Из опыта работы учителя биологии Приемы активного целеполагания на уроке.
Вострухина З. М., учитель биологии
НЧОУ «ДЕЛЬТА» Кировского района
Санкт – Петербурга
Приемы активного целеполагания на уроке (из опыта работы). В современной системе образования важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
От учащегося требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть навыками самоконтроля и самооценки. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:
• организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;
• в качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
• этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока
Остановимся на первом этапе урока – активноецелеполагание. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у учащегося. «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
В личностно — ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нём функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Поэтому цели должны быть: понятны, осознаны, реальны, достижимы. В реализации данный этап не прост, требует продуманных средств, приёмов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков активного целеполагания у обучающихся?
1. Создание проблемной ситуации, чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приёмы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. Объясню на примере: на уроке биологии в 7 классе на тему «Дыхательная система животных» вспоминаем, как осуществляется газообмен у растений. Обучающиеся повторяют уже имеющиеся у них знания о дыхании растений, необходимые для изучения новой темы. Создают проблему - «Как осуществляется газообмен у животных?» Далее обучающиеся продумывают проблемную ситуацию, определяют, что надо узнать, чему научится на этом уроке. Определяют цель урока.
2. Работа над понятием. Пример: обучающимся 7 класса предлагается для зрительного восприятия ряд жизненных процессов характерных для живых организмов. Например: дыхание, питание, выделение, пищеварение, размножение. Обучающиеся дают определения этим процессам, а процесс размножения вызывает затруднение (так как с этим процессом они не знакомы).Это и будет проблемной ситуацией. Обучающиеся находят определение в учебники процессу размножения. Определяют тему урока. Далее, от значения слова определяют цель урока и что нужно изучить.
3. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводиться к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставиться цель. Например, при изучении темы «Передвижение веществ у растений» зачитываю задание, которое учит понимать мир и работать с информацией учебника биологии. Текст задания: «В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина (проводящие пучки этого растения видны на просвет), некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает?» Ставится цель урока.
4. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Называется тема урока и предлагается обучающимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. На уроке можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели. Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни». Используемые глаголы в данной теме:
1. сравнить, чем отличается живой организм от неживого?
2. доказать что обмен веществ — главный признак жизни.
3. изучить процесс обмена веществ.
4.уметь проанализировать этот процесс и сделать вывод.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Традиционный
подход к целеполаганию Целеполагание «от ученика» Задачи этапа урока
(микроцели)
ознакомить учащихся с … будут знать узнают…
вспомнят…
выработать умения … будут уметь повторят…
научатся…
закрепить навык приобретут навык закрепят…
поупражняются…
воспитывать интерес к предмету смогут поразмышлять …
задуматься о …
смогут проявить … поразмышляют…
продемонстрируют…
Например, учебные цели темы «Азотосодержащие органические вещества» могут быть сформулированы следующим образом:
1. Учащиеся в ходе изучения темы смогут охарактеризовать состав, строение, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства, получение и применение азотосодержащих органических соединений: аминов, аминокислот, белков.
2. Учащиеся в ходе изучения темы смогут устанавливать взаимосвязи между различными классами органических веществ.
3. Учащиеся в ходе изучения темы смогут применять качественные реакции на азотосодержащие органические соединения для идентификации веществ.
4. Учащиеся в ходе изучения темы смогут выявить проблемы, связанные с применением азотосодержащих органических веществ, и возможные пути их решения.
Выводы:
Постановку целей обучающиеся осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий обучающихся, предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.