Проектная деятельность, как один из факторов развития творческой личности.


Проектная деятельность, как один из факторов развития творческой личности.
Узнать, на что ты способен,
и обеспечить себе возможность
реализовать свои способности –
в этом ключ к счастью.
Мы мыслим только тогда,
когда сталкиваемся с проблемой.
Джон ДьюиВ современном обществе к студенту предъявляются все более высокие требования, соответствие которым поможет ему во взрослой жизни, в профессиональной деятельности, в решении производственных и личных проблем.
Творческий подход в той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.  Каждый человек понимает, что развитие творческих способностей  – это залог воспитания гармонично развитой, интересной и креативной личности. Безусловно, у каждого человека творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у студента есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Что же такое "творческие способности"? Американский психолог Эрих Фромм предложил следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".
Хотят ли современные студенты самостоятельно познавать новое, любознательны ли они? Все это зависит от нас, взрослых.
У С. Маршака есть замечательное стихотворение:
Он взрослых изводил вопросом "почему?".
Его прозвали "маленький философ".
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "почему?".
Вот и подтверждение моих слов по поводу того, что именно от преподавателей, мастеров производственного обучения, родителей зависит на сколько студент будет вовлечен в познавательный процесс, в исследование нового и неизведанного.
Всегда ли нужно давать студенту ответ на интересующий его вопрос? Конечно же нет. Стоит дать возможность ему самому поработать с информацией и найти ответ. А педагогу помочь и направить обучающегося.
Каждый педагог использует на своих уроках и во внеурочной деятельности разные виды работы на развитие творческого потенциала.
Одним из видов такой работы является проектная деятельность, которая очень быстро заняла свою «нишу» в современном образовании.
Чем же интересна проектная деятельность?
Основная цель проектной деятельности – это развитие свободной творческой личности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы техникума, используя потенциал информационных ресурсов.
В чем же преимущества проектной деятельности? Во-первых, она позволяет решить проблему мотивации. На уровне планирования проекта необходимо сформулировать задачи так, чтобы они не имели заранее известных решений. Постепенно студенты учатся формулировать задачи самостоятельно. Во-вторых, студенты могут выбрать задание, соответствующее их личным способностям и интересам. В-третьих, в процессе проектной деятельности студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. В-четвертых, проектная деятельность тесно связана с применением новейших компьютерных технологий.
Существует ряд базовых требований к использованию метода проектов на занятиях:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
Можно сказать, что именно проектная методика создает требования, которые необходимы для развития личности: отсутствие правил, ограничивающих ход мысли студентов; предоставление им полной самостоятельности; создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в ходе поисковой деятельности.
В переводе с латинского проект - это брошенный вперед, а проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Поэтому идея метода проекта – это направленность на результат, на изменение окружающей среды, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.
В ходе организации проектной деятельности преподаватель не должен сдерживать инициативы студентов и делать то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно, он должен учить их анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Студенты должны чувствовать, что это их работа, а чтобы эта работа была организованной, необходимо проводить с ними консультации по проектной деятельности, знакомить их с видами проектов и их структурой. Мне в этом плане повезло, помимо основных моих дисциплин информатика и физика, я преподаю предметы «Проектная деятельность» и «Информационные технологии в проектной деятельности».
Хочется обратить внимание на способ выбора темы проекта. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала “вспышка интереса” как побуждающее событие. Студенты должны быть заинтересованы в проекте. Они должны представлять не только задачу, но и пути её решения. Поэтому на первых этапах организации проектной деятельности, темы проектов предлагает преподаватель. А когда студенты в достаточной мере осваивают проектную деятельность, темы проектов выбирают они сами.
Проектная деятельность превращает преподавателя из носителя готовых знаний в организатора познавательной деятельности своих учеников, готового к постоянной консультативной помощи, способного осуществлять индивидуальный подход на любом этапе проектной деятельности.
Любой проект должен быть доведен до логического конца, а студенты - пройти все этапы проектирования. Так как результат проектной деятельности является самым важным для них, они должны почувствовать значимость своей идеи, своего проекта. Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формулируется в тему нового проекта.
Из своего опыта работы хочется рассказать о парном проекте моих студентов Тесаловской Дианы и Шемякина Сергея. Они начали создание книги из серии «Жизнь замечательных людей. Информатика». Проект действительно получился творческим, интересным и познавательным. Ребята разработали две главы «Ада Лавлейс – первая женщина программист» и «Чарльз Беббидж и его аналитическая машина. Вот как раз выбору темы этого проекта и предшествовала «вспышка интереса» студентов. Причем для каждого из них эта «вспышка» была своей. Сергея заинтересовала аналитическая машина Беббиджа. Он все не мог поверить, что это прообраз современного компьютера, а Диану заинтересовала женщина в бальном платье, которая непонятно каким образом связана с информатикой. В дальнейшем они выяснили, что эти знаменитые личности были связаны общей работой. Я, как руководитель проектов, предложила студентам объединить их интересы и усилия.
Проблему по выбранной теме ребята сформулировали так: с давних пор люди стремились создать «умные» машины. Известно, что в мире информатики таких людей множество. Хотелось бы узнать о некоторых из них более подробно.
Актуальность этого проекта заключается в следующем: информатика - наука точная и каждый следующий шаг в прогрессе делается на основе предыдущих, известных из истории. Поэтому важно знать исторические факты и открытия, а также людей, которые стоят за этими открытиями.
Цель проекта: на основе изученного материала начать создавать книгу из серии «Жизнь замечательных людей. Информатика», разделы о Чарльзе Бэббидже и его аналитической машине и Августе Аде Кинг – первой женщине-программисте и помощнице Чарльза Беббиджа.
Задачи:
Подобрать и изучить материала по выбранной теме.
Оформить этот материал в виде страниц книги.
Продуктом нашего проекта стали главы книги.
На защите проекта ребята сделали следующее заключение о своей работе:
В ходе выполнения своего проекта мы научились действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.
Познакомились с новым материалом по выбранной теме проекта.
Расширили свой кругозор.
Научились оформлять обложку и страницы книги, вставлять колонтитулы.
Научились работать в паре и в сотрудничестве с руководителем проекта.
Научились отстаивать свою точку зрения, вносить предложения.
Продуктом нашего проекта является книга «Жизнь замечательных людей. Информатика».
Нашу книгу можно использовать в дальнейшем на уроках информатики, как преподавателю, так и студентам, при изучении темы «История развития вычислительной техники», а также книгу можно использовать на внеклассных мероприятиях по информатике. Так же ребята предложили продолжить работу над книгой и написать следующие главы уже о других замечательных людях, так или иначе связанных с информатикой.
Очень кратко остановлюсь еще на одном творческом проекте – это информационный календарь на 2017-2018 учебный год, который мои выпускники придумали, изготовили и вручили в качестве подарка учебному заведению на выпускном.
Это коллективный творческий проект, который выполнялся на уроках информатики в качестве зачетной работы.
Этой работе предшествовала постановка проблемы перед студентами: «А что вы подарите учебному заведению на выпускном вечере?»
После бурных обсуждений группа решила, что лучший подарок – это подарок, изготовленный своими руками с любовью и душой. Так родилась идея изготовить календарь.
Каждая пара учеников разрабатывала одну страничку календаря. Были разработаны некоторые общие критерии, а в остальном каждой паре было предоставлено огромное пространство для творчества. Ну а общая работа по сбору календаря ещё более сплотила группу, показала, насколько каждый талантлив.
В заключение хочу отметить, что использование проектной деятельности готовит студентов к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Конечно, это очень трудоемкая и достаточно сложная работа, но модернизация России ведет к тому, что будут востребованы специалисты, которые умеют реализовывать исследовательские, научные, информационные, творческие и другие проекты, так как проектная деятельность позволяет человеку самостоятельно приобрести и усвоить материал в удобной и доступной форме, формирует навыки нестандартного мышления и творческого потенциала.