ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКА
Русанова Е.А.
МБДОУ – детский сад № 85
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКА
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В соответствии с современными тенденциями развития общества развивается система образования, которая предопределяется изменением социального заказа со стороны общества, государства, семьи в интересах личности.
Основной целью Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования». Одной из областей социально – личностного направления развития ребенка является социально - коммуникативное развитие, иными словами – социализация. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками ребенок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения, т.е. становится социально компетентным. Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», где в процессе общения каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует поведение и деятельность окружающих его взрослых и детей. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться: семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком братья или сестры); детский сад (в первую очередь воспитатели); общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Важно, чтобы воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально -психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутовой, А.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей.
По мнению В.А. Сухомлинского, на начальных этапах социализации, в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте в сознании детей ещё трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, переживания, чувства. Это своеобразные «следы» того образа жизни, который ведет ребенок в семье, в общении со сверстниками. Обращаясь к родителям и педагогам, он подчеркивал: «В семье, в тончайших прикосновениях отца и матери к детскому сердцу и разуму пишется самая мудрая, самая сложная и в то же время самая простая — потому, что она доступна каждому отцу, каждой матери – страница книги, которую мы называем общественным воспитанием. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей».
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность. Важным условием для полноценной социализации ребенка - дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены с учетом задач ДОУ, интересов и потребностей родителей, возможностей педагогов. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников и развитию художественного творчества в частности.
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Ежегодно в детском саду проводятся: •совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов. На уровне ДОУ: - «Осень щедрая пора», -«Мамины руки не знают скуки», -«Елочка нарядная», -«Новогодняя игрушка», -«Милая мамочка моя» -«Моя любимая сказка» и т.д. Участие в различных конкурсах районного и городского уровня. •тематические родительские собрания, практикумы, семинары; •дни открытых дверей, •проектная деятельность;
В рамках работы в области «Художественное творчество» с семьей я составляю план работы и выделяю в нем вопросы, которые затрагивают область художественного воспитания, изобразительную деятельность.
На собраниях в начале года я знакомлю родителей с основными задачами эстетического воспитания дошкольников и даю ряд конкретных советов для осуществления этих задач. Также я знакомлюсь с условиями, в которых живёт каждый ребёнок; какие впечатления получает ребёнок дома, развивают ли родители у детей наблюдательность на прогулках в лес, парк в разное время года, обращают ли внимание детей на красоту окружающей природы и т.д. Необходимо знать, какие в семье созданы условия для изобразительной деятельности, заботятся ли родители о том, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить. Я знакомлю родителей с особенностями изобразительной деятельности дошкольников, помогаю им понять своеобразие детского рисунка, лепки, объяснить, как руководить процессом творчества ребёнка, советую родителям бережно относиться к первым рисункам, чтобы ребёнок увидел это отношение. Воспитателя должно также интересовать, насколько взрослые помогают ребёнку в процессе изобразительной деятельности.
Даю рекомендации родителям, что ребёнку не достаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развивать его. С этой целью провожу беседы и консультации, рассказываю, какие занятия можно провести с ребёнком. В беседах с родителями интересуюсь содержанием художественной деятельности в семье, советую прочитать специальную литературу по вопросам изобразительного творчества маленького ребёнка.
Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, мастерских художников, экскурсии в природу, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству; оформление квартиры к празднику; занятия живописью, декоративно-прикладным искусством и т.д. Несмотря на многообразие форм работы, которые можно использовать для воспитания детей средствами изобразительного искусства в семье, для систематического, полноценного развития их творческих способностей, рекомендуется организовывать посещение детьми студий, кружков изобразительного искусства, поддерживать постоянную связь с детским садом.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования Веракса Н.Е. «От рождения до школы». Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» - М., 2002. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. Шипицына Л.М, Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.