Внеклассное мероприятие Лингвистический турнир


Лингвистический турнир «Знание - сила»
Цели мероприятия: совершенствовать знания, умения и навыки владения русской
речью, активизировать мыслительную деятельность, умения
выслушать других и проявить себя; улучшить память,
внимание и любовь к слову, к русскому языку и речи;
формировать чувство гордости и любви к своему народу и
родной земле
Оборудование: слайды с изображением на интерактивной доске
Ход мероприятия:
Настрой себя!
Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
Если у вас есть собака – погладьте по голове.
Если вы любите шоколад – оближите губы.
Если у вас есть друг – то улыбнитесь.
Если вы умеете разговаривать на нескольких языках – кивните головой.
Ведущий. Добрый день, ребята и гости! Сегодня в рамках проведения Недели русского языка мы с вами собрались на лингвистический турнир «Знание - сила». Наш турнир состоит из 8 туров. За каждый правильный ответ будете получать 5 баллов. Победители становятся знатоком русского языка.
Именно язык является важнейшим средством человеческого общения. В современном мире насчитывается более двух тысяч языков, и любой национальный язык обладает определёнными, присущими ему достоинствами.
Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действуют и развиваются языки многих народов, населяющих нашу Республику, но Государственным языком является казахский язык. В Основном Законе государства – Конституции Республики Казахстан записано: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».
Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков народов Казахстана. Это общий праздник всех народов, проживающих в нашей стране. В основе многонационального праздника языков лежит такая идея: язык – это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура – это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
1 тур. «Знатоки русского языка»
Выбрать одну из девяти цифр на табло и рассказать правило:
1 2 3
4 5 6
7 8 9
1.Фонетика. Сколько букв и звуков в русском языке?
2.Назовите только твёрдые и только мягкие звуки?
3.Какие буквы могут давать два звука?
4.Словообразование. Какая часть слова является изменяемой?
5.Разберите по составу слово попутчик.
6.Морфология. Какие части речи относятся к самостоятельным?
7.Назовите разряды прилагательных?
8.Синтаксис. Что называется грамматической основой?
9.Какие предложения называются сложными? По характеру союзов делятся на какие виды?
2 тур. «Окончи фразеологизм»
От корки … Изо дня …
От нечего … Лицом …
На край … Медвежья …
Водить … Бить …
3 тур. Конкурс грамотеев Задание 1. Вспомни правило правописания о и е после шипящих в суффиксах.
Задание 2. Вставь пропущенные буквы, выдели суффиксы существительных и прилагательных.
Серенький зайч…нок весело убегал от рыжего мальч…нки лет восьми в ветхой одеж…нке. Навстречу попался хорош…нький еж…нок. Он так испугался, что даже уронил съедобный кореш…к, который тащил в свой дом. Потом ёжик свернулся в комоч…к и застыл. Тут из-за куста выполз чёрненький жуч…к, но сразу же исчез, как сквозь землю провалился. Мимо пробежал волч…нок. Он потрогал лапой ежа. Жадно посмотрел вслед зайч…нку. Рыж…нький мальч…нка его не интересовал.
Задание 1. Вспомни правило правописания суффиксов -чик и -щик и запиши его.
Задание 2. Теперь когда ты вспомнил(а) правило, вставь пропущенные буквы, выдели суффиксы.
Однажды развед…ик получил ответственное задание внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар… иком, и даже кровель… иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в планы входило строительство новой школы.
4 тур. «Соедини пары»
Не спеши языком, молчание – золото.
Слово- не воробей, до Киева доведёт.
Слово – серебро, потом говори.
Что написано пером, торопись делом.
Сперва подумай, вылетит- не поймаешь.
Язык не вырубишь топором.
5 тур. «Кто быстрее?»
Написать прописью числительные:
763, 672, 1944
86, 534, 1829
6 тур. «Дальше, дальше…»
В этом туре каждой команде зачитывается по 10 вопросов. Если же вы не знаете ответа, говорите дальше…
1.Она стоит в конце повествовательного предложения. Точка.
2.Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы.
3.В русском языке он состоит из 33 букв. Алфавит.
4.Ох, Ах, Эх – это … Междометия.
5.Главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? Что? Подлежащее.
6.Сколько склонений в русском языке? Три.
7.Что такое фонетика? Раздел науки о языке, изучает звуки и буквы.
8.Чем различаются звуки и буквы? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
9.Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть.
10.Какие буквы не обозначает звука? Ь, Ъ
1.Разговор двух или нескольких лиц. Диалог.
2.Их ровно 6. Падежи.
3.Пять, шесть, двое, трое – это … Имя числительное.
4.В предложении выделяется волнистой чертой. Определение.
5.Ставится в конце вопросительного предложения. Вопросительный знак.
6.Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Через И, А, У.
7.Сколько согласных в русском языке? Двадцать один.
8. Сколько букв в русском языке? Тридцать три.
9.Слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение.
10.Слова с одним и тем же корнем. Однокоренные.
7 тур. «Полиглот»
Даны загадки, предложения. Ответы, пропущенные слова нужно назвать на трёх языках – русском, казахском, английском. Знание этих языков очень важны.
1.То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? Тетрадь, дәптер, ...
2.Зимой … глубокий – летом хлеб высокий. Снег,қар, ...
3.Я чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в сердцевине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу изображу. Карандаш, қарындаш, ...
4.Нет … ищи, а нашёл береги. Друг, дос, ...
5.Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. Портфель, портфель, ...
6.Стальной конёк по белому полю бегает
За собой фиолетовые следы оставляет. Ручка, қалам, ...
8 тур. «Стройплощадка»
В каком столбике записаны однокоренные слова, в каком - разные формы одного и того же слова?
1.Белый побелка
Белым белизна
Белого отбелить
2.Зимой зимний Зимушка зимнего Зимовать зимнему
9 тур. «Свяжи слова»
Александр Сергеевич Пушкин «Мороз, Красный нос»
Антон Павлович Чехов «Хамелеон»
Николай Алексеевич Некрасов «Есть в осени первоначальной»
Иван Сергеевич Тургенев «Тарас Бульба»
Николай Васильевич Гоголь «Муму»
Фёдор Иванович Тютчев «Зимняя дорога»
10 тур. «Как много знаю я стихов»
Я зачитываю начало стихотворения, вы должны продолжить или закончить его.
1.Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном . М.Ю.Лермонтов. «Узник»
2.Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? М.Ю.Лермонтов. «Парус»
3.Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь друг прелестный -
Пора, красавица, проснись. А.С.Пушкин. «Зимнее утро»
4.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Подошло к концу наш лингвистический турнир
Жюри подводит итоги.
Поздравление победителей и отличившихся учеников.