Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8» города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан


















Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.











Составила и провела:
учитель-логопед
Шигапова Р.Р.










март 2015г.
г. Агрыз
Цель: Совершенствование знаний, умений детей по обучению грамоте.
Задачи:
Продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные;
Учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;
Развивать мышление у детей, рассуждать, делать выводы;
Продолжать учить называть слова с заданным звуком;
Формировать навык индивидуальной и совместной работы;
Воспитывать трудолюбие, желание помогать.

Оборудование: картинки с изображением вещей, 2 подноса с синим и зеленым дном, комплект цветных фишек на каждого ребенка, звуковые схемы, тарелочка с мукой, блокнот и ручка.

Организация:
1) 2) 3)

Х Х Х


Ход.
До начала НОД детей с воспитателем вывести в приемную, открыть окно для проветривания. Затем закрыть окно и пригласить в комнату детей.
Л.: Ребята в группе было очень душно, поэтому я открыла окно, что бы освежить помещение. В комнату залетел ветер и раскидал на полу картинки. Теперь у нас беспорядок! Что же делать?
Д.: Собрать картинки.
Л.: Давайте вместе соберем картинки, чтобы у нас был порядок.
Собирают картинки.
Л.: Куда же теперь положить эти картинки? Ой, посмотрите здесь на столе лежат два подноса, один с синим дном, а другой с зеленым дном. Давайте разложим собранные картинки по этим подносам. Для этого нам нужно назвать, что изображено на картинке и определить с какого звука начинается слово, если с твердого согласного то кладем в поднос с синим дном, если с мягкого согласного, то в поднос с зеленым дном.
Выполняют задание.
Л.: Молодцы! Теперь проверте все ли картинки лежат в нужном подносе. Если кто-то увидит ошибку, поднимите руку, и мы проверим вместе.
Л.: Мы навели порядок и теперь можем присесть за столы.
Рассаживаются.
Л.: Ребята скажите, когда я к вам прихожу, чем обычно мы занимаемся?
Д.: Делаем звуковой анализ слова.
Л.: Верно. Сегодня я вам приготовила новое слово для звукового анализа. Чтобы его узнать нужно отгадать мою загадку : из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины. Если делаете тесто, положить меня должны. Что это?
Д.: Мука.
Л.: Посмотрите в моем блюдечке мука. Какая она?
Д.: Белая, чистая, мягкая, легкая, сыпучая.
Л.: Сейчас разделите слово МУКА на слоги с помощью хлопков. Поднимите столько пальчиков сколько слогов в этом слове.
Л.: Сосчитайте самостоятельно, сколько звуков в этом слове. Поднимите столько пальчиков сколько звуков в этом слове. Теперь давайте назовем их. Соня назови первый звук (М), Левик назови второй звук (У), Полина назови третий звук (К), Артем назови четвертый звук (А). Теперь каждый самостоятельно отметит эти звуки на своих звуковых схемах фишками.
Самостоятельная работа детей.
Л.: Теперь проверим у доски. Кто назовет и охарактеризует первый звук, отметит фишкой?
Работа у доски.
Р.: Первый звук М, он твердый согласный отмечаем синей фишкой. (так каждый звук).
Л.: На прошлой неделе я познакомила вас с понятием ударный гласный звук и безударный гласный звук. Кто помнит как определить ударный гласный звук?
Дети пробуют ответить.
Л.: Звук который во время произнесения слова выделяем голосом и является ударным гласным звуком и отмечаем его черной фишкой. Давайте вместе произнесем слово МУКА, я буду вести пальчиком под своей схемой, а вы ведите под своей. Читаем МУКААА. Какой звук выделили голосом? Попробуйте самостоятельно его отметить на своей звуковой схеме.
Л.: Иделия назови ударный гласный звук.
Р.: А, над ним ставим черную фишку.
Л.: Спартак назови, какой звук является безударным гласным звуком.
Р.: Безударный гласный звук У.
Л.: Молодцы.
Л.: Ребята я вчера искала рецепт чтобы сегодня приготовить вкусный ужин. Сегодня мне нужно купить продукты для приготовления. Но я забыла, какие продукты были написаны в том рецепте, помню только, что они начинались со звуков М, МЬ, К, КЬ. Поможете мне вспомнить эти продукты?
Д.: Да.
Л.: Вы будете называть, а я буду записывать, что бы снова не забыть. А чтобы было удобнее мы разделимся на две команды, первый ряд называет продукты которые начинаются со звуков М,МЬ, второй ряд со звуков К, КЬ. Буду подходить к каждому и записывать.
Логопед подходит к каждому по очереди и записывает в блокнот.
Масло, мандарины, макароны, майонез, мясо, молоко, морковь, мука, мармелад, мороженое, морковь, маргарин, малина, мед.
Капуста, киви, картофель, кабачок, киви, каравай, карамель, кофе, какао, кетчуп, конфеты, кефир, курица, круассан, карп, кукуруза.
Л.: Спасибо ребята, сегодня по этому списку я куплю продукты вы мне очень помогли. Вы сегодня трудились, и я хочу дотронуться до ваших ладоней, я думаю, кто сегодня очень хорошо занимался у них ладони горячие, протяните свои ладошки.
Логопед дотрагивается до каждых ладоней.
Л.: Спасибо вам можете идти отдыхать.
15