Доклад на тему: «Создание ситуации успеха для реализации личностных возможностей воспитанников школы-интерната как одно из условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I, II вида»
«Создание ситуации успеха для реализации личностных возможностей воспитанников
школы-интерната
как одно из условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
Воспитатель I квалификационной категории:
Насонова Светлана Владимировна
г. Бугульма, 2014 год
Главное - воспитать личность, найти в ребёнке хорошее и поддержать в нём всё хорошее.
Свой доклад мне хотелось бы начать с такого изречения:
Отрочество - это беспокойство:
«Вдруг я не такой, как все?
И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Меня окружает радостная толпа детей, как только я вхожу в класс. Все с надеждой и интересом заглядывают в мои глаза, все наперебой бросаются выполнить мои поручения. Каждый спешит сообщить что-то своё, угостить конфеткой, пожаловаться на соседа, поделиться своими секретами. От их активности, общительности, подвижности уже в первые сентябрьские дни голова идёт кругом..
Это значит, что я стала воспитателем пятого класса и жизнь моя на ближайший учебный год будет наполнена этой мощной подростковой энергией.
Что же это за народ такой пятиклассники?
Вчера они были детьми, ласковыми, покладистыми, доверчивыми. А сегодня даже родители их не узнают.
«Переходный возраст», - понимающе говорят педагоги. Переходный он и есть переходный - тут всё не устоялось, всё в движении, в развитии. Уже не ребёнок, но ещё и не взрослый.
Это возраст перехода от детства к зрелости, когда складываются устойчивые формы поведения, черты характера, когда рождается личность. Этот процесс будет долгим, продолжительным и драматичным. Но пока, в 5 классе, всё только начинается.
Переходный возраст - самый трудный, критический, прежде всего меняется отношение к учёбе.
Учёба уже не является приоритетной деятельностью у младших подростков. Главной и определяющей для подростка является общение. Повышенный интерес к соотношению сил в коллективе, стремление занять достойное положение в кругу сверстников, в семье. Они боятся оказаться худшими, болезненно переживают неудачи. Активность подростка направлена не на процесс, а на результат деятельности. Он всё старается сделать как можно лучше, добиться похвалы, признания.
В процессе работы с детьми я стараюсь затрагивать все основные направления воспитательной деятельности:
нравственное воспитание, эстетическое, трудовое и физическое.
Сейчас мне хотелось бы дать характеристику своим ребятам, такими какими я их вижу. Я работаю в этом классе второй год. В классе 7 человек, 6 мальчиков и одна девочка.
двое детей со 2ой степенью тугоухости - Артур, Нияз. У Юли -3 степень. У остальных глухота -4чел. (официально у Павлика и Славы). Классный коллектив слаженный, отношения между детьми складываются по
разному, но всё равно они хорошо относятся друг к другу. В этом учебном году приехал из Альметьевска Хетеев Артур. Ребята его сразу приняли в свой коллектив. У них оказались общие интересы: занятия спортом (для этого и перевёлся Артур к нам в школу, чтобы продолжить обучение в школе-интернате и серьёзно заниматься греко-римской борьбой, достичь хороших результатов в спорте). Теперь стал неформальным лидером класса.
Работоспособность класса хорошая. Дети любознательные, общительные, на контакт со взрослыми идут легко, кроме Селютина Ярослава для него нет авторитетов среди старшеклассников. Мальчик проблемный, очень сложные отношения с одноклассниками, педагогами, родителями. Сам начинает ссору, потом ябедничает.
Все дети учатся в меру своих возможностей: отличников нет, на «4» и «5» успевает 1 Артур, имеет одну «3» - Юля .
У всех уч-ся есть поручения в классе.
Контроль за учёбой ведёт учебный сектор - Хайруллина Юля. Старостой класса является Зиннуров Рим, за спортивные дела отвечает Нуриев Нияз , за цветами ухаживает Сафин Рафаэль, корреспондентская группа Маркелов Павел, Хетеев Артур, ответственный за дисциплину - Селютин Ярослав.
Проводя классный час «Давайте познакомимся» ребята рассказали о себе, о своих увлечениях, оказалось, что многие любят спорт, поэтому записались в секции: «Волейбол», греко-римская борьба, плавание, теннис. Нияз всей семьёй ходит на лыжах, не пропускает матчи хоккейной команды «Нефтяник». У некоторых ребят уже есть спортивные достижения: Зиннуров Рим - неоднократный победитель различных турниров по греко-римской борьбе, вместе с Хетеевым Артуром недавно ездили в Москву, достигли высоких результатов 2 и 3 место. Ими гордятся все ребята класса.
Их кумирами являются старшие ребята по греко-римской борьбе:
Щербан Андриан, Миронов Эдуард, Ганиев Рафаэль.
Все мы помним, каким пришёл к нам Рим недисциплинированным ребёнком, а теперь это целеустремлённый, самостоятельный, трудолюбивый, кстати можно отметить, что он обладает такими качествами, как честность, справедливость, не склонен к предательству, лицемерию. По сравнению с прошлыми годами Рим стал прислушиваться к мнениям старшеклассников, усиленно занимается борьбой, не пропуская ни одной тренировки, ставит перед собой цель достичь высоких результатов, стать чемпионом страны, возможно и мира.
Ни одно мероприятие в школе не проходит без скромной, доброй, спокойной Юлии. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств; как правило умеет справиться со своими эмоциями; в классе ребята относятся к ней с симпатией, ей прощается всё. Она посещает школу моды, танцевальный кружок, где развиваются её творческие способности, она хочет быть хорошей хозяйкой, быть успешной.
Маркелов Павлик, в учебной деятельности слаб, постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других. Как казалось никогда не стремившийся в чём-либо быть первым, неожиданно для всех открылся в танце «Рок-н-ролл». Мама, не скрывая слёз, радовалась успеху сына.
Новенький Артур активно борется с тем, что считает несправедливым,
в большинстве случаев правильно реагирует на критику, всегда и во всём
стремится быть первым и настойчиво этого добивается. Проучившись 1 четверть, за такой короткий срок, выступая на празднике урожая, получил такую порцию успеха, которую другие дети не получают годами. Ему понравилось выступать на сцене, после дня урожая он попросил меня
всегда включать его в различные мероприятия.
В танцевальной студии «Созвездие» занимается Нуриев Нияз; хорошо танцуют Рим, Рафаэль, принимают участие в общешкольных мероприятиях. Думаю, всем понравилось выступления ребят нашего класса на празднике Урожая с танцем «Кошки». Сами ребята выглядели очень артистично, свободно и остались довольны своим выступлением, достигли ситуации успеха - общей радости.
В процессе своей работы поддерживаю тесную связь с учителем, выполняю её установки, задания. Младшие школьники учатся самоорганизации в деятельности - осваивают структуру деятельности и учатся управлять собой, овладевая учебными действиями в ходе решения учебной задачи. Во время подготовки вечерних заданий к каждому ученику подхожу дифференцированно индивидуально: Рафаэлю и Павлику учителем даётся меньший объём работы. Давая индивидуальные аналогичные задания, подготавливаю к самостоятельному выполнению вечернего задания. Не позволяю Артуру оскорбительных высказываний в адрес слабых учащихся. Интерес к учебному процессу формирую с помощью создания игровых ситуаций, использования ребусов, загадок, занимательных заданий. Всё это создаёт ситуацию успеха. Широко использую поощрения, поддержку «Ты сможешь!», «У тебя получиться!»
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью", вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой - надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Главным направлением своей работы в деле воспитания и формирования
ученического коллектива я выбрала воспитание через коллективные
творческие дела. Оно - одно из важнейших составляющих технологии творческого воспитания. Главная задача коллективного творческого дела (КТД) - создать условия для самореализации каждого ученика, для проявления и развития его способностей и возможностей, создание ситуации успеха. Такими делами в нашем классе стали спортивный праздник «День здоровья». Во многих соревнованиях участвовали ребята нашего класса, но большее количество баллов заняли Рим, Нияз. Неплохие результаты были и у других обучающихся. Во время проведения праздника урожая каждый ребёнок старался участвовать в коллективных творческих делах класса,
Юля нарисовала рисунок «Осенняя рапсодия», заняла 1 место, овощную поделку «Чудеса в корзине» помогали делать Артур, Рим; в изготовлении салата помогали Юля и Рафаэль, в изготовлении бутерброда старался принять участие каждый, отщипнуть лакомый кусочек. Жюри высоко оценило проделанную работу. Ребята радовались своим успехам.
Каждое мероприятие отмечаем в «достижениях класса». Для участников КД придумали символы-награды: «Самому умному», «Самому вежливому», «За смелость», «3а кулинарные успехи», «За трудовые
успехи», «За творческие достижения», «Спортивные успехи» и т. д.
КТД предполагает вклад каждого ученика в общее дело, личностный рост,
акцент делается на позиции «Моя активность», «мой вклад», «дело для меня», «мой успех», «успех класса». Все дети нашего класса посещают кружок «Акварелька» при Дворце школьников. Юля научилась хорошо рисовать. В маленькой школе мы часто организовываем выставки детских рисунков, хвалим детей за их талант видеть в окружающем мире прекрасное.
Осуществляя экологическое и эстетическое направление воспитательной
работы, развивая познавательный интерес школьников, я организовала
экскурсию в лес, где детей поразила красота осеннего леса, они получили
положительный эмоциональный настрой. С удовольствием собирали листья, плоды с целью изготовления гербария и аппликации к празднику урожая, слушали шум падающих листьев и шорох листьев под ногами.
Активность детей подвела меня к мысли о необходимости провести
конкурсы:
- Кто больше назовёт и покажет деревьев?
- Найди мох, самый красивый кленовый лист.
Самый красивый лист нашла Юля, а Рим и Рафаэль нашли мох. На примере простого листа решала важнейшие задачи: -проникновение детей в смысл слов , в мир красок и звуков; -формирование грамотной устной речи, развитие речевой активности и обогащение за счёт введения новых слов (пёстрый, разноцветный, сухой, засохший, терракотовый).
С какой же радостью и желанием, после экскурсии, они выполняли рисунки «Осенний пейзаж», сделали аппликацию,читали стихи Артур, Юля о листьях,
рассматривали репродукции, где деревья изображены в разные времена года.
А на музыкальном занятии разучили танец с листьями. Участвовали в общешкольном конкурсе букетов «Застывшая красота», где заняли первое место.
Решая задачи грамотного пешехода мы с ребятами постоянно повторяем и изучаем правила дорожного движения, закрепляем во время экскурсий в город или на кружок рисования во Дворец школьников. Проводила игру-соревнование «Город загадочных знаков». Конкурс рисунков «Знай и уважай ПДД». Лучше всех в классе соблюдает и знает правила Артур. За это я его хвалю. Ему вручили медаль «За хорошее знание ПДД». Использование разнообразных форм проведения игровых занятий способствует развитию активности, формированию устойчивых знаний по правилам ДД.
Успешность развития трудовых действий ребёнка определяется положительной мотивацией. А мотивация зависит от трудовой умелости. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Самым трудолюбивым учеником класса является Нияз. Охотно берутся за работу и стараются выполнить её хорошо Рим, Юля.
В своей работе я поддерживаю тесную связь с родителями.
Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребёнок вырос самым умным, самым
красивым, самым добрым и самым мужественным. Кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность. Иначе говоря, родитель мечтает о всестороннем совершенстве своего ребёнка. Всестороннее, гармоничное развитие - наш идеал. Идеал и семейного и общественного воспитания. Наши родители интересуются делами класса и оказывают помощь в организации и проведении классных дел. Присутствуют на общешкольных мероприятиях, делают ремонт в классе, вместе с ребятами ходили на новогоднюю ёлку.
При подготовке к открытому занятию «Мой пушистый друг» детям было
дано домашнее задание совместно с родителями нарисовать своего
пушистого друга и описать его характер и повадки. С заданием все
справились на отлично, дети потом с удовольствием рассказывали о своих
питомцах. Участвуя в сценке, прослушав стих о бедном котёнке, они поняли самое главное, как не нужно обращаться с животными. Изображая в танцевальной физминутке кошек они получили эстетическое удовольствие.
Музыкальные занятия способствуют их эмоциональному развитию, что
находит отражение в качестве речи. Дети активно работали на занятии,
где постоянно создавалась ситуация успеха, особенно счастливым в этот день
чувствовал себя Рафаэль. В конце занятия нас посетила настоящая
персидская кошечка, которая вызвала, у детей восторг восхищения своей нежной окраской, пышностью шерсти, красотой глаз. Сама кошечка излучала тепло, уют и добро. Не сомневаюсь, что после этого занятия в душах детей поселилось добро.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех в учебе - завтрашний успех в жизни!
Дети учатся «жить у жизни» на пять.
Хочется привести некоторые цитаты из учительской газеты:
1 .Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2.Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
З.Если ребёнок растёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
4.Ее ли ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
5. Если ребёнка хвалить, он учится быть благодарным.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7.Ее ли ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
В заключении хотелось бы сказать, что я формирую в классе микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Это стало стилем моей работы в стенах школы, а у ребят от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к выступлениям и они с большим желанием участвуют в различных мероприятиях.
Главное - воспитать личность, найти в ребёнке хорошее и поддержать в нём всё хорошее.
Главные задачи по отношению к ученикам:
Развивать веру в успех.
Считать ошибки нормальным и нужным явлением.
Обращать внимание на прошлые успехи.
Сделать процесс обучения ощутимым
Признавать и видеть достижения каждого.
Учить детей управлять собственной деятельностью.
15