Использование ИКТ на уроках физики как средство формирования базовых компетенций


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКЕ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ.
Альчимбаева Каламкас Тлеубергеновна,
преподаватель естественно-математических дисциплин,
КГКП «Костанайский строительный колледж»
Любая деятельность может бытьлибо технологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,Технология – на науке.С искусства все начинается,Технологией – заканчивается, Чтобы затем все началось сначала.
(В.П. Беспалько).
Основной целью среднего и профессионального образования является подготовка разносторонне развитой личности, способной жить в изменяющемся информационном мире, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Важнейшим условием решения этой задачи является применение преподавателями в своей педагогической практике современных образовательных технологий, активных (интерактивных) методов обучения. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса, совершенствует качество преподавания предмета.
В своей работе на занятиях физики я использую технологии поэлементно и полностью: исследовательские методы, разноуровневое обучение, проблемное обучение, игровые технологии, экскурсии, здоровьесберегающие, практикумы, работа в парах, информационно – коммуникационные технологии, тестовые технологии и др.
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности обучающихся. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то … развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов”.
В силу актуальности данного вопроса, я выбрала его темой своей исследовательской работы. В 2010-2011 учебном году я прошла обучение по использованию информационно – коммуникационных технологий в ИПК ПРО. Выступала с докладами на заседании предметно-цикловой комиссии: по темам “Роль информационных технологий в повышении качества знаний учащихся”, «Применение компьютерных технологий на уроках физики»“.
Прогресс общества заставляет постоянно совершенствовать и четко организовывать каждый урок, применять современные средства информации, рационально использовать учебное время. При подготовке к уроку преподаватель всегда руководствуется намерением добиться наилучших результатов обучения, сделать урок наиболее насыщенным содержанием и эмоциональным. Ведь от эмоциональности студента зависит работа его памяти. “ Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” писал Спенсер.
Сейчас в условиях глобальной информатизации общества неотъемлемым качеством квалифицированного специалиста любого профиля становится высокий уровень информационной культуры. Это предполагает и знание информационных потоков в своей предметной области, а также умение применять современные технологии.
Продумывая урок и внеклассное мероприятие, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы на уроке моим студентам было интересно, а интересна та работа, которая требует напряжения.    Поставлена задача использования компьютерных технологий на уроках. Составляю презентации к своим урокам и внеклассным мероприятиям. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность преподавателю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Имеющееся необходимое программное обеспечение бывает либо отсутствует, либо по тем или другим причинам не удовлетворяет преподавателя.
В этих случаях самостоятельно подготавливаю мультимедийное пособие к уроку по предмету с минимальными временными затратами. При этом от преподавателя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т.к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, преподаватель получает возможность оснастить свой урок в компьютерном классе самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.     
Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна из другой, чтобы студенты понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.
Полезно помнить и о принципе: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках физики различных типов, а также на различных этапах урока.
Думается не надо перечислять преимуществ компьютерного тест-анализа. Преподавателю будет гораздо легче работать, когда машина начнет показывать ему полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить еще раз и с кем именно. Компьютер поможет спланировать работу преподавателя более рационально.
Когда основная часть группы занимается компьютером, силы и внимание учителя освобождаются для работы с теми ребятами, кому нужны или дополнительные объяснения, или новые более сложные задачи. Таким образом возрастает эффективность труда преподавателя без увеличения его нагрузки.
В 2014-2015 уч.году участвовала в республиканском конкурсе «Лучший интерактивный урок» и прошла на 2 тур. Мною разработан урок по теме «Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников». При проведении урока использовала ИКТ, закрепление материала провела в форме практической работы студентов в группах. Работы проводились с применением программы «Электронный конструктор».
Использую компьютер и при проведении внеклассных мероприятий.
Ежегодно проводим неделю предметов естественно-математического цикла. В рамках недели провожу такие мероприятия: Конференция (презентация) “Лауреаты Нобелевской премии”, «Физический брейн-ринг», “Физические посиделки”, “Что? Где? Когда?” и др. При составлении заданий к конкурсам продумываю, как его провести наглядно, быстро, доступно для понимания.
Компьютер является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим производительность, как самого преподавателя, так и каждого студента в отдельности
Безусловно, это и большие удобства: быстрый темп проведения урока, быстрота размножения раздаточного материала, наглядность, удобство редактирования слайдов, заданий, использование тестов.
Трудности, возникающие в школе по применению ИКТ – это желание иметь компьютер и проектор в каждом классе.
В своей работе я большое внимание уделяю учебно-исследовательской деятельности студентов, как одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы.
Исследовательская деятельность студентов может быть организована на уроках и во внеурочной деятельности, на факультативных и групповых занятиях. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория, урок-изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др.
Например, провела урок-исследование: “Изучение закона электромагнитной индукции ”. В ходе урока студенты исследуют идею М.Фарадея «превратить магнетизм в электричество» и находят ответ с помощью эксперимента. Проведенная конференция “ Лауреаты Нобелевской премии” тоже есть исследование. Студентами проведена большая работа по сбору материала для докладов.
Пользуясь ресурсами сети Интернет, организовываю исследовательские и творческие проекты, участвуем в проектах, конкурсных олимпиадах, даю опережающие задания, организовываю самостоятельную работу студентов. Студенты принимают участие в заочной олимпиаде.
В 2011-2012 уч.году студентка группы 256 ПОВТ Маркова Елена и учащийся гр. 251 МОСР Петрачук Евгений под моим руководством создали учебное пособие по разделам физики «Молекулярная физика» и «Термодинамика» и приняли участие в научно-исследовательской работе студентов.
В 2012-2013 уч.году студенты группы 278 СЭЗС Наурузбаев Серик и Ким Кирилл заняли 2 место с научно-исследовательской работой «Влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на организм человека».
В 2014 г. студент гр.277 Д-3 Мадьяров Мадьяр, представивший работу по теме «Одиноки ли мы во Вселенной» стал призером научно-исследовательской конференции в номинации «За творческий подход к изучаемой теме».
В настоящее время обращается большое внимание на выявление талантливой молодежи во всех областях науки и техники.
Как раз олимпиады призваны выявлять наиболее одаренных и подготовленных студентов. В январе 2016 года мои студенты приняли участие в Международной предметной олимпиаде «Горизонты познания» совместно с Уральским Государственным Университетом путей сообщения по предметам: по математика, физика и русский язык. По итогам олимпиады победителем по физике стал студент 1 курса Сушенцов Артем.
В марте 2016 года провела обобщение опыта своей работы по данной теме. Выступила на заседании Методического Совета колледжа.
В результате использования ИК- технологий в своей работе в преподавании физики - повысилось качество знаний, у студентов проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, студенты самостоятельно делают глубокие выводы по изученному материалу, что свидетельствует о развитии творческого мышления.
Применение современных образовательных технологий позволяет образовательному учреждению с уверенностью смотреть в будущее, где всё подчинено единой цели – чтобы качество подготовки студентов отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Список используемой литературы:Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.- № 2. - С. 58-64.
Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. - М., 2006.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.
Болотов В.А., Сериков В.В. "Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме", Педагогика, 2003. №10
Ермаков Д. "Компетентность в решении проблем", Народное образование, 2005. №9
Дахин А.В. "Компетенция и компетентность", Народное образование, 2004. №4
Л.П.Алексеева, И.С. Шалыгина "Состояние и проблемы профессиональной компетентности" - М. НИИВО, 1994 г.
www.eidos.ru9. «Энциклопедия педагогических технологий», А.К. Колеченко, КАРО, СПб, 2006