Презентация учительского проекта по формированию здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни Евреинова Ирина Сергеевна учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.Артур Шопенгауэр
АКТУАЛЬНОСТЬВ соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Проблемы здоровьяЗдоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества учеников, а остальные 90% имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии; за период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза.Увеличиваетсячисло близоруких детей с 3,9 % до 12,3 %;доля хронических болезней нервной системы: с 3,8% до 17,3%;нарушение осанки с 1,9 до 16,8 %;болезни органов пищеварения: с 10,8% до 20,3%Рейтинг жизненных ценностей
Одним из главных факторов неблагополучия здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Цель проекта: создание условий физического,психического и социального комфорта,способствующих сохранению иукреплению здоровья учащихся.
Достижение поставленной целипредполагается через решение следующихзадач:Изучить статистику состояния здоровья учащихся в классе.Провести мониторинговые исследования в классе.Сформировать у учащихся необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Повысить у детей, родителей уровень грамотности по ответственному отношению к собственному здоровью.Вести профилактику вредных привычек.Укреплять физическое здоровье.Разработать практические рекомендации по изученной проблеме для участников образовательного процесса.
ГипотезаПроцесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:учитывать возрастные особенности детей;создать условия для формирования здорового образа жизни;совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.
Практическая значимость Результаты и материалы исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями. В приложениях даны анкеты, разработки уроков и внеклассных мероприятий: Анкета Мое представление о здоровом образе жизни.Анкета для родителей Ваши дети и их здоровье.Ученический проект Влияние музыки на организм человека.Рекомендации для родителей.
Научно – методическоеобоснование проектаШкола сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Ожидаемые результаты проектаДля педагога:Снижение заболеваемости среди детей.Создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья, воспитание и развитие личности. Увеличение количества обучающихся, соблюдающих правила личной гигиены, режима дня.Улучшение эмоционального климата.Для обучающихся:Благотворное влияние на развитие физических, нравственных качеств.Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандироватьПовышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствованияУвеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях. Для родителей:Сформировать активную жизненную позицию у участников проекта направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции. Формирование здорового образа жизни в семье.
Характеристика проекта2014 – 2016 учебный годформирование здорового образа жизни младшего школьникафакторы, влияющие на здоровый образ жизни Сроки реализации проекта:Объект проекта:Предмет проекта:
Этапы реализацииПодготовительный анализ существующей ситуации и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами; изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме.
{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}№ п\пВопросыОтветыКол-во ответов %1.Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?- Нужно заниматься спортом.- Нужно есть полезную пищу.- Нужно не болеть.- Нужно закаляться.- Нужно много гулять.4683317253313132.Что ты знаешь о своем здоровье?- Отличное- Не очень хорошее- Плохое61442558173.Часто ли пропускаешь занятия по болезни?- не пропускаю- пропускаю каждый месяц-пропускаю каждую неделю22208924.Как ты занимаешься на уроках физической культуры?- с полной отдачей- без желания16867335.Как ты относишься к занятиям спортом?- они не нужны- они мне нравятся- не знаю4137175429
Организационный этап Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.Выявление и анализ отношения к проекту всех участников.Сплочение учащихся и родителей для работы над проектом.Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.Проведение групповой и индивидуальной работы с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся.
{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}№п\пВопросыОтветыКол-во ответов%1Вы считаете своего ребенка здоровым?Данет1234962Как часто он болеет простудными заболеваниями?1 раз в году2 раза в году3 раза в году (группа «риска)чаще (иммунитет снижен)8114133461743У Вашего ребенка аппетит:хорошийизбирательныйснижен15546321174Вы довольны поведением своего ребенка?-да-у него повышенная раздражительность-он (она) эмоционально неустойчивы-нарушен сон: поздно засыпает, во сне вздрагивает-рассеянность, быстрая утомляемость, агрессивность, -трудный контакт с ровесникамиребенок стал недобрым6375251329215А знаете ли вы, что проблемы здоровья Вашего ребенка являются результатом несбалансированного питания, недостатком в пище витаминов, микроэлементов, кальция?Данет1867523
Содержание деятельности с детьмиСодержание деятельности с родителями{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}№мероприятия12345ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.- Утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки).- Физкультминутки на уроках- Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей.БЕСЕДЫ:«Полезные продукты». «Будем спортом заниматься». «Врачи – наши помощники». «Мои верные помощники». «Полезные и вредные продукты»Изобразительная деятельность. «Футболисты».«Фрукты на тарелке».Работа в книжном уголке:Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте; заучивание пословиц, поговорок о здоровье. Чтение художественной литературы. ВЫСТАВКИ:1. Рисунки детей с родителями на тему ЗОЖ;2. Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни!»3. Конкур детских работ «Путешествие в страну здоровья»{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}№мероприятия123АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ..КОНСУЛЬТАЦИИ В РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОККонсультация «Красивая осанка - залог здоровья»;Рекомендации родителям по укреплению здоровья;Рекомендации родителям по питанию детей. «Здоровый образ жизни семьи»«Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня»ОТКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ№ группыЗадание внутри группыПервая группа Собрать информацию о здоровой пище и режиме питания. Для этого необходимо воспользоваться Интернетом, поработать в библиотеке, побеседовать с медицинским работником школы.Вторая группа Должна познакомиться с деятельностью спортивной секции по греко-римской борьбе: собрать информацию о режиме занятий, посетить несколько занятий секции. Подготовить и провести спортивное соревнование и подготовить комплекс общеукрепляющих физических упражнений.Третья группа Должна изучить понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», подготовить Четвёртая группаДолжна посетить библиотеку им. А.П.Гайдара, договориться с представителем библиотеки о проведении бесед, сделать подборку литературы.
Практический этап Реализация целей и задач проекта через отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.
Технологии сохранения и стимулирования здоровьяПрименение цветового воздействия с целью: активизировать деятельность головного мозга, внимание, память; возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах. Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики). Организация обучения в режиме «динамических поз». Рациональная смена видов деятельности.Гимнастика для глаз с целью профилактики зрительного переутомления обучающихся.Физкультминутки.Хороший психологический климат на уроке. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.Мотивация на сохранение и укрепление собственного здоровья обучающихся (у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья).Аналитический блок: анкетирование;мониторинг; тестирование.Образовательный блок:беседы; круглые столы; час вопросов и ответов; индивидуальные рекомендации специалистов; дни открытых дверей; физкультурные праздники и досуги; творческие конкурсы и выставки.Информационный блок: подбор наглядной информации; оформление фотовитрин, папок–передвижек; проведение выставок, презентаций; составление памяток для родителей. Практический блок: календарно-тематический план работы на период реализации проекта.
Цветотерапия Красный - влияет на физическое состояние(Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности) Жёлтый – на умственное, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача) Голубой –влияет на эмоции. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.Комфортное начало и конец урока:использовать положительные установки на успех уметь настроить себя и других на положительную волну похвалаФизкультминуткиДинамические (упражнения по формированию осанки; укреплению зрения; укреплению мышц рук; отдых позвоночника; упражнения для ног; потягивание;)Дыхательные (упражнения, направленные на выработку рационального дыхания).Ритмические(танцевальные, с прихлопами, с притопами и так далее, которые снимают общую усталость). Психологические (физминутки, которые помимо игровой функции направлены на развитие внимания, памяти, воображения , мышления).Самомассаж.
МузотерапияИспользование музыки как оформления фона занятий и сопровождения моментов урока. Музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма.Арт-терапия-коррекция через творчествоРисунки на полях тетради символа дня, лепка, рисование. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения.
Обобщение и осмысление опыта по пропаганде и формированию здорового образа жизни учащихся Обобщение и подведение итогов проделанной работы. Осуществление анализа эффективности проекта.Определение теоретической и практической значимости проекта.Отчёт о результатах проекта. Выступление на МО учителей начальных классов с целью обмена опытом. Защита подготовленных работ (рефератов, презентаций)
Результаты проверки эффективности экспериментальной работы{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}№Вопросы ОтветыКол-во ответов %1.Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?- Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.- Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым.18675252.Что ты знаешь про свое здоровье?- Мое здоровье отличное- Мое здоровье не оченьхорошее- Мое здоровье плохое3181138343.Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни?- Пропуски каждую неделю- Пропуски каждый месяц- Пропусков нет02229284.Как ты занимаешься на уроках физической культуры?- с полной отдачей- без желания2229285.Соблюдаешь ли ты дома режим дня?- всегда соблюдаю- иногда не соблюдаю- не соблюдаю6162256786.Делаешь ли ты физкультминутку на уроке?- с полной отдачей- без желания2229287.Как ты относишься к занятиям спортом?- они не нужны- они мне нравятся- не знаю4164176717
Индекс здоровья 3 и 4 классаУровень физической подготовленности
Показатели учебной мотивации
Участие в мероприятияхВсероссийский конкурс рисунков «Спорт- альтернатива пагубным привычкам»Всероссийское событие «Пусть утро будет солнечным!» (дневник.ру)Фотоконкурс «Самый энергичный класс» (дневник.ру)Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Внеклассное мероприятие «Какое значение имеют каши и как сделать кашу вкуснее?»Городская научно-практическая конференция «Истоки истины». Ученические проекты «Влияние музыки на человека», «Что мы едим».
Метод проектовПедагогическая значимость метода проектов состоит в том, что: - метод проектов выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта;- метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности детей, из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую;- они получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и видят, но и действуют;- метод проектов – метод, идущий от детских потребностей и интересов, их возрастных и индивидуальных особенностей;- метод проектов позволяет детям проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной ситуации знания и умения из разных областей знаний;- метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; их умение работать в коллективе.
Тематика проектов по формированию ЗОЖ разнообразна. Это могут быть проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровая пища» и многие другие.
ВыводыВ результате работы над проектом учащиеся выявили основные условия, способствующие сохранению здоровья: правильное питание, закаливание и ежедневная зарядка, здоровый образ жизни; пришли к выводу о необходимости ежедневной зарядки, как профилактики усталости, стресса и многих заболеваний;научились самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания и оформлять информацию.
Дальнейшее развитие проекта
Информационные источникиhttp://standart.edu.ru/ Сайт - Федеральногогосударственного образовательного стандарта http://nsportal.ru - социальная сеть работников образованияhttp://sanpinnorma.ru/http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет- форумГрач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2012. http://www.vevivi.ru/best/Formy-i-metody-formirovaniya-znanii-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-shkolnikov-ref151510.html«Физкультура и закаливание в семье» (М. 1984) Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей:1-4 классы –М.: ВАКО,2014.-224 с.Кальченко Е.И. , Гигиеническое обучение и воспитание школьников.Ковалько В.И., « Здоровье - сберегающие технологии».Лебедева Н. Т., « Школа и здоровье учащихся».
Спасибо за внимание!