Рабочая программа краткосрочного курса Учебное сотрудничество
Календарно-тематическое планирование
по метапредметному
краткосрочному курсу
«Учебное сотрудничество»
Класс: 7
Составитель Литвинова Ирина Александровна
Количество часов 8
Количество человек на курсе: 15
Цель: формирование метапредметного результата «Учебное сотрудничество».
Пояснительная записка
В современном обществе групповое принятие решений является распространенным средством разрешения политических, экономических, правовых, организационных и социальных проблем: присяжные в суде, комитеты, советы акционеров, комиссии, команды, жюри и научные коллективы постоянно принимают решения. Принятие решений в группе связано с рядом преимуществ: оно позволяет учитывать интересы и мнения участников, решать вопросы, требующие широкого диапазона знаний и опыта. Групповое принятие решений дает возможность разделить работу над проблемой и ответственность за ее решение между участниками. Психологи-практики давно заметили, что при совместной деятельности некоторые проблемы решаются лучше, чем при индивидуальном решении, что в группе индивид совершает меньше ошибок и демонстрирует более высокую скорость решения задач. Такой факт объяснялся возрастающей сенсорной стимуляцией, сам факт присутствия других людей работающих рядом над той же самой задачей активизирует индивида, положительно влияет на его продуктивность. Таким образом, умение находить общее решение в группе является важным для успешной социализации ребенка. Формировать данное умение необходимо уже в школьном возрасте. Обучение навыкам работы в группе начинается уже в начальной школе. Однако в силу возрастных особенностей, дети еще не умеют быстро генерировать идеи решения проблемы. Если перед группой поставить задачу, требующую выработку единого решения, то практика показывает, что идею предлагает один лидер, а остальные его поддерживают и помогают ее реализовать, тем самым группа добивается результата. Но в этом случае невозможно говорить о полноценном принятии общего решения группой. К 7-му классу объем знаний детей, их личный жизненный опыт увеличиваются, меняются взаимоотношения в классе. Все это позволяет научить детей принимать общее решение в группе, начиная с двенадцатилетнего возраста. Поэтому предложенный краткосрочный курс рассчитан на учащихся 7 класса.
В процессе изучения курса дети должны разобраться в том, какие роли есть в групповой работе, какой функционал выполняет каждая роль, попробовать себя в разных ролях. Познакомятся с двумя способами принятия общего решения – голосованием и делегированием полномочий, применить на практике при выполнении групповых заданий описанные процедуры. Так же дети познакомятся с критериями оценивания сформированности метапредметного результата учебное сотрудничество.
Баллы за КСК будут складываться из личных баллов, полученных на этапе работы с текстом, групповых баллов, полученных при выполнении финального группового задания, и балов за продукт, полученный при выполнении группового задания.
Критериальная база
Индивидуальные баллы
Критерий показатель баллы
Указание ролей каждому лицу, участвующему в описанной в тексте ситуации Все роли указаны неправильно 0 баллов
Правильно указано меньше половины ролей 2 балла
Правильно указаны больше половины или половина ролей 4 балла
Все роли указаны верно 6 баллов
Групповые баллы
Критерий Показатель Баллы
Распределение ролей Отсутствовало 0
Было в неявном виде 2
Было в явном виде 3
Обсуждение и выдвижение идей Участвовало меньше половины 0
Участвовало больше половины 1
Участвовали все 3
Принятие группового решения Отсутствовало 0
Было в неявном виде 2
Было в явном виде 3
Баллы за продукт групповой работы
Критерий Показатель Балл
Соответствие заданию Не соответствует 0
Соответствует частично 1
Полностью соответствует 2
Рейтинг команд по скорости выполнения задания или качеству продукта На последнем месте среди всех команд 0
Находится между первым и последним местом 1
На первом месте 3
Итого можно набрать 20 баллов, зачетные -14.
Содержание курса
№ занятия Тема Цель Тип
1 «Введение в учебное сотрудничество» Разобрать примеры группового взаимодействия в жизни, виды и функционал групповых ролей Беседа, практикум
2 «Распределение ролей» Научиться распределять роли разными способами, в соответствии с возможностями человека Практикум
3 «Распределение ролей» Применение знаний ролей в конкретной ситуации Зачет
4 «Принятие общего решения» Знакомство с процедурами принятия общего решения Практикум
5 «Принятие общего решения» Научиться применять общее решение в соответствие с процедурой голосования Практикум
6 «Принятие общего решения» Научиться применять общее решение в соответствие с процедурой делегирования Практикум
7 «Решение конфликтных ситуаций при работе в группе» Знакомство с различными способами выходы из конфликтных ситуаций Практикум
8 «Работа в группе» Применение умений Учебного сотрудничества при решении групповой задачи Зачет