Доклад на тему: Игра как важное средство воспитания младших школьников 
                        Республиканское учебное заведение
Феодосийская общеобразовательная санаторная школа-интернат
             I-III ступеней Министерства образования и науки, 
           молодежи и спорта Автономной Республики Крым
                
             
        Игра как важное средство
воспитания младших школьников
 
     
                
   
      
 
                                               Воспитатель: Саюк Т.Б.                       
                                     2012г.  
            
            В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
           Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной  организо-
ванности и культуры взаимоотношений между педагогом и учащимися.
           В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпровожде-
ние, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
            Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
            Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает
лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. 
 Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании несет социальный характер. По Л.С.Выготскому: «Игра-это вид непродуктив-
ной деятельности, мотив которой заключается не а результатах, а в самом процессе».
Задачи игры:
- подготовка детей к жизни;
- способствовать адаптации ребенка к условиям социальной
  жизни в дальнейшем;
- организация учебно-познавательной деятельности;
- создание и укрепление детского коллектива.
Классификация игр
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы – дети познают форму, цвет объем, материал, мир животных, мир людей и т.д. Учащиеся I-II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.
Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых
сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу (они учат кукол, обучают друг друга). Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность
и формируют волевые чувства личности.
Дидактические игры. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
Спортивные игры. Дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости.
Интеллектуальные игры – игры-упражнения, «Что?Где?Когда?», настольные игры (шашки, шахматы).
            Игры могут классифицироваться :- по форме ( танцы, интеллектуальные, эстафеты);
- по месту проведения ( на воздухе, в помещении);
- по скорости и времени проведения 
 ( сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);
- по уровню организации ( спонтанные,       управляемые , стихийные
- по количеству участников
  (  индивидуальные , командные) ;
- по степени активности           
( малоподвижные, подвижные, «сидячие»); 
- по содержанию поставленных задач
   ( на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные)
           Условия эффективности игры
Свободное и добровольное включение детей в игру.
Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
   Педагогические требования к игре
 Дети должны хорошо понимать смысл игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
 Смысл  игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
 В игре дети должны руководствоваться при В игре дети должны руководствоваться приятыми в обществе нормами.
 В игре не должно унижаться достоинство ее участников.
 Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер ее участников.
При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
- не дублировать деятельность первой половины дня
  ( если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше    давать игры на развитие коммуникативных навыков или
   сюжетно-ролевые) ;- игра должна соответствовать возрасту, физическому и 
   психическому состоянию ребенка;
- играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил 
  подготовку уроков ;- использовать можно только педагогические игры
  ( психологические тренинги может проводить только   специалист)
   Роль игры в воспитании личности
          В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно также, как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
          Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.