ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Знакомство с Великобританией» (11-12 лет — 6 класс)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Знакомство с Великобританией»
(Introducing Great Britain )
Направленность программы: культурологическая
Возраст детей: 11 -12 лет (6 классс)
Срок реализации : 1 час в неделю (34 часа)
Уровень программы: ознакомительная
Составитель (ФИО, должность): Щербинина Наталья Михайловна, учитель английского языка
Москва
2015
Пояснительная записка:
Направленность программы.
Обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения иностранному языку обеспечивает реализацию не только общеобразовательных, воспитательных целей, но также вполне конкретных практических целей.
Требования к уровню социокультурного образования средствами английского языка включают наличие у учащихся культуроведческой осведомленности о портрете английского языка как языка международного общения, социокультурном паспорте изучаемой страны, народа, традициях государства и общества, художественной культуре и культурном наследии англоязычных стран.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 годовых часа).
Программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Каждое занятие имеет свое название, подчиненнное общей тематике курса - изучение страноведческого материала и культурологии Великобритании. Программа построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история, география. Материал программы сочетается с учебными программами по филологическим дисциплинам, изучаемым в средней школе и также прекрасно дополняет программу по английскому языку для учащихся 6 классов - УМК для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Набор в группу осуществляется путём собеседования с родителями и детьми. Условием приёма детей является их личное желание, сформированное после собеседования с педагогом.
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования, лексико-грамматических навыков) и нетрадиционного урока – проведение виртуальной экскурсии, викторины, презентаций. Занятия ориентированы на проведение различных форм работы – индивидуальной, парной, групповой. Все задания на уроках информационно-ориентированные, призванные вызывать интерес к изучению темы. Контроль осуществляется в форме проведения теста или викторины.
Данная программа направлена на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку, способствует лучшему освоению базового курса английского языка.
Новизна и актуальность. Цель предмета «Иностранный язык»- формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартам по иностранным языкам и примерной программой
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: создание презентаций, слайд-шоу, активная работа с аудио и видеоматериалами , учащиеся могут наслаждаться просмотром фрагментов о достопримечательностях Великобритании, погрузиться в реальную языковую ситуацию и в то же время получать новые знания .Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер. Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал
Цель программы - формирование целостного представления об истории и географии Великобритании в целом и стран в неё входящих: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
Задачи программы:
Развитие представлений о культуре англоязычных стран.
Практическое овладение изучаемым языком через основные языковые методы обучения: говорение, аудирование и чтение.
Развитие лексических навыков и овладение новой терминологией
Приобретение определенного объёма страноведческих знаний.
Обучающие
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Воспитательные
Воспитание интереса к изучению иностранного языка, умение коллективно решать поставленные задачи, доброжелательного отношения к другим народам и странам, воспитание в духе мира и добрососедства.
Развивающие
Формирование навыков самостоятельной, парной и групповой деятельности,
самоконтроля и контроля других, активного участия в образовательном процессе, ответственного отношения к заданиям.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Форма занятий групповая.
Режим занятий
1 год обучения – 1 учебный час в неделю .
Ожидаемый результат реализации программы
Главным содержанием курса является информация об истории, географическом положении, климате, политической системе, системе образования и культуре Великобритании, а также сведения о крупнейших городах Соединенного Королевства .
В данном курсе четко прослеживаются межпредметные связи: при изучении географического положения – с географией, истории страны – с историей.
По окончании курса, обучающие должны уметь ориентироваться в страноведческом и культуроведческом материале, уметь собирать и обобщать информацию, пользоваться справочным материалом, Интернет-ресурсами, работать с презентациями, проектами, уметь выступать с результатами выполнения познавательно-поисковых заданий, использовать в работе карту, наглядные пособия, а также обучающиеся должны уметь выразительно читать отрывки из английских произведений, озвучивать видеоматериал.
Формы подведения итогов реализации программы
Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.
В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как ролевая игра, проведение экскурсии, реферат, создание презентации и ее защита.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчётности, как создание проекта в среде Power Point и его устная защита, выполнение теста, решение кроссворда.
Учебно-тематический план:
№
Тема
Количество часов
Форма занятий
Вид деятельности
всего
теория
практика
с/р
1
Вводное занятие
1
1
Игра-путешествие
Беседа со школьниками, работа с картой, наглядными пособиями, игра.
2
Edinburgh
2
1
1
Мозговой штурм
Презентация.
Работа в парах.
3
Present Perfect
1
1
1
Практическое занятие
Презентация.
Работа в парах.
4
The Highlands of Scotland
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
5
Hadrian’s Wall and Durham
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
6
About Roman Britain
1
1
Практическое занятие
Чтение текстов
Подготовка материала
7
The Lake District
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
8
York
2
1
1
Практическое занятие
Презентация.
Работа в парах.
9
West Yorkshire
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
10
Writing
1
1
Практическое занятие
Презентация.
Индивидуальная работа
11
Hatfield House
2
1
1
Семинар
Просмотр и отработка видеоматериала. Работа в группах.
12
Oxford and Stratford-upon-Avon
2
1
1
1
Практическое занятие
Просмотр и отработка видеоматериала.
13
William Shakespeare
1
1
Викторина
14
Wales
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
15
Bath
2
1
1
1
Беседа
Групповая работа. Решение познавательных задач.
16
Devon
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
17
Dialogues
1
1
Ролевая игра- «В ресторане»,
Работа в парах.
Систематизация знаний.
18
Cornwall
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
19
My country
1
1
«Мозговой штурм»
Проекты, сравнивание культурных традиций в Великобритании и России, игра
20
Brighton
2
1
1
Виртуальная экскурсия.
Просмотр и отработка видеоматериала.
Озвучивание фильма
21
A Postcard
1
1
1
Тренинг
Подведение итогов
Написание открыток.
22
Quis
1
1
1
Викторина, кроссворд, презентации.
Систематизация знаний. Индивидуальная работа.
Взаимопроверка.
ВСЕГО:
34
Содержание программы
№ занятия
Тема
Программное обеспечение
1
Вводное занятие
Ознакомить уч-ся с национальной симво- ликой экскурсии (флаг, герб, символ), историей страны Туманного Альбиона
2
Edinburgh
Ввод новых лексических единиц. Предоставить информацию о достопримечательностях Эдинбурга, ознакомить с экскурсионной лексикой
Развить умение комментировать видеоматериал.
3
Present Perfect
Повторение и активизация грамматического материала по теме «Present Perfect».Выполнение грамматических упражнений и тестов по теме.
4
The Highlands of Scotland
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии по Шотландии, посещение «Олимпийских игр Шотландии». Развить умение комментировать видеоматериал. Повторение грамматики «Степени сравнения прилагательных».
5
Hadrian’s Wall and Durham
Активизация пройденной лексики, аудирования. Знакомство с историческими достопримечательностями Великобритании. Повторение грамматики «Активный и пассивный залог», выполнение грамматических упражнений и тестов.
6
About Roman Britain
Обучение чтению с извлечением полной информации.
7
The Lake District
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии «Знаменитые озера Англии». Обучение аудированию. Активизация лексики по теме «Спорт».
8
York
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии по городу «Йорк». Обучение аудированию. Развить умение комментировать видеоматериал. Обучение чтению, составлению вопросов по тексту.
9
West Yorkshire
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии. Познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа, ознакомить с учащихся с писателями английской литературы.
10
Writing
Отработать умения написания сочинения.
Развивать умение поиска информации в сети Интернет.
11
Hatfield House
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии по дому английских королей.Ознакомить учащихся с национальными реликвиями. Обучение аудированию с извлечением полной информации. Повторение темы «Хобби».
12
Oxford and Stratford-upon-Avon
‡°Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии. Углубить знания учащихся о Британском образовании(знакомство с Оксфордом и его учебными заведениями).
13
William Shakespeare
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии. Знакомство учащихся с городом Стретфрд на Эйвоне – местом рождения знаменитого английского поэта и драматурга - В. Шекспира. Воспитать позитивное отношение к другой культуре.
14
Wales
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии. Познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа. Повторение и отработка грамматики по теме «Предлоги».
15
Bath
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии по городу «Бэт», созданного для развлечений, отдыха и укрепления здоровья. Познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа. Развить умение составить диалог.
16
Devon
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии. Познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа. Развить умение комментировать видеоматериал.
17
Dialogues
Развить умение составить диалог по теме «В ресторане», активизация лексики по теме. Развить навыки ведения беседы за столом
18
Cornwall
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии. Познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа. Развить умение комментировать видеоматериал. Повторение и отработка грамматического материала по теме «Предлоги».
19
My country
Систематизация знаний, сравнение культуры англоязычных стран и России. Обучение составлению рассказа о России.
20
Brighton
Ввод новых лексических единиц. Проведение виртуальной экскурсии об истории, достопримечательностях и традициях Брайтона, города по прозвищу «Лондон у моря». Развить умение комментировать видеоматериал.
21
A Postcard
Отработать умения написания открыток.
22
Quis
Контроль и обобщение усвоенных знаний.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам и деятельностный подход к изучению иностранных языков не могут быть реализованы без повышения работоспособности обучающегося. Для осуществления этой цели, необходим переход от традиционного фронтального управления всей деятельностью обучающихся без учёта их индивидуальных возможностей и особенностей к управлению учебным процессом с максимальной индивидуализацией обучения. Кроме того, необходимо повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Именно внеклассные занятия помогают поддерживать мотивацию на должном уровне, а также интерес к стране изучаемого языка и к самому предмету. Следует заметить, что внеклассная работа строится на добровольных началах, она не терпит авторитарного стиля общения. Учителю рекомендуется так строить отношения с учеником, при которых они оказывались бы партнёрами по общению. Это способствует снятию психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению. Лишь при таком подходе личность ученика будет развиваться всесторонне.
Значение внеклассной работы по иностранному языку не только в формировании и поддержании интереса и мотивации к изучению языка, но и также в формировании познавательной деятельности учащихся, в разумной организации их досуга.
Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников.
Кроме того, внеклассная работа выполняет и профориентационную роль, так как она помогает выявить задатки и интересы учащихся и может оказать влияние на направление будущей профессии.
Внеклассная работа расширяет лексический запас учащихся, повышает уровень практического владения иностранным языком, значительно улучшает страноведческие знания учащихся.
Основные формы организации учебной деятельности: работа с видеоматериалом, аудирование, чтение (основные этапы работы: дотекстовый, текстовый, послетекстовый), перевод, самостоятельная работа с текстами, групповая работа. В рамках данного курса целесообразно делать упор на наращивание вокабуляра и последующую активизацию специальной терминологии в различных видах речевой деятельности.
В каждом разделе курса содержатся задания для систематизации знаний; задания, которые позволяют выразить собственное мнение; задания, которые позволяют сравнить культуру англоязычных стран и России, что способствуют более эффективному усвоению курса.
Для оценки результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, мониторинг, педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, участия в викторинах, соревнованиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
Данный курс будет закончен итоговым обобщением материала в виде творческого проекта: защита письменного(устного) сообщения, презентацией, стенгазетой о Великобритании – взгляд учащихся.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Кабинет английского языка;
- стенд для размещения творческих работ учащихся;
-стол учительский;
-ученические парты 2-местные с комплектом стульев;
- АРМ учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- телевизор;
- видеоплеер;
- интернет;
- доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок;
Информационное обеспечение.
- Introducing Great Britain (Знакомство с Великобританией) – обучающее видео, Longman Group,UK, Limited,2011
- Афанасьева О.В., Михеева И.В. Аудиокурс к учебнику английского языка для VI класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев, гимназий (5-й год обучения).– М.: Просвещение, 2014.
- Коллекция презентаций по страноведению.
- Коллекция презентаций по грамматике.
Интернет-ресурсы:
http:// www. britannia.com
http:// www.bbc.co.uk
http:// www.en.wikipedia.org
http:// www.great-britain.co.uk
http:// www.longman-elt.com
http:// www.c-cafe.ru
http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Печатные пособия:
- Книги для чтения на английском языке
- Элективные курсы, пособия по страноведению
- Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в примерных программах среднего образования по иностранному языку.
- Карты на иностранном языке:
- Географические карты стран изучаемого языка.
- Карта России
- Плакаты по англоговорящим странам.
- Символика родной страны, стран изучаемого языка
Дидактическое обеспечение.
Собственные методические разработки:
Мой Лондон(2012 / 2013 учебный год), соавторы: Соловьева Л. Л., Ефимова О. В.
Изучение материалов, связанных с Лондоном, дает возможность не только познакомиться с достопримечательностями столицы, но и создать собственный образ великого города.
Мультимедийный урок "Россия – великая страна". Соавторы: Соловьева Л. Л., Ефимова О. В.
Важное средство патриотического воспитания – пробуждение и поддержание в детях интереса к изучению своей страны, ее истории, географии, приобщение к традициям народа, культуре, языку.
Поисковая работа учащихся в стенгазетах и плакатах по теме "Великобритания" , соавторы: Соловьева Л. Л., Ефимова О. В.
Страноведческий материал погружает в языковую среду, повышает интерес к изучению английского языка. Цель: систематизировать и расширить страноведческие знания, совершенствовать навыки аудирования, речи, развивать познавательную деятельность учащихся, учить работать в группе, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Сценарий "В гостях у "Битлз", соавторы: Соловьева Л. Л., Ефимова О. В.
Сценарий внеклассного мероприятия предназначен для расширения кругозора учащихся, повышения мотивации изучения английского языка, приобретения нового коммуникативного опыта, обогащения видения предложенной темы, проблемы, расширения лексического запаса, приобретения новых знаний о культуре, музыке Великобритании.
Авторские обучающие мультфильмы :
http://goanimate.com/user/0vnXmWkVzNJw
- At the table.
- What a tasty cake!
- How to apologise
- How to apologise 2
- How to invite people.
- The way to pay compliments
- Receiving compliments.
Литература.
Список литературы, используемый при написании программы.
Примерные программы начального основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»)
В.В Сафонова Программы .Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков 2-11 классы. Издательство: АСТ, 2011 г.
Программа элективного курса по страноведению «Путешествуем по Великобритании» Разработчик: Несуненко Елена Александровна.
Список литературы, рекомендуемый обучающимся.
Рабочая тетрадь к видеокурсу Introducing Great Britain (Знакомство с Великобританией), Longman Group,UK, Limited,2011
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Афанасьева О.В. Английский язык: Учебник .для VI класса школ с углубленным. изучением английского языка, лицеев и гимназий / О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. М.: Просвещение, 2015.
Английский язык: кн. для чтения к учеб. для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий / авт.-сост. О.В.Афанасьева. М.: Просвещение, 2014.
Английский язык: рабочая тетрадь к учеб. для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий / авт.-сост. О.В.Афанасьева. М.: Просвещение, 2014.
Контрольные и проверочные задания к учебнику английского языка для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева – М.: Просвещение, 2014.
Учебник R. Murphy “Intermediate. Language Practice. English Grammar in Use”.
Список литературы, рекомендуемый преподавателям.
Журнал для изучающих английский язык «Speak Out», Издательство «Глосса-пресс»
В.М.Павлоцкий «Контрольные работы по английскому языку» 6 класс, Издательство «КАРО»
Словари издательства «Лонгман»
Афанасьева О.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий / О.В.Афанасьева. - М.: Просвещение, 2014.
Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
Голицынский Ю.Б. Великобритания. – СПБ: Каро, 2005.
И.И.Бурова, Великобритания. Книга для чтения по курсу «Страноведение». Лениздат,2002
Л.Н.Васильева, Альбион и тайна времени. Рассказы. Изд. Современник, 1997.
Н.А.Тимановская, Взгляд на Британию. Учеб. пособ. для 8 – 11 кл. Тула, 1998.
Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001
Худ. фильмы на англ. яз. «Последний рыцарь», «Король Артур», «Робин Гуд», «Айвенго», «Викинги», «Ричард Львиное Сердце», док. фильм о королевской семье.
Медиатека видов Великобритании. Презентации.
15