Урок по истории на тему Предпосылки образования Древнерусского государства (1 курс СПО, НПО)
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж
(ГБОУ СПО ТИПК)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ИСТОРИИ
«Предпосылки образования Древнерусского государства»
для всех специальностей СПО и НПО
Тольятти 2014
Ткаченко Т.С. Методическая разработка занятия по истории для студентов I курса». Учебно-методическое пособие для преподавателей истории. – Тольятти: изд. ГБОУ СПО ТИПК 2014 г. – 9 с.
Методическая разработка предназначена для проведения занятий по истории для студентов I курса, составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта на основе базовой учебной литературы.
Утверждено
протокол заседания научно-методического совета ГБОУ СПО ТИПК
№ _____ от «_____» ______________ 2014 г.
Председатель Чернова С.Н. ________________________/
УРОК «ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
Цели занятия:
рассказать о начале складывания государства Русь;
дать представление об организации власти князя;
показать социальную структуру Древнерусского государства;
познакомить с норманнской теорией возникновения государства у восточных славян.
Внутрипредметные связи:
750-1258 гг. правление династии Аббасидов в Багдаде, золотой век исламской культуры;
830 г. образование Великоморавской державы (просуществовала до 906 г., когда была завоевана мадьярами);
832-847 гг. набеги викингов на Ирландию;
835 г. набеги датчан на Англию;
843 г. Верденский договор, распад империи Карла Великого;
862 г. создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием;
919 г. конец Каролингской династии, королем Германии избран Генрих Саксонский;
936-973 гг. правление Оттона I в Германии;
960 г. образование Польского королевства;
962 г. провозглашение Оттона I императором, образование Священной Римской империи.
План урока:
1. Образование государства как важнейший этап в истории народа.
2. Управление государством у восточных славян.
3. Княжеское хозяйство.
4. Первые князья.
Основные понятия: государство, дань, вече, князь, дружина, полюдье, вотчина, зависимые люди, холоп, закуп, рядович, огнищанин, тиун, ключник.
Оборудование урока: карты «Славяне и их соседи в VII-IX вв.», «Византийская империя и славяне»; карточки с фрагментами исторических документов.
Образование государства как важнейший этап в развитии народа
Следует обратить особое внимание студентов на прогрессивность такого явления, как образование государства у восточных славян, на то, какие задачи оно решало. Необходимо особо подчеркнуть, что появление государства это не спонтанное явление, ему предшествует длительная эволюция общества.
Начинается занятие с напоминания о том, что такое государство вообще. Это можно сделать, активизировав знания студентов, полученные ими при изучении курсов истории древнего мира и средних веков.
Напомнить, что государство не возникает одномоментно, а складывается постепенно, в ходе длительной эволюции общества, выделения в нем различных социальных групп, появления знати, изменения экономических условий.
Важнейшими факторами складывания государства являются необходимость организации обороны и завоевательные походы. Процесс создания государства также связан с созданием городов и выделением одного из них как центра (столицы).
Для закрепления полученных знаний предлагается выполнить
познавательное задание: составьте на доске схему возникновения государства.
Заранее подготовленные карточки из плотной бумаги, на которых написаны характеристики отдельных этапов складывания государства:
Возникновение частной собственности.
Появление людей, способных установить и удерживать свою власть силой.
Совершенствование орудий труда.
Появление излишков продукции.
Переход от коллективного труда к индивидуальному труду.
Появление возможности эксплуатировать чужой труд.
Возникновение у членов общества противоположных интересов.
Грабительские походы в чужие земли.
Появление вождей и дружин.
Необходимость поддержания в обществе порядка.
Необходимость защиты от набегов врагов.
Переход от родовой общины к соседской.
Возникновение имущественного неравенства.
Возникновение государства.
Студенты должны при помощи магнитов расположить эти карточки на доске в нужном порядке. В работе следует задействовать как можно больше студентов , вызывая их по цепочке, одного за другим и давая возможность каждому поработать с одной карточкой. Можно сформировать группу экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения задания.
Говоря о предпосылках и причинах создания Древнерусского государства, следует сказать, что государство связало воедино разные земли и народы на основании общей власти и общих законов управления. Условия, при которых возникает государство, складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий. Большую роль в этом процессе сыграла военная угроза.
Полезно обратиться к изученному ранее материалу, задав студентам вопрос: как строились отношения славян с соседями? При ответе на этот вопрос обязательно должна быть использована карта, на которой показывается расселение всех называемых студентами народов.
Для поддержания внимания у всей группы во время ответов у доски можно назначить рецензентов, задача которых подметить все плюсы и минусы ответов.
Выслушав ответы, преподаватель вместе с рецензентами обобщает их, отмечая, что к IX в. у восточных славян сложились крупные союзы племен. Особо следует выделить два крупнейших союза ильменских словен и полян. Оба союза племен должны быть показаны на карте. Для этого к доске вызывается два человека. Таким образом, осуществляется формирование навыков работы с картой.
Далее преподаватель задает группе вопросы:
1) Какие племена могли входить в состав каждого из этих двух союзов?
2) В каких отношениях они были со своими соседями?
3) Что такое дань? За что и кому она выплачивается?
4) Какому народу платили дань ильменские словене, а какому поляне?
5) Предположите, что могло входить в состав дани, выплачиваемой славянами.
Управление государством у восточных славян
При изучении этого материала предлагаю использовать фрагмент из «Повести временных лет» (карточки с текстом документа раздаются на каждую парту):
«В год 6370 [862]. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
Вопросы к документу:
Почему славяне изгнали варягов?
Как повлияло это событие на жизнь славян?
Как можно было прекратить усобицы?
Далее учитель раскрывает содержание понятия «вече», говорит о роли этого органа в жизни восточных славян. После рассмотрения вопроса о полномочиях веча логично перейти к вопросу о взаимоотношениях веча и князя, а затем рассказать о полномочиях князя. Следует показать, что власть князя была ограничена вечевыми собраниями: без их одобрения князь не мог принять ни одного решения.
Полномочия князя сводились в основном к защите своих подданных. За выполнение этой функции он собирал с населения дань.
Работу над понятием «полюдье» рекомендуем строить с использованием картины К.В.Лебедева «Полюдье». На картине изображен сбор дани князем. На берегу широкой реки собрались общинники-смерды. Они принесли медвежьи, куньи, лисьи, беличьи шкуры, кадушки, ведра и горшки с зерном, медом, воском и маслом. Княжеский тиун принимает и считает принесенную дань. Потом ее перенесут на берег к лодкам.
Также на картине изображены князь в богатой одежде и шапке с плоским верхом и дружинники. Дружинники одеты в кольчуги и вооружены копьями, мечами, секирами и луками со стрелами. Они наблюдают за сбором дани.
Князь не только собирал дань, но и разбирал тяжбы и жалобы. К главной избе общины вынесли скамью, покрыли ее ковром, другой ковер постелили под ноги князю. За спиной князя стоит меченоша, держащий в руках меч и щит князя как знаки княжеской власти, а также самый старый, опытный дружинник, который помогает князю разбирать дела. Здесь же находится истец, рядом с ним склонился ответчик и стоят свидетели, которых привел истец.
Вместе внимательно рассматриваем картину, комментируя все, что на ней изображено.
Вопросы и задания для работы с картиной:
1) Кто собирает дань?
2) Какое время года изображено на картине? Когда князь начинал сбор дани?
3) Чем занимался князь во время полюдья?
4) Кто и почему платил дань князю?
5) Какие продукты и ценности составляли дань?
6) Кто принимал дань?
7) Как велся учет собираемой дани?
8) Кто сопровождал князя во время полюдья? Зачем?
9) Чем вооружена дружина князя?
10) Как разделялись обязанности старших и младших дружинников во время полюдья?
11) Как проходил княжеский суд?
12) Какие детали на картине указывают на то, что в IX в. на Руси уже существовало государство?
Так как князь собирал дань, опираясь на дружину, то здесь же рассматривается вопрос о взаимоотношениях князя и дружины и ее структуре.
Для изучения роли дружины в управлении государством предлагаем использовать фрагменты «Повести временных лет».
I. «В год 6479 [971]. ...И отправил [Святослав] послов к царю в Доростол... говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиной своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем, и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, того с нас и хватит». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей [воинов] к царю...»
Вопросы к документу:
О каких событиях рассказывается в документе? С каким царем Святослав хочет заключить мир?
Почему князь Святослав должен был совещаться с дружиной, чтобы принять решение, заключать договор с Византией или нет?
Мог ли он самостоятельно принять такое решение?
II. «В год 6463 [955]. ...Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.
...он же... говорил так: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».
Вопросы к документу:
Почему Святослава так беспокоило, что дружина начнет смеяться над ним, если он примет крещение?
Какие выводы о роли дружины в управлении государством можно сделать на основе анализа документа?
В заключение этой части урока необходимо четко сформулировать вывод: одна из важнейших особенностей зарождавшегося Древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть в нем делилась между князем и дружиной, с одной стороны, и городским вечем с другой.
Княжеское хозяйство
Главный вывод, к которому должны прийти в итоге изучения этого материала учащиеся, заключается в том, что Древнерусское государство состояло из людей, различавшихся по своему правовому и имущественному положению. Для этого необходимо вспомнить:
1) как возникает имущественное неравенство;
2) какие категории зависимого населения встречались ученикам в курсах истории древнего мира и средневековой Европы;
3) какие существуют виды зависимости;
4) чем различается положение временно и полностью зависимого человека.
Для рассмотрения вопроса о категориях зависимого населения у восточных славян рекомендуем использовать таблицу.
Зависимое население Древнерусского государства
Холопы княжьи
слуги
«Обельные» (полные): пленники, добровольно продавшие себя в рабство
Временные:
«закупы» долговая
зависимость
Занятия:
«рядовичи» служба по договору Занятия:
Таблица рисуется на доске и заполняется по ходу работы. Занятия холопов и их правовое положение рассматриваются студентами по учебнику и заносятся в таблицу.
Надо обязательно обратить внимание студентов на то, что тиуны, ключники и огнищане это названия должностей, а не характеристики правового положения.
Первые князья
Занятие завершается рассказом о первых князьях Древнерусского государства братьях Рюрике, Синеусе и Труворе, живших на севере, и Кие, Щеке и Хориве, владения которых находились в Приднепровье. Может быть предложено два варианта работы над этим материалом: рассказ преподавателя и работа студентов с отрывками из «Повести временных лет».
Первый вариант позволяет сэкономить время и дать возможность студентам отдохнуть; к нему можно прибегнуть в том случае, когда прием работы с документом уже использовался на занятиях.
Второй вариант позволяет активизировать познавательные способности студентов, удовлетворить их стремление к исследовательской деятельности. Однако этот вариант требует большего количества времени и усилий студентов, что необходимо учесть, особенно в итоговой части занятия.
Работа с документами
I. «В год 6370 [862]. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли они за море, к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти назывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус на Бело-озере, а третий, Трувор в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел властью один Рюрик...»
Вопросы к документу:
Почему возникла необходимость в княжеской власти?
Почему славяне обратились именно к варягам? Как складывались отношения между славянами и варягами в то время?
Можно ли считать варягов создателями Древнерусского государства? Почему?
II. «В год 6370 [862]. ...и над... всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим и платим дань их потомкам, хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».
Вопросы к документу:
Кому платили дань поляне до прихода Аскольда и Дира?
Как летописец определяет этническую принадлежность легендарных основателей Киева Кия, Щека и Хорива?
Можно ли считать их первыми русскими князьями?
Необходимо подчеркнуть иноземное происхождение первых русских князей. Причины приглашения иноземцев в качестве правителей можно рассмотреть в ходе мини-дискуссии в конце занятия. В более подготовленной группе обсуждение ведется без опоры на текст учебника, в менее подготовленном рекомендуется использовать учебник.
Данная проблема может также стать темой мини-сочинения, заданного на дом.
Самостоятельная работа:
прочитайте соответствующие записи конспекта, дополнительные материалы;
закончите заполнять таблицу (занятия холопов), если это не сделано на занятии;
напишите мини-сочинение на тему «Почему первые русские князья были иностранцами?».