Лингвистический турнир по русскому языку для 5 класса
Лингвистический турнир по русскому языку для 5 класса.
Цель: расширить знания обучающихся о лингвистике;
воспитывать любовь к русскому языку;
развивать речь обучающихся.
Оборудование: пословицы и поговорки о русском языке, словари, таблицы.
Ход турнира.
1.Вступительное слово учителя.
Представление жюри.
Представление команд.
2. Мы начинаем наш турнир
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого!
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем.
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем!
-Дорогие друзья! Сегодня у нас турнир!
Турнир не простой. Лингвистический!
3.1-ый тур. Конкурс - разминка «Знаешь ли ты?»
Объясните значения фразеологизмов.
-Водой не разольешь (неразлучные друзья).
-Как в воду опущенный (очень грустный).
-Толочь воду в ступе (бесполезная работа).
-Носить воду в решете (бессмысленная работа).
-Седьмая вода на киселе (дальний родственник).
-Воды не замутит (тихий человек).
-Набрал в рот воды (молчаливый).
-Как в воду глядел (угадал, предусмотрел).
-Как две капли воды (очень похожи).
-Прошел огонь и воду (все испытал).
(Подведем итоги 1тура «Знаешь ли ты?»)
4. 2 - ой тур «Что означают имена?»
(Впишите предложенные имена напротив их значений: Анастасия, Анна, Евгения, Екатерина, Елена, Мария, Наталья, Нина, Ольга, Светлана. Татьяна, Юлия)Благородная (др.-греч.) Евгения
Восрешенная (др.-греч.) Анастасия Кудрявая (лат.) Юлия
Миловидная (др.- евр.) Анна
Непорочная (др.- греч.) Екатерина
Печальная, счастливая (др.-евр.) Мария
Родная (лат.) Наталья
Святая (др.-сканд.) Ольга
Сияющая (др.- греч.) Елена
Устроительница (др.- греч.) Татьяна
Чистая (слав.) Светлана.
Юная (груз). Нина
(Подводятся итоги 2 тура «Что означают имена…?»)
5. «Всем известно…!»
(Подберите к словам из столбика слева имена собственные из столбика справа, чтобы получились всем известные выражения).
азбука Пегас
бочка Ариадна
гиперболоид Диоген
конь Морзе
лампа Аладдин
нить Ахиллес
пята Гарин
(1 -4) азбука Морзе
(2 -3) бочка Диогена
(3 – 7) гиперболоид Гарина
(4 – 1) конь Пегаса
(5 -5) лампа Аладдина
(6 – 2) нить Ариадны
(7 – 6) пята Ахиллеса
(Подводятся итоги 3 тура «Всем известно…!»)
6. «Девять вопросов о цветах».
-Какой цветок говорит о самовлюбленности? (Нарцисс.)
-…переводится как «звезда»? (Астра.)
-… королева цветов? (Роза.)
-… называется еще рододентроном? (Азалия)
-… зовут водосбором? (Аквалегия)
-… звенит? (Колокольчик)
-… говорит об ответном чувстве? (Ромашка)
-… вначале как солнце, а потом как облако? (Одуванчик)
-… по мнению Наташи Королевой, «вестники разлуки»? (Тюльпаны)
(Подводятся итоги 4 тура «Девять вопросов о цветах».7. « Загадки – шутки».
- Половина какой буквы дает название войсковой части? (Пол-к).
- Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (Угол – уголь).
- В какую букву какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу?
(В «о» - 7 или в «о» - 17).
- С буквой «ф» помогает, без буквы «ф» торжественно шагает. Назовите эти глаголы.
(Шефствовать – шествовать).
- С буквой «у» на нем сидят,
с «о» - и пишут, и едят. (Стул – стол).
(Подводятся итоги 5 тура « Загадки – шутки»).
8. «Соедини половинки».
(Здесь даны фразы с перепутанным смыслом.Соедините половинки правильно, и вы прочтете
известные русские пословицы).
- Смотришь в книгу – ума не надо.
- Цыплят – не вырубишь топором.
- Не плюй в колодец – вылетит – не поймаешь.
- Сила есть – а видишь фигу.
- Слово не воробей – пригодится воды напиться.
- Любишь кататься – дальше будешь.
- Что написано пером – по осени считают.
- Тише едешь – люби и саночки возить.
(Подводятся итоги конкурса «Соедини половинки»).
9. «Домашнее задание». («Приколы из школы»). (Подводятся итоги 6 тура «Приколы из школы ».10.Подведение итогов турнира.