Урок внеклассного чтения. Сказка Гуси-лебеди
Урок внеклассного чтения в 4 классе.
Тема: Русские народные сказки. Сказка «гуси-лебеди»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
Познакомить со сказкой Гуси-лебеди, продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
Развивать умение работать в группе
Воспитывать уважение и интерес к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение работать в коллективе
Оборудование
Выставка книг -русские народные сказки
Выставка рисунков к сказке
3. Иллюстративный материал к сказке
4 Волшебный клубок, шкатулка, зеркало, нарисованная яблонька, разноцветные яблочки
Организация: класс разделён на группы, заранее определены капитаны групп, которые и рассказывают о сказках. По ходу урока звучит музыкальное сопровождение.
Ход урока
Организационный момент
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Мотивация учебной деятельности
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовётся чудо-Сказка!
-Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос «Кто, по вашему мнению
-Варианты детей
- У меня есть один сказочный предмет : вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного человека, а, может быть, и в мире. Но, это пока секрет.
3. Сообщение темы и задач урока
-Какие цели поставим на уроке?
-Что необходимо делать?
4. Проверка домашнего задания
Каждая группа по очереди пересказывают сказку «Гуси-лебеди», которую читали и пересказывали дома.
5.Актуализация опорных знаний
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушают сказки. Они возникли очень давно, Сказка играла раньше такую же роль, как и в наше время книги, газеты, журналы, радио, интернет. Сказка-это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и , даже, возможно, будущего. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
6. Восприятие нового материала
1 Выступление групп
1.Сказка-это жанр устного народного творчества, как и пословицы, загадки, песни, былины
Эти произведения создавались ещё в те времена, когда люди не знали письма, и передавались от одного человека к другому устно. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, каждый источник вносил в них что-то своё. Удивительный сказочный мир создании богатым воображением и творческой фантазией народа.
В сказках много красивых слов, пословиц и народных выражений. Эти народные слова и выражения помогают нам составить впечатление о далёком прошлом.
2.Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово- «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «Бахарями». Сказка -любимое развлечение и потеха. В исторической литературе 16-17 веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоёв населения.
«Царь Иван 4 не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы» Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в 17в. забавлялись во время пиров слушаньем сказок.
Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам. В ней показывается, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
3.Сказделятся на фольклёрные (народные) и авторские сказки. Фольклорные сказки не имеют автора и их история насчитывает сотни лет, их рассказывали странники, отставные солдаты.
Авторские сказки обычно написаны в народнопоэтическом стиле и имеют автора, по времени они гараздо моложе фольклорных. Среди известных сказочников П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Г.Х.Андерсон, Астрид Лингрен.
4.Фольклорные сказки делятся на следующиежанры: сказки о животных, где основными действующими именами являются животные, Они там разговаривают, совершают добрые или плохие поступки, ведут себя кА люди. Большая часть этих сказок содержит комичную составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем.
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки : Лиси и волк, Лисица и заяц, Кто петух и лиса, Лисица и журавль и т.д.
5.Волшебная сказка восходит своими корнями к глубокой древности. В них сохранились древние верования языческим богам.
Они более сложны, чем сказки о животных. Здесь главными героями являются люди, животные выступают как помощники (Серый волк, богатырский конь..).
Начинается сказка традиционными зачинами : «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили –были», Кончается сказка, как правило, богатым свадебным пиром и присловьем : «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «И стали они поживать и добра наживать». Основной герой русской волшебной сказки один. Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает тёмные силы сказочного царства, завоёвывает девицу-красавицу. Например, «Сказка Иван-Царевич и серый волк»
6. Сказка бытовая -её ещё называют социально-бытовой или сатирической. Местом действия бытовых сказок является русская деревня. Герой -деревенский бедняк, батрак или солдат, он воюет с барином, богатеем и попом. Бытовые сказки высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.
Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад. Эти сказки точно передают быт, обстоятельства народной жизни. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам. Например, «Каша из топора»
- Русские народные сказки очень разнообразны. Каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами.
-К какому типу относится данная сказка? Почему? Докажите.
-Но, есть ещё один вариант сказки «Гуси-лебеди», с которым мы должны познакомиться.
Чтение сказки детьми.
Физминутка
Первичное закрепление
Задания группам:
А) Написать на листочках сходства и различия сказок( работа группах), проверка.
Б) Викторина ( заранее распечатанные листы с заданиями раздаёт учитель)
1. Нильс полетел с гусями по доброй воле. А кого гуси унесли без спросу?
2. По дороге девочка встретила печь, яблоню и речку. Какой была эта девочка?
3. С чем играл Ванечка в избушке Бабы-Яги?
4. Кто помог брату и сестре убежать от Бабы-Яги?
5.Какой пирожок предложила съесть Манечке печка?
Что привезли детям родители из города?
В) Маша и Даша -дать характеристику девочкам.(качества личности)
Г) Восстановить последовательность событий
-Машенька встретилась с речкой
-Девочка в избушке Бабы-Яги
-Сестрица приводит домой братца
-Девочка встретилась с печкой
Гуси –лебеди унесли Иванушку
-Мышка помогает Машеньке
-Девочка всретилась с яблоней
Машенька бросилась догонять гусей
Д) Игра «Собери пазл»
Дети собирают иллюстрацию к сказке.
Итог урока
- Что вы узнали сегодня нового?
_Мы достигли целей, которые ставили в начале урока?
-Теперь мы можем открыть шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным человеком на уроке? ( в шкатулке зеркало и каждый видит себя_
-Правильно, без вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
9. Рефлексия
-Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и нашем уроке тоже есть такая. Но, на ней нет яблока. Давайте её оживим.
У каждого на столе лежат 3 вида яблок -красное, жёлтое, зелёное. Если вы считаете, что урок прошел интересно -прикрепите красное яблоко, если что-то не получилось- желтое, а если вам было сложно- зелёноё.
10. Домашнее задание
Причитать дома по 1 сказке любого жанра и написать аннотацию
11. Оценивании
12. Организованное окончание урока
15