Разработка внеклассного мероприятия Наркомания
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Наркомания – знак беды»
Продолжительность: 45 минут
Класс: 10
Ход мероприятия:
Ведущий1:
Кто тот герой, что придумал гашиш?
Если ты знаешь, чего ты молчишь?
Да, не найти на вопрос сей ответ:
Тот, кто придумал, того уже нет!
Взял прикурить, в кровь загнал ерунду,
Ты наркоман – ты у всех на виду.
Ты не подумал о жизни своей
Знаешь, осталось лишь несколько дней.
Ты не решил для себя, что потом –
Стать академиком или врачом,
Ты не подумал о жизни своей,
Знаешь, осталось лишь несколько дней.
Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть, кроме «Да», и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам «Нет»!
Ведущий 2:
В последнее время очень много говорят о наркомании и ее последствиях. Эта беда стала всемирной, и найти пути ее решения достаточно сложно. Уже не так редки слова: «Умер от передозировки», «Заразился СПИДом от шприца с наркотиком», «Покончил жизнь оттого, что не достал очередную дозу».
Ведущий 1
Наркомания… Это болезнь, которую человек выбирает себе добровольно, превращая себя в социальный труп. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. Более того, наркоман стремиться приобщить к своему увлечению других. Как уберечь себя и своих близких от этой «белой чумы»? Как не попасть в среду наркоманов? Как противостоять этой мании и остаться человеком достойным и счастливым? И ещё сотни вопросов «как» и «почему», на которые нужно искать ответы каждый день, формируя свою позицию непримирения и неприятия псевдосчастья и ложного удовольствия.
Ведущий 2
Мы предлагаем сегодня провести суд над наркотиком.
2 этап: ролевая игра
Секретарь: Всем встать! Суд идёт! Сегодня рассматривается дело по обвинению наркотических средств в преступлении против человечества (представляет участников процесса). На скамье подсудимых граждане: Героин, Морфин, ЛСД, Кокаин.
Судья: Прошу кратко объяснить суть слушаемого дела.
Секретарь: Опиаты (героин, морфин и др.). Употребление этих веществ вызывают радость, восторг и дают другие ощущения, которые трудно описать. При этом по силе ломки им нет равных. При передозировке опиатами происходит угнетение дыхательного центра, что ведёт к смерти от удушья. Характерной особенностью опиатов является постепенное снижение их эффекта. Для достижения аналогичных результатов наркоман вынужден постоянно увеличивать дозу. Зачастую эти вещества вводятся внутривенно, а это значительно увеличивает риск заражения гепатитом С и СПИДом.
Кокаин. Весь цикл развития и угасания эффекта укладывается в 30 минут. После окончания эффекта человек впадает в депрессию, появление которой тем сильнее и продолжительнее, чем дольше применялся кокаин. Эффект абстиненции длиться обычно около 10 дней и приводит к психозам. Зависимость от кокаина только психическая, но при этом одна из сильнейших, что приводит к нервному и психическому истощению.
Галлюциногены (LSD и др.) вызывают сильнейшие галлюцинации, когда звук не только «слышат», но и видят, А цвет или образ «слышат». Происходит нарушение восприятия времени и пространства. По силе психической зависимости галлюциногены находятся на середине условной шкалы.
(подсудимые выступают через образы в рисунках детей, т.е. как они представляют наркотики, если бы они имели человеческий облик).
Судья: Слово предоставляется обвинителю.
Прокурор: Ваша Честь, Господа присяжные заседатели, надеюсь, вы внимательно слушали секретаря, который достаточно полно и беспристрастно охарактеризовал наших подсудимых. Следствием установлено, что обвиняемые в течение многих веков совершают убийства как физические, так и моральные, способствуют деградации личности и целых поколений, истребляют население планеты, уродуют наше будущее. За это они заслуживают самого сурового наказания. Прошу заслушать показания свидетелей обвинения.
Секретарь: Ваша честь, так как по состоянию здоровья свидетели не могут присутствовать на нашем заседании, заслушаем выписки из «свидетельских показаний».
Свидетель 1
Мне 18 лет. Я – наркоманка. А ведь все началось с развлечения, с глупого детского любопытства. И пошло – поехало. Я всегда мечтала быть свободным человеком, а превратилась в рабу зараженного шприца. Ловлю свой призрачный кайф. И это все, что есть у меня. У меня такое чувство, что когда – то я действительно была, а теперь меня нет. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые так хотели смотреть на мир. Наркотики отучили меня радоваться жизни. Так нельзя жить: без надежды, без смысла. Я никогда никого не любила, не успела. Теперь уже и не успею. Я сама себя загубила. Я умру в одиночестве смертью наркоманки, бессмысленной смертью.
Свидетель 2
- Лена росла в благополучной семье. С отцом отношения были прекрасные, с матерью же, обладающей властным характером, она часто ссорилась. Однажды, после бурной сцены, решила уйти из дома. Бродила по улице без всякого смысла. Девочка симпатичная, конечно «клеились» мальчишки. Один даже понравился своим участием. «Брось, старушка, жизнь такая паскудная, забыться надо – предложил Виктор. – Пойдем» И она пошла.
Компания была немного странная, но ее здесь поняли. «Уколов не боишься?» - спросил Виктор. «Чего ты!» - удивилась Лена.
«Тогда попробуй». Попробовала. Стало легко и хорошо…
Потом было все: жизнь, в каких - то подвалах, страшных квартирах, одно непреодолимое желание – уколоться и забыться…
Лена умерла в 22 года от передозировки.
Свидетель 3
- Я думаю, что конец моей карьере видного специалиста, конец, если так можно выразиться, моей человеческой карьере наступил тогда, когда я, не имея уже денег на очередную дозу, продал первую книгу из своей библиотеки. Постепенно я продал все свои книги, лишь бы купить наркотики. Я оживлялся при виде наркотиков, я жил как во сне. Все больше сужался круг интересов. Бывали вспышки, какие-то проблески, но все реже и реже. Наркотик делал свое черное дело. Заманчивые перспективы, профессиональный рост, прекрасная семья – все осталось в прошлом.
Падать всегда легче, чем подниматься. И я падал.
Свидетель 4
- Не могу поверить! Ведь я так молода, а мне сегодня сказали, что я ВИЧ- инфицированная. Это несправедливо. Ведь моя жизнь только начинается. Я ведь укололась только один раз. Я знала, что наркотики – это вред, но я думала, что я смогу остановиться, но … Это уже не важно. Боже, о чем я думала? Где были мои глаза? Только один раз, и такое. За что? Я не хочу умирать. Как это страшно. Уже поздно.
Судья:
Все. Довольно, я не могу больше слушать это! Встать, суд идет. Сегодня по многим статьям обвиняется наркотик. Слово предоставляется стороне обвинения и защиты.
Обвинитель 1: Нам бы хотелось начать с последствий, которые возникают при употреблении наркотика.
Обвинитель 2:
Он может уничтожить твою душу…
Он может разрушить твое тело…
Он может лишить тебя свободы…
Обвинитель1:
Наркотик порождает проблемы:
- в школе – тебе больше не добиться успеха;
- в семье – ты теряешь контакт с близкими людьми;
- в твоем окружение – многие друзья перестают понимать тебя;
- настоящие чувства не для тебя.
Обвинитель 2:
Наркотик сделает тебя зависимым:
- вся твоя жизнь будет посвящена ему – ты можешь превратиться в раба;
- освобождение дается очень тяжело и, к сожалению, не всем;
- все самое ценное в твоей жизни будет уничтожено им.
Обвинитель 1:
Наркоманы лечатся, «сходят с иглы» очень редко. Это только в кино бывает. Нет в мире методики, которая бы полностью отбивала тягу к наркотикам. Зато есть люди, которые хотят, чтобы ты стал наркоманом. Они знают твои слабые места. Они могут играть на твоем любопытстве. Они могут оказаться рядом, когда тебе тяжело.
Обвинитель 2:
У наркомана часто возникают проблемы с законом:
- наркоманы плохо понимают, что такое честность, порядочность, наркомана легко подставить;
- хроническая нехватка денег плюс разрушение воли – результат ясен.
Обвинитель 1:
Наркотик влияет на психику:
- твои мысли уже не принадлежат тебе;
- твой разум засыпает, слабеет воля;
- твое будущее – ограниченность, перспектива – распад, направление движения – вниз.
Защитник 1:
Можно мне сказать! Представите ли вы себе больницу, где бы не употребляли наркотик? И делается это в благих намерениях. Людям облегчают боль, делают страдания легче.
Обвинитель 2:
Наркотик укорачивает жизнь:
- за удовольствия надо платить – отдавать самое дорогое;
- опасность заражения СПИДом – неминуемая смерть;
- окружение наркомана - сплошной криминал, убийство наркомана – обыденный случай;
Часто жить становится настолько «хорошо», что больше и не хочется.
Защитник 2:
Необходимо правильно использовать наркотик. Не его вина, что некоторые не могут им пользоваться. Наркотические вещества в небольших дозах поддерживают организм, улучшают настроение, например, некоторые писатели, артисты употребляют наркотики для развития таланта.
Обвинитель1:
Ты можешь получить от наркотика массу ощущений и переживаний – что бы ни было в начале, в конце концов, наркотик обманет тебя.
Защитник 1:
Может, стоит судить не наркотик, а людей, которые принимают его?
Обвинитель 2:
Вы просите судить не наркотик, а людей? Но большинство принимающих наркотики – подростки. Дети начинают принимать наркотики, потому что хотят чувствовать себя взрослыми, чтобы обратить на себя внимание, бросить вызов, делать как люди на телеэкране. Наркотик губит подростков, его и судить!
Секретарь: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Сегодня мне выпала нелёгкая работа. Я должна защищать наркогенные и наркотические вещества. Известно, что растительные наркотические вещества появились достаточно давно. С древних времён их употребляли в некоторых ритуальных и религиозных обычаях. Потом начали широко использовать в медицинских целях, они совершенно законно продавались в аптеках. В Средней Азии до сих пор употребляют отвар головок опийного мака в качестве успокающего и обезболивающего средства, которые принимают даже грудные дети, при плохом сне или болях в животе, а старики принимают при болях ревматического характера. Сегодня наркотические вещества применяют с целью обезболивания при хирургических операциях, или смертельно больные раком, чтобы облегчить страдания в последние дни своего существования. Подумайте только, сколько других препаратов существует сегодня, которые могут также причинить вред здоровью и вызывают привыкание. Тем не менее, они облегчают болезненное состояние человека и даже позволяют вылечить некоторые заболевания. Вы считаете, что именно подсудимые виновны в распространении такого явления как наркомания?! Нет, не они! «А кто же тогда?»- спросите вы. В этом виноваты сами люди! Они делают свой сознательный выбор, несмотря на то, что прекрасно осведомлены о последствиях наркомании. Пробовать или не пробовать наркотик – это выбор самого человека. Так будем же снисходительными к тем, кто сидит перед вами на скамье подсудимых, и не будем судить их за свою же собственную слабость и неумение вовремя сказать «НЕТ!»
Секретарь: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Преступники, которых мы видим на скамье подсудимых, ежедневно, ежеминутно совершают жестокие преступления и не заслуживают снисхождения! Вы обвиняетесь в том, что толкнули на преступный путь миллионы юношей и девушек, у тысяч детей вы отняли родителей, медленно убили десятки миллионов людей. Последствия вашей деятельности страшнее атомного взрыва. Ваше воздействие на организм необратимо. Быстрое разрушение здоровья, неадекватное поведение, снижение интеллектуального потенциала. Вы заставляете деградировать морально и физически, преждевременно погибать, не оправдав ожидания родителей. Если бы не ваше пагубное действие, миллионы молодых людей могли бы стать образованными людьми, иметь семьи, приносить пользу обществу. А вместо этого – искалеченные и поломанные судьбы! Вы обвиняетесь в том, что тысячи детей уже рождаются больными от родителей наркоманов. Наркомания – это глаза, оживляющиеся только при виде шприца. Это тела, корчащиеся в судорогах «ломки», это тяжёлое поражения мозга, сердца, печени! Это инфекционные и венерические болезни! Это – СПИД! Это тяжкие преступления во имя минутного облегчения! Это – самоубийства! Это – золото, оплаченное убитыми душами живых и кровью мёртвых! Это горе миллионов отцов и матерей, невостребованные таланты, преданные чувства, сломанные судьбы! И поэтому, я прошу для них самого сурового наказания: вечное изгнание из нашей жизни, из нашей страны, с нашей планеты!!!
Судья: Суд удаляется на совещание и вынесения приговора.
Секретарь: Всем встать, суд идёт.
Судья: Суд считает, что подсудимые виновны по всем статьям обвинения. Подсудимые Героин, ЛСД, Опиум и Морфин признаны виновными в преступлении против человечества. В запланированном убийстве миллионов молодых людей, одурманивании сознания и подмене истинных ценностей фальшивой эйфорией. В подрыве здоровья физического и психического сотен тысяч юношей и девушек, а также вовлечении всё новых и новых людей в число своих поклонников. Преступники приговариваются к высшей мере наказания – изгнанию, без права возвращения на территорию планеты Земля! Приговор окончателен и обжалованию не подлежит!
Ведущий 1: Мы закончили судебный процесс, но мы ещё будем возвращаться к этой теме. Борьба с наркоманией – это дело не одного, и не нескольких человек, а всего человечества. Каждый должен внести в эту борьбу свою маленькую лепту. И если наше сегодняшнее мероприятие заставит кого - то задуматься, постараться осмыслить всю информацию, мы буем считать, что цель проекта достигнута.
Завершить наше мероприятие мы хотим вашим голосованием: каждый из вас получил при входе 2 камня: белый (не виновен) и черный ( виновен). При выходе положите свой камень на одну из чаш весов, предварительно подумав виновен ли наркотик в искалеченных судьбах людей или нет.
Литература:
Б.М. Левин, М.Б. Левин «Наркомания и наркоманы» Москва «Просвещение, 1991
В.Н. Ягодинский «Уберечь от дурмана» Москва «Просвещение», 1989
Д.В. Колесов «Учителю о наркомании» Москва Московскиё Психолого-Социальный Институт, 1999
Журнал «Воспитание школьников» №7 стр. 53-59, №8 стр. 48-52 (2002г.); №7 (2001г.) стр. 40-42.
Интернет - сайты, содержащие исповеди наркоманов.
Использованная литература:
1. http://video.mail.ru/mail/bud.da/Society/758.html;
2. Управление воспитательным процессом в классе. – М.: «5 за знания», 2006. (Классному руководителю) – М. П. Нечаев;
3. Управляй собой. М.: Народное образование, 2005. Серия «Самосовершенствование личности» - Селевко Г. К.;
4. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы/ Н. И. Еременко. – М.: Глобус; Волгоград, 2008;