золотого тельца: "Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей». О книге жизни неоднократно говорится также в Откровении Иоанна Богослова. Поэму Твардовского можно назвать книгой, так как это книга жизни в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах.
- Твардовский пишет: «Имело значение в этом выборе то особое, знакомое мне с детских лет звучание слова «книга» в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экземпляре. Если говорилось, бывало, среди крестьян, что, мол, есть такая-то книга, а в ней то-то и то-то написано, то здесь никак не имелось в виду, что может быть другая точно такая же книга. Так или иначе, но слово «книга» в этом народном смысле звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный».
- «Книга про бойца». Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Однако сам поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал: «Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела», - подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.
- Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом «Евгений Онегин» поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.
- Главный герой поэмы – война (эпический персонаж). По охвату времени, событий, героев, характеру центрального персонажа - это эпическое произведение, поэтому это народная эпопея.
Таким образом, можно сказать, что «Василий Тёркин» — это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру объективностью, но пронизанная живым авторским чувством, своеобразная во всех отношениях, уникальная книга, вместе с тем развивающая традиции реалистической литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное повествование — хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны.
2. Жанр «Книга» обусловлен необычной историей создания и идеей, заложенной в произведении.
«…родина и народ, народ на войне стали главными темами», - писал А.Твардовский.
Из истории создания произведения. Вася Тёркин появился как сатирический герой небольших стихотворений в 1939—1940 году, когда А.Твардовский был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. В 1941 году Твардовский становится военным корреспондентом Юго-Западного фронта и вместе с редакцией оказывается в самых горячих точках войны. В это трудное для Родины время, у поэта возникает замысел поэмы о русском «чудо - солдате». Весной 1942 года вернувшись в Москву и собрав разрозненные наброски, Твардовский снова садится за работу над поэмой. «Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма — композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне — родина и народ, народ на войне стали главными темами», — пишет он в своём дневнике. 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на ура, но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Секретарь союза писателей СССР А.Фадеев признавался: «поэма отвечает его сердцу», но «…надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам». Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.
3. Необычный жанр определил сюжет и композицию.
О сюжете. Жизнь человека, как мозаика, складывается из мгновений: ярких, серых, черных. Невозможно определить её жанр. Иногда это новелла с неожиданной развязкой, иногда баллада с фантастическим сюжетом, реже – комедия.
«Книга про бойца» – это отображение жизни, непрерывной и разнообразной. Поэтому сюжет поэмы хронологический. Его развитие следует за ходом военных событий, отраженных в произведении, «по горячим следам», как репортажные зарисовки. 30 глав представляют собой эпизоды в динамическом движении. Это дает автору возможность сказать об очень многом, о том, что непосредственно не имеет отношения к развитию сюжета, но способствует созданию полноты картины, полноты народной жизни на войне. Они связаны постоянным мотивом дороги. Но, в то же время, в каждой из глав есть внутренняя сюжетная основа, обуславливающая их законченность и обособленность. Все эпизоды – это не только части поэмы, но и самостоятельные произведения, каждое из которых могло оказаться последним и для автора, и для солдат-читателей. Сюжет «Василия Теркина» так и остался без конца, открытым для продолжения рассказа о жизни автора и героя. Но конфликт получил свое разрешение. В споре двух сил одержали победу добро, любовь, человечность, душевная широта, сама жизнь.
О композиции и сюжете. Композиция поэмы образует кольцо. Но не по замыслу автора, а по воле истории, заставляющей победителей вновь пройти по когда-то с болью отданным врагу местам. Каждое из событий этого пути оказывается на пересечении эпического и лирического ракурсов изображения, благодаря чему картина приобретает объемность. Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям.
Вторая глава «На привале» является экспозицией поэмы, «присказкой», где дается характеристика главного героя и места действия. Время и место действия – война, пронизывающая едиными переживаниями всю «величайшую землю». Происходящее на войне близко и понятно не только «в первом взводе», где появился новый боец, но и в каждой роте вообще. При этом глава имеет и самостоятельное значение как картина привала в полку, усталом от похода.
Третья глава - «Перед боем» - также является бытовой зарисовкой. Герой рассказывает в ней о выходе из окружения и о том, как бойцы попадают в родную деревню их командира. Нити стягиваются к сюжетному центру – жизни Василия Теркина, пришедшего на войну с первого ее дня.
В четвертой главе начинается развитие боевых действий. Новое поколение продолжает суровый путь своих предков, отдавая жизнь за освобождение своей земли. Конфликт поэмы получает не только национальную и общественно-политическую, но и нравственную оценку. Кульминации он достигает в главе «Поединок», где проявляются отношения между врагами.
В главе «От автора», начинающей вторую часть, после того, как «сто страниц минуло в тишине», подтверждается, что она создается без особого сюжета, так как на войне сюжета нет. Художественной целью является воплощение «правды» войны – страшной правды.
Во второй части повествование ведется, главным образом, от лица автора, который является и рассказчиком, и лирическим героем. Автор идет вслед за Теркиным, доверяя ему свои чувства и мысли и от себя высказывая «то, что молвить бы герою». Эпический и лирический смысл поэмы сливаются, так как автор ощущает себя кровно причастным к тем событиям, о которых повествует.
Действие третьей части поэмы возвращает нас в те места, где проходил «первый взвод» в начале поэмы. Кольцевая композиция произведения позволяет рельефнее изобразить перемены в военной обстановке и в настроении солдат, главным в которых становится любовь к родной стороне. Взвод стал гвардейским, Теркин – лейтенантом, его смоленская родня оказывается уже не в плену, а в родном тылу.
Последняя главка «От автора» завершает поэму, подводя итог не развитию сюжета, а созданию «Книги про бойца». Эта книга закончилась вместе с войной, закрылся «особый счет» боевых дней и верст. Она была необходима, как гармошка на привале, поддерживающая в трудную минуту «радостью нежданной».
Интонационно книгу можно поделить книгу на 2 части. С 1 по 15 главу идет рассказ об отступлении наших войск. Тон бодрый, но прорываются нотки подавленности. Задача перед автором не из легких: настроить читателей на волну веры в собственные силы, в нескорую, но победу. Показаны трудности военного быта, незаметный героизм тружеников, звучит мотив боевого братства, дружбы, звучит гармонь, чтобы поднять настроение, пускаются в пляс, чтобы обрести бодрость духа.
С 16 по 30 главу тон изменяется, становится бодрым, передает приподнятое настроение, начинается наступление наших войск. Это объясняется тем, что Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Чувство горечи и скорби наполняет первую половину, вера в победу, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом второй. Этим обусловлена и оригинальность композиции. Теркин словно проходит по тем же местам, но в другом направлении. Идет перекличка глав, расположенных будто в зеркальном отображении.
Например, в 4 главе говорилось о переправе через реку - архаическом символе дороги в иной мир. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не знают, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ледяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнём. А в 26 главе рассказывается, как при наступлении Тёркин проходит мимо родного смоленского села, которое освободили другие. Идёт переправа через Днепр. Тёркин прощается с родной стороной, которая остаётся уже не в плену, а в тылу. Тон рассказчика приподнятый, бодрый.
В 6 главе, выйдя из госпиталя, Тёркин догоняет свою роту. Его подвозят на грузовике. Впереди — остановившаяся колонна транспорта. Мороз. А гармонь только одна — у танкистов. Она принадлежала их погибшему командиру. Танкисты дают гармонь Тёркину. Он играет сначала грустную мелодию, потом весёлую, и начинается пляска. Танкисты вспоминают, что это они доставили раненого Тёркина в медсанбат, и дарят ему гармонь. В 23 главе эпизод с гармонью устанавливает подлинность нового Теркина.
В 18 главе Тёркин врукопашную сражается с немцем. Побеждает. Возвращается из разведки, ведёт с собой «языка». В 21 главе под огнём взвод идёт брать село. Ведёт всех «щеголеватый» лейтенант. Его убивают. Тогда Тёркин понимает, что «вести его черёд». Село взято. А сам Тёркин тяжело ранен. Тёркин лежит на снегу. Смерть уговаривает его покориться ей. Но Василий не соглашается. Его находят люди из похоронной команды, несут в санбат.
В 9 главе в избе — дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит старикам пилу, часы. Догадывается, что у бабки есть спрятанное сало... Бабка угощает Тёркина. А дед спрашивает: «Побьём ли немца?» Тёркин отвечает, уже уходя, с порога: «Побьём, отец». В 25 главе село, где Тёркин чинил пилу и часы, — под немцами. Часы немец отнял у деда с бабкой. Через село пролегла линия фронта. Пришлось старикам переселиться в погреб. К ним заходят наши разведчики, среди них — Тёркин. Он уже офицер. Тёркин обещает привезти новые часы из Берлина.
Во 2 главе «На привале» в пехотной роте — новый парень, Василий Тёркин. Он воюет уже второй раз на своём веку (первая война — финская). Василий за словом в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда». Но предстоят тяжелые испытания, солдаты набираются сил перед ними. В 29 главе «В бане» в глубине Германии, в каком-то немецком доме. Парятся солдаты после тяжелых испытаний. Среди них один — много на нем шрамов от ран, париться умеет здорово, за словом в карман не лезет, одевается — на гимнастёрке ордена, медали. Солдаты говорят о нем: «Все равно что Тёркин». В обеих главах звучит тема официальных наград и народного признания.
Наряду с главами о Теркине и его подвигах в поэме есть пять глав — своеобразных лирических отступлений, которые так и называются: «От автора» (четыре) и одна — «О себе». В них проявляется авторское лирическое начало, придающее своеобразие жанру произведения. Первая глава называется "От автора" и задает вопросы читателю, доверительный разговор с читателем ведет в ней автор (впрочем, авторский голос порой трудно отделить от голоса героя, настолько они близки). Последняя глава «От автора» заканчивается посвящением павшим.
4. Жанр продиктовал создание образа необычного Героя.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
О главном герое.
В центре поэмы стоит образ Тёркина, объединяющий композицию произведения в единое целое.
Тёркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян, труженик - солдат. Фамилия героя неслучайно соотносится со словом «тереть»: Тёркин — бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Тёркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.
Этот образ вызывает ассоциации с героем волшебной сказки, воплощающим «народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала». Внешний облик героя поэмы соответствует облику героя волшебной сказки, который, как правило, не наделен красотой. В соответствии с жанром волшебной сказки красота человека проявляется «в его поступках». Главная цель Василия Теркина соотносится с целью сказочного героя, призванного «возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старику отцу, спасти от Кощея жену, избавить царство тестя от иноземных захватчиков».
Судьба главного героя, рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.
Тёркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Он не выделяется ни выдающимися умственными способностями, ни внешним совершенством, но в образе Василия Тёркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора.
Помимо Василия Теркина здесь присутствует множество других героев — участников войны («стриженые» ребята из главы «Переправа», старик и старуха в главе «Два солдата», уставший шофер, пустившийся в пляс под звуки гармони, из главы «Гармонь» и др.).
«Существует ли в действительности Теркин?», «Тип он или один, известный вам, живой человек?», «Есть ли он на самом деле?» - вот взятые выборочно из писем фронтовиков формулировки этого вопроса. Он возникал у читателя еще в то время, когда «Книгу про бойца» я только начал печатать в газетах и журналах. В одних письмах этот вопрос ставился с очевидным предположением утвердительного ответа, а из других - явствовало, что сомнений в существовании «живого» Теркина у читателя нет, а речь лишь идет о том, «не в нашей ли, такой-то, дивизии он служит?». И случаи адресования писем не ко мне, автору, а самому Василию Теркину - также свидетельство распространенности представления о том, что Теркин – «живое лицо», - вспоминал А. Твардовский.
5. Жанру соответствует стиль.
И.Бунин: «Подлинная народность, нет стилизации!»
Характерное для русского характера сочетание трагического с весельем (это важно на войне – разрядка, шутка).
Философское осмысление противостояния с фашистами (древнерусская традиция изображения боя – один на один с немцем, поединок со смертью).
Переклички, повторы (Бой идет святой и правый,// Смертный бой не ради славы,// Ради жизни на земле), эпитеты, метафоры, рифмы (нагнетание).
Мотивы дороги и занятого, оккупированного дома.
Лейтмотив – тоска по дому.
Глава «Переправа» задает ритмическое звучание. Река – Стикс, смерть, переправа через жизнь (берег левый, берег правый).
Пословицы, поговорки, присказки – малые фольклорные жанры.
6.О значении. «Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне». (К. Симонов)
7. Домашнее задание. Написать сочинение «Жанровые особенности «Василия Тёркина» А.Твардовского»