Урок развития речи в 5 классе Этикетные слова


Урок развития речи в 5-м классе по теме:
"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Кувшинова Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Ход урока.
На доске написана тема урока: “Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?”
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение. А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)
а) Запись в тетрадь.
Язык – важнейшее средство общения.
Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.
б) Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.
1. Сердечное слово до сердца доходит.
2. Малое слово большую обиду творит.
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
4. Слово народы поднимает.
Формулируется вывод: “ Язык твой – друг твой”.
в). На доске написаны слова в три столбика. Задание: определить слова для сверхредкого употребления в разговоре, слова для сверхчастого употребления, и слова, изъятые из употребления.
а) вот, так сказать, теперь, значит. б) прошу, извините, благодарю, пожалуйста, разрешите. в) “железно”, “будь спок”, “клево”, “разоряться”(в смысле “говорить”).
2. Знакомство с новыми словами.
ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
.Слово учителя. Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Но сегодня на уроке мы будем не только вспоминать разнообразные формы речевого этикета, но и учиться правильно
употреблять их, в зависимости от ситуации общения. И тема нашего урока “Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?” Рассмотрим модель речевых ситуаций:
Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить.
3. Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель: Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.
- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации.
1 схема.
Приветствие:
здравствуй (те) наиболее употребительноедобрый день (утро,вечер)дружеское, с указанием на время встречи
привет дружеское, фамильярное
здорово дружеское, чаще между мужчинами
Учитель: как мы видим, слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.
Например: а) здороваться – проявлять уважение и доброжелательность, вежливость по отношению к знакомому или незнакомому человеку.
б) здороваться – подкреплять факт знакомства с человеком, подчеркнуть хорошее к нему расположение.
Поэтому совсем не безразлично, как вы здороваетесь. Можно сказать просто: “Здравствуй (те)!”– а можно – “Здравствуй(те), я рад Вас видеть, дорогой Иван Иванович или Сережа”! или “Милая моя бабушка, здравствуй”!
4. Разыгрывание нескольких ситуаций.
ЗАДАНИЕ 1. Игра “Умеем ли мы здороваться?”
1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)
2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!)
4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”
Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. А какие формы прощания вы знаете?
ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.
Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.
. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?
- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья!..
Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:
- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)
Текст 2. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
- Счастливого пути, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам, - думаете, так – то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо шапки, кричите “до свидания”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все ребята разом закричали:
- До свидания, утята! (М.Пришвин)
Текст 3. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)
Вопросы по содержанию:
- Определите отличия в значении встретившихся формул прощания.
- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?
- Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?
Вывод: До свидания - наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.
- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?
Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания,а не счастливый путь, как сам автор.
- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?
5. Слово учителя.
В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).
6. Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).
1 группа. Речевая ситуация: просьба.
Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,
Вежливые слова и выражения:
Пожалуйста
Прошу вас (тебя)
Будьте добры, будьте так добры
Будь другом..Если вам (тебе) не трудно..Не могли бы Вы (ты)..1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.
Убирайте за собой посуду!
У нас посуду убирают сами.
Не забыл ли ты убрать за собой посуду?
(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)
2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.
Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.
Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?
Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?
(Ответ: 1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.)
Работа с классом. Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).
На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:
- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!
Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.
- Что девочка сделала неправильно?
- Почему все её осудили?
2 группа Речевая ситуация: отказ.
Слова и выражения для вежливого отказа:
Остался бы, да не могу,
Извините, но я это сделать не в силах
С радостью бы пришел, но не могу..3 группа. Речевая ситуация: утешение.
Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.
Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь… не волнуйтесь… успокойся..
1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.
1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?
- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.
Твоя пословица:
2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.
- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет.Соскучится – вернется.
Твоя пословица:
3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.
- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.
Твоя пословица:
Пословицы для выбора:
Горе не беда – с кем не была.
Нет худа без добра.
Одна беда – не беда.
Эта беда – не беда, только бы больше не была.
Наши лепешки тоже поели кошки.
И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.
2. Определите, кому из сказочных героев принадлежат эти слова утешения?
1. Спокойствие, только спокойствие!
2. Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?
3. Не волнуйтесь, ребята, главное – здоровье.
4. Мои дорогие! Какие вы все сказочно сильные, умные, удачливые.
Слова для выбора: Айболит, Василиса, Карлсон, Дюймовочка.
7.Учитель: Хочется закончить эту групповую работу словами Н.Рыленкова:
На доброе слово
не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Творческое задание.
Послушайте отрывок из рассказа “Новогоднее приключение” и напишите, как было бы лучше всего поступить учительнице в этой ситуации.
Со своим пятым классом мы решили провести чаепитие по поводу Нового года. В назначенный день мы с детьми и родителями хлопотали в кабинете, накрывали столы, заканчивали последние приготовления. Все веселы, нарядны, у детей прекрасное настроение. Дети в новогодних костюмах весело носились друг за другом, визжа от восторга. Сама я тоже постаралась выглядеть понаряднее в этот день.
Всё было уже почти готово. Я вышла из кабинета, чтобы принести призы. Возвращаясь, я предвкушала новый взрыв восторга при виде большого пакета с игрушками и яркими книжками. И действительно, некоторые дети выбежали в коридор и, увидев меня, радостно запрыгали, облепили меня, с нетерпением разглядывая большой пакет с призами, приставая ко мне с расспросами. И вот мы у дверей класса. Дети, посторонившись, пропускают меня вперёд с моей ношей, и вдруг на меня обрушивается целый поток холодной воды. Оказывается, за дверью спрятался мальчик с литровой банкой воды в руках, поджидая обидчика, который обрызгал его. Но вместо долгожданного обидчика вошла я, и Артур машинально выплеснул воду на меня. На мгновение воцарилась тишина. Артур смотрел на меня глазами Зайца из “Ну погоди!”, когда к нему приближается Волк. Все дети притихли и испуганно взирали на нас обоих. В первый момент я стояла как оглушённая. Моя нарядная белая блузка вся вымокла и прилипла к телу.
В следующую минуту я уже оценила ситуацию: страх Артура, испуганные глаза детей, которые выжидающе смотрели на нас. Что же делать?
Чтобы не выглядеть ещё более смешной и жалкой, я решила …
8. Рефлексия. Слово учителя.
Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.
Антуан де Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений писал: “Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть”.
Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить
9. Домвшнее задание.