Консультация«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА


К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ  ДОШКОЛЬНИКА
       Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком :чтение, письмо, занятия физической культурой, спортом, трудовая деятельность- основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты  к моменту поступления в школу все виды памяти.
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. И.М. Сеченов указывал,что без памяти наши ощущения и восприятия,исчезая бесследно по мере их возникновения,оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.Основными процессами памяти являются  запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на два основных виде : непроизвольную и произвольную. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Произвольное запоминание характеризуется наличием  сознательной  цели. Главное , что характеризует  качественное  изменение  в памяти ребенка  -  это переход  от  непроизвольных  к  произвольным  ее процессам. Произвольная   память обязательно предполагает использования  определенных способов  запоминания. Подготовка детей к развитию у них произвольной  памяти начинается  очень рано.
Первые  занятия по развитию  памяти  проводятся  с  детьми  в  возрасте  от  1 года  до 1 года  6 мес.Детей учат самостоятельно прятать  игрушки в мешочек и  после этого  сразу же  воспроизводить их названия; с детьми  второго года  жизни  организуются поиски спрятанных  игрушек , что также  способствует лучшему запоминанию. С  возрастом  дети  уже достаточно хорошо  могут выделить цель запоминания. Но  это происходит только в том случае  , когда ребенку  создаются  условия, требующие от него активного  запоминания.. Запоминание  должно быть чем – то мотивировано.Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной  памяти является игровая деятельность  и  выполнения ребенком  поручения  взрослого.
 С чего следует  начинать?
1. Развивать их непроизвольную память, накапливающую   материал  для последующего произвольного  воспроизведения  (важно, чтобы было чем пользоваться, что вспоминать)
На  данном  этапе  это игры с картинками. Картинка – важное средство развития  речи , мышления, памяти, воображения. Организуя  игры детей  с картинками , мы обеспечиваем возможность  непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Сколько  предметов смогут запомнить  непроизвольно дети , зависит от того , какую деятельность с картинками  они будут осуществлять.
В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки(раскладывают их на столе, перекладывая с места на место, складывая их стопкой), не отыскивая в них сходства и различия, не группируя их на основании общих существенных признаков , они запоминают значительно небольшое количество картинок. Запоминание значительно возрастает если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их. Для того, чтобы дети быстрее овладели этим приемом запоминания используются дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество  повторений на разном материале при сохранение эмоционально положительного отношения к заданию.
2. Побуждать ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в игре, в дальнейшем и в процессе учебной деятельности.
Для этого необходимо обучить детей приему классификации. Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществляя на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них  и отраженных в слове – названии группы общих признаков. Классификация содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение. Используем классификацию как способ развития памяти :вначале дети овладевают простой ориентировкой . Ее можно назвать предварительной. Ее цель – поочередно выделить  и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого – либо целого. Чтобы  дети беспорядочно не называли картинки , необходимо постоянно побуждать их к деятельности ставя вопрос»А что это?» Совершенствуя операции обобщения формируем у детей познавательное действие. Прежде всего ребенок анализирует единичный предмет, выделяя в нем свойства. Важно, чтобы ребенок при этом использовал обобщающее слово. Создавая группы предметов , нужно чтобы ребенок также пользовался обобщающим словом. В практике формирования познавательного действия мы используем дидактические игры «Чудесный мешочек « Это очень распространенная игра. Организуя игру « Чудесный мешочек «, воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда и т. д.)Вынимая по одному их них , воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка , а за ней другие животные. Далее , выясняется , какие животные пришли к детям .Во время игры часто употребляется обобщающее слово для лучшего запоминания. Можно использовать и другие дидактические игры, например, «Что в коробочке?», « Кто в домике живет?», «Посмотри, что у нас есть .», «Магазин ,»- где дети создают различные отделы, группируя предметы мебели, игрушек, посуды, одежды, и др.
3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя в запоминании, тренируя их память в игровой деятельности.
После определенного количества дидактических игр , в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, можно начинать играть в дидактические словесные игры: «Назови , что знаешь.», «Кто больше назовет?»,» Что вам нужно?», «Нужно- не нужно.»,» Что вы задумали ?» и др.
Известно , что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель но не употреблять их в своей речи. Наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова : насекомые, инструменты, транспорт, деревья , мебель. Для запоминания этих слов, необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению их, что мы и делаем играя в дидактические игры. Игровые ситуации активизируют детей и процесс запоминания происходит значительно быстрее.
Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие , следует переходить к играм , где дети будут пользоваться классификацией для запоминания и воспроизведения. Для этой цели подходят дидактические игры : « Чего не стало?», « Что изменилось?», « Наведи порядок.» и др.
Однако, некоторые дети при выполнение заданий, требующих самостоятельности находят не все картинки, и даже правильно произведя классификацию они не могут назвать группы при воспроизведении. Эти трудности возникают в результате того, что дети не умеют пользоваться повторением, чтобы лучше запомнить. Поэтому нужно специально обучать и такому способу запоминания. Для этого подойдут такие игры: «Угадай, что в мешочке?», « Назови одним словом.», « Подбери пару.», «Кто быстрее разделит на группы.» и др. В основе этих дидактических игр лежит принцип многократного повторения.
4. Обучать детей различным способам запоминания.
Прочность и полнота запоминаний зависит от организации повторений. Успех запоминания не от количества повторений , а от того как они распределены по времени. Распределенное повторение ( с перерывом в несколько часов или даже через день ) более продуктивно , чем сплошное без перерыва. При разнообразии повторений повышается интерес детей , а в связи с этим мнемическая  деятельность осуществляется более успешно. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящие повторение, которое осуществляется после восприятия всего материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо для того, что бы материал запечатлен , выучен , и для того , чтобы сохранился в памяти, не был забыт.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
Добиваясь .например. усвоения  детьми названий геометрических фигур. воспитатель  проводит с детьми дидактические игры ( « Чудесный мешочек», «Что спрятано ?» и т.д, ),где дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы ,то предлагает им найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр., то предлагает ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы, и т.д.
Зная особенности памяти детей своей группы, воспитатель проводит с некоторыми из них индивидуальные упражнения, направленные на развитие способностей запоминания.
Некоторые считают , что путем многократного повторения формируется только механическое запоминание, и что память детей дошкольного возраста имеет механический характер. Тенденция не вникать в смысл того, что запоминается не является возрастной особенностью памяти. На путь механического заучивания чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные . не приученные к умственным усилиям, не умеющие и не любящие думать. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания не только думать, но и активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к любой предполагаемой деятельности.
Память с самого начала развивается как осмысленная деятельность, и понимание – это основа как непроизвольной так и произвольной памяти.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила проведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. И наша задача за дошкольный период развить как можно больше видов памяти для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог усвоить общественный опыт и расширить свои связи с окружающим миром.

                                                        Литература:
А. А. Катаева, Е. А. Стребелева « Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.»А. Ф. Симонова « Память: дети 5-7 лет.», Академия развития., Я.,2000 г.
Л. Ф. Тихомирова « Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников.», Академия холдинг., Я., 2000 г.
Л. М. Житникова «Учите детей запоминать».,изд. «Просвещения».,М ., 1972г.
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».,изд., «Просвещения»., М., 1985г.
А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя».,изд. , «Просвещения»., М., 1979г.
Воспитать ребёнка самостоятельным.

Опубликовано 29.05.2012 - 20:05 - Зеленова Наталья Николаевна
   Воспитать ребенка самостоятельным.
Когда родители  забирают детей из детского сада, часто можно наблюдать две диаметрально противоположные ситуации: одни малыш, пыхтя и краснея от напряжения, застегивает пуговицы и обматывается шарфом, а другой сидит маленьким королевичем, благосклонно протягивая то одну, то другую ногу коленопреклоненному родителю, который завязывает ему шнурки на ботинках.
Или на общих детских праздниках: один ест сам, пусть не очень аккуратно, размазывая крем по лицу, а другого кормит с ложечки заботливая бабушкина рука.
Пока он маленький, нам сложно понять, что совсем скоро он повзрослеет, и будет жить своей жизнью. Но чтобы эта будущая жизнь не стала для него страшной неожиданностью, полной неприятных откровений, подготавливать малыша к ней надо уже с самого раннего возраста, воспитывая в нем самостоятельность.
Когда и с чего начинать?
Зачатки самостоятельности есть даже у годовалого младенца - когда он отпускает ваш палец и делает первый шаг. Психологи считают, что в три года, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, следует потихоньку приучать его некоторые простейшие вещи делать самому. Тем более что малыш и сам к этому стремится: он начинает копировать ваши действия, и ему хочется участвовать в повседневной жизни: «стирать, как мама», что-то чинить, «как папа». Вы готовите ужин и накрываете на стол, а ваша дочь угощает кукол пластилиновыми котлетками. Ваш муж чинит машину, а сын старательно разбирает на запчасти недавно подаренный пластмассовый грузовик. И тут главное - проявить понимание и терпение. Не ругать за то, что «вот опять развела грязь» или «он снова сломал машинку», а попытаться обыграть эту ситуацию.
Предложить, например, вместе испечь настоящее печенье - ни один ребенок не откажется повозиться с тестом и налепить смешных фигурок. Ваш малыш хочет участвовать в воскресной уборке квартиры? Отлично. Дайте ему пожужжать пылесосом или вытереть пыль с полок (под вашим присмотром, конечно). Соберите вместе с ним разбросанные игрушки, а в следующий раз ненавязчиво предложите сделать это самому в рамках игры «я помогаю маме». Не бойтесь поручать малышу несложные задания, и он будет ощущать свою сопричастность, нужность и полезность. Такие простые, казалось бы, вещи будут постепенно формировать у него навыки самостоятельности.
Лучше я сама!
Одна из причин, почему дети часто оказываются неприспособленными к жизни, состоит в том, что часто родителям все проще сделать самим. Бесконечно ждать, пока ваше сокровище самостоятельно натянет носки, причешется, доест овсянку, умоется - а вы и так в диком цейтноте и опаздываете на работу, - кажется невыносимым. И с языка слетают фразы типа «давай я сама» или «ты не умеешь, у меня лучше получится». И ребенок, во-первых, привыкает к мысли, что напрягаться не стоит, за него и так все сделают. А во-вторых, и это гораздо хуже, начинает думать - на своем уровне, - что он «плохой» и только создает родителям лишние проблемы своим неумением делать что-то так же быстро, как и они.
Развитие любого навыка требует терпения. Потратьте пару часов в выходной, чтобы спокойно и медленно показать малышу, как застегиваются пуговицы, завязываются шнурки, надеваются варежки. А потом устраивайте соревнования - кто быстрей это сделает, и не забывайте иногда поддаваться. Дети не менее азартны, чем мы с вами, и любая возможность поиграть, а тем более выиграть, здорово их стимулирует. Если постоянно практиковать такие вещи - во всех сферах жизни ребенка, - то первичный посыл «поиграть» перейдет в целеустремленность, в желание добиться реальных успехов.
Две противоположности.
Воспитывая самостоятельность у ребенка в раннем возрасте очень важно выбрать верную тактику.
Гиперопека - это когда активно гасится любая инициатива ребенка, попытка что-нибудь сделать самому и мотивируется это, казалось бы, совершенно естественными материнскими страхами и инстинктами: «ты еще слишком маленький», «тебе это будет сложно», «не бегай, упадешь», «не трогай, порежешься» и так далее. Ребенка не пускают в реальную жизнь, защищают от малейшей неприятности. Постепенно маленький человечек привыкает к тому, что за него все сделают, и настолько свыкается с навязанной ролью, что в дальнейшем даже не пытается что-то изменить. А его подавленная потребность в самостоятельности выражается в том, что он третирует родителей, требуя все больше и больше внимания, не способен к нормальному контакту с другими детьми и постепенно превращается в маленького невротика.
Результатом такой манеры воспитания может стать инфантилизм - задержка в развитии, проявляющаяся в том, что взрослый уже человек демонстрирует физические и психические черты, свойственные ребенку: капризность, замкнутость, невозможность принятия самостоятельных решений.
Другая крайность - это частичное или полное самоустранение от поддержки и одобрения самостоятельных действий ребенка по принципу «сам научится со временем». Пуская все на самотек, не замечая и не поощряя попыток малыша что-либо сделать самому, родители тормозят в нем процесс развития. Получается, что у ребенка нет стимула приобретать какие-то новые знания и навыки. Малыша обязательно нужно хвалить. Понятно, что, если, стараясь помочь, он разбил дорогую тарелку или уронил тщательно приготовленный салат, вам практически невозможно удержаться от выплеска негативных эмоций. Не сдерживайтесь - пусть он увидит ваше огорчение. Но дайте малышу понять, что вы оценили саму его попытку помочь - «спасибо, солнышко, но давай в следующий раз попробуем сделать это аккуратней». Дети, в отличие от нас, взрослых, очень хорошо учатся на собственных ошибках.
Несколько практических советов:
Когда малыш впервые что-то пытается сделать сам, не останавливайте его (если, конечно, это не угрожает его здоровью). Первоначальные его действия будут «подражательными», но постепенно он осознает связь, например, между «навел порядок - стало чисто» и начнет действовать целенаправленно.
Не пытайтесь облегчить ему жизнь (и себе заодно), делая за него его «работу». Ребенку все равно придется учиться элементарным вещам. Не станете же вы до совершеннолетия своего малыша чистить ему зубы или кормить с ложечки.
Постепенно приучайте ребенка к тому, что есть какие-то вещи, которые он должен делать сам: например, складывать свою одежду, книжки, умываться, убирать за собой, и делать это регулярно, даже если ему лень или он капризничает. Нужно, чтобы это вошло в привычку, а привычка - в правило.
Позволяйте ему принимать самостоятельные решения: при выборе одежды в магазине или стрижки в парикмахерской (да, даже в пять лет у вашего сокровища могут быть свои представления о прекрасном). Ребенок поймет, что вы доверяете ему, и будет очень благодарен.
Если ребенок мечтает о домашнем питомце, не отказывайте ему. Но предупредите, что основная забота ляжет на его плечи. Вовремя покормить, погулять, почистить клетку или аквариум - это серьезная ответственность. А ответственность - необходимый и очень важный компонент самостоятельности.
Даже к маленькому ребенку относитесь серьезно, как ко взрослому, полноправному члену семьи, и, обсуждая что-то, не забывайте спросить о его мнении - это не только повышает самооценку, но и позволяет ребенку понять, что его решения - так же важны, как и решения взрослых.
Не стесняйтесь привлекать ребенка к домашним заботам, аргументируйте это тем, что «сами не справитесь», поощряйте его желание помочь, пусть даже по мелочи. Тогда в будущем, когда помощь вам будет действительно необходима, ваш ребенок никогда вам не откажет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Юлия ЛещенкоРекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
 Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.  Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.  Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
                 Спасибо за внимание!        
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
 Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.  Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.  Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Спасибо за внимание!