Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Итоговая НОД по речевому развитию в старшей группе
Цель: Выявление степени овладения детьми устной речью, умения выражать свои мысли, составлять описательный рассказ самостоятельно или при помощи мнемотаблиц, выделять звуки в словах и делать звуковой анализ слов
Задачи:
Закреплять умение детей составлять связный рассказ по картине самостоятельно или с помощью мнемотаблиц.
Совершенствовать представления детей о звуковой основе речи, о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые, мягкие)
Материал: картины «Ежи», «Лиса с лисятами»
«Белка с бельчатами», листы а4, цветные карандаши (красный, синий, зелёный)
Ход занятия:
1 часть:
Дети стоят стайкой, загадываю загадки:
-Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной. Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Еж.)
Быстрый маленький зверек По деревьям скок-поскок.
(Белка.)
-Пойдемте к столам и я покажу вам отгадки. Затем,
предлагаю рассмотреть картину, которая называется «Лиса с лисятами».
Дети рассматривают картину «Лиса с лисятами».
-Какая лиса?
Дети. Рыжая, пушистая, быстрая, хитрая.
-Что она может делать?
Дети. Охотиться, подкрадываться, хитрить.
Далее рассматривается картина «Белка с бельчатами».
Воспитатель задает аналогичные вопросы.
Дети рассматривают картину «Ежи». Отвечают на вопросы.
- Какой еж? Что он делает? С чем можно сравнить ежа? -. Перед вами несколько картин. Придумайте рассказ по любой из них. Расскажите вначале, когда, где и как звери играли, что они делали, а затем о том, что изображено на картине. Не забывайте — рассказ должен быть законченным.
Дети рассказывают по одному рассказу, тем детям, которые затрудняются составить описательный рассказ предлагаю мнемотаблицу, как подсказку. Убираю картины.
Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Имитируются движения) .Давайте поиграем в игру «Шишка», я начинаю предложение, а вы заканчивайте.
-Что растет на елке? Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
-Про какие шишки говорится в первой части стихотворения и про какие во второй части?
Дети отвечают.
-Подберите к слову «шишка» созвучные слова.
Дети. Малышка, мышка, мишка.
-Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
-Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла. (шишка). Давайте составим рассказ про белочку, которая встретила волка. (сначала скажите, какая была белочка?
Дети. Смелая, веселая, шустрая, находчивая.-. А волк какой?
Дети. Злой, сердитый, недобрый.
- Я начну рассказывать, а вы заканчивайте.Рассказ сопровождаю мнемотаблицей.
-Как-то раз белочка побежала погулять. и шишек набрать. Она залезла. на высокую сосну. А на сосне шишек. много, видимо- невидимо. Только сорвала первую шишку. увидела волка. Но белочка. не испугалась. Она бросила. шишку прямо на волка. На лбу у него. выросла шишка.
-Молодцы!
2часть:
-А теперь сделаем звуковой анализ слова «белка»
Возьмите листочки и цветные карандаши и с помощью цвета нарисуйте схему, дети самостоятельно выполняют задание.
- Проверим правильно ли мы выполнили задание.
(вызываю ребёнка к доске и делаем звуковой анализ слова «белка» с помощью фишек, проговаривая свои действия.)
Рефлексия: предлагаю детям оценить свою работу на занятии как доволен –звёздочку нарисовать, интересно- флажок, с кучно –тучку.
-мы сегодня молодцы, составляли рассказы про ежа, лису и белку смелую, веселую, шуструю, находчивую. А ещё правильно сделали звуковой анализ слова «белка».Всем спасибо!