Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольника
Тема: Использование художественной природоведческой литературы
в экологическом образовании дошкольника
Содержание
Значение детской природоведческой литературы…………… 3
Требования к подбору репертуара природоведческой книги в разных возрастных группах…………………………………………….. 7
Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах………………………………………………………. 15
Составить конспект занятия с использованием книги «Экология в картинах»……………………………………………………. 21
Изготовить самодельную книгу о природе………………….. 26
Литература……………………………………………………... 27
Значение детской природоведческой литературы
«…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…».
В. Бианки
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях, и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы (Н.Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).
Необходимость детской природоведческой книги впервые отметил В.Г.Белинский. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, В.Г.Белинский заметил отсутствие «толковых книг», дающих детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно-познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем царствам природы». Он подсказал основной способ изображения природы — одушевление, антропоморфизм: надо «…одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и порхающую по цветам бабочку. Надо дать детям почувствовать, что все это бесконечное разнообразие имеет единую душу, живет единою жизнию…».
Если проанализировать детскую литературу вообще, то вряд ли найдется автор, у которого нет произведения, где затрагивается тема природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Майков, В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовский, Б.Житков и многие другие. И одной из особенностей детской литературы является то, что природа отображается в ней различными художественными средствами. «Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной». Художественная литература считается одним из видов искусства, именно поэтому она позволяет воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства.
Природоведческая литература развивает у ребят чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Образное описание пор года, пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств: сопереживание, радость, восхищение, любовь ко всему живому. Художественная литература помогает формировать у детей бережное отношение к природе и желание заботиться о ней (С.Михалков «Прогулка», Г.Ладонников «Дикарь в лесу», В. Бианки «Лесная газета», «Дотерпят ли?», «Гололед», «Под ледяной крышей» и др.)
Художественное слово и художественная литература позволяют дополнить знания детей, закрепить их, уточнить. Природоведческая литература носит познавательных характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
При знакомстве ребят с художественными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе (Н.М.Павлова «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике), П. Воронько «Вишенка», «Виноград», «Липка»).
Природоведческая книга выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.
Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать (например, о половодье, ручье, реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т.д.). В этом могут помочь такие произведения, как В.Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», Е.Чарушин «Сорока», К.Д.Ушинский «Орел», «Лиса-патрикеевна», М.Пришвин «Лесной доктор», «Ребята и утята» и др.
Например, «Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит… Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает» (К.Д. Ушинский «Дятел»)
«Кого сорока увидит? стрекочет.
Что плохо лежит - она тут как тут.
Птичье гнездо приметит - яйца расклюет, птенцов нелетных съест…» (Е.Чарушин «Сорока»)
«Обманчивая погода в начале марта. Не хочет зима отступать по-хорошему. То метель закружит снежные вихри, то мороз заскрипит вроде бы от злости…» (В. Приходько «Капельные часы»).
Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе, дает возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью художественного слова и литературы систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия (В.Бианки «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесная газета», «Лесные домишки», Н. Сладков «Синичий запас», Н. Павлова «Зимняя пирушка» и др.)
« … На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг - ёжик…» (Г. Скребицкий «На лесной полянке»)
«…такая ледяная корка на снегу - крепкая, жесткая, скользкая - ее не разобьешь не слабыми лапками, ни клювом…» (В. Бианки «Гололед» из «Лесной газеты»).В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы. Особое значение приобретают обучающие свойства книги, формирующие само мышление, демонстрирующие методику овладения знаниями, развивающие логическое мышление, познание абстрактных понятий, умение сопоставлять, оценивать, отбирать, давать характеристики предметам и явлениям. Книга способствует развитию речи ребенка, его активного словаря.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного, включать в игру.
Итак, значение природоведческой литературы заключается в следующем.
1. Помогает обогащать знания детей: сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.
2. Научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.
3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.
4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах
5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.
6. Учит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.
Художественная литература помогает взрослым знакомить дошкольников с миром природы, формировать у детей осознано правильное отношение к природе.
Требования к подбору репертуара природоведческой книги в разных возрастных группах
Для того, чтобы природоведческая литература реализовала свою роль и заняла достойное место в ознакомлении дошкольников с природой, необходимо, при отборе художественных произведений природоведческого характера, опираться на следующие принципы:
сообщаемые автором сведения о природе должны быть научными, реалистичными;
связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами;
гуманизма.
Научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания, которые с каждым годом будут углубляться, что позволит должным образом подготовить детей к обучению в школе. Так как детям не интересны сухие научные тексты, то подчеркивается необходимость принципов единства содержания и художественной формы, занимательности и эмоциональности. Если ребенку интересно художественное произведение, то он более внимательно будет слушать его, у него возникнет желание услышать его еще раз, а из этого следует, что знания, которые педагог хотел передать ребенку через чтение данного произведения, усвоятся намного быстрее и останутся в памяти надолго.
Принцип гуманизма основан на выборе литературы, воспитывающей гуманное отношение ко всему живому. Этот принцип неотъемлем при выборе художественных произведений природоведческого характера для чтения детям раннего и дошкольного возраста. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка с окружающим миром и вся работа по ознакомлению детей с окружающим, в том числе и с природой, должна быть направлена на воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому.
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. Важнейшей особенностью детской книги является ее воздействие на читателя. Однако это может осуществиться, прежде всего, в том случае, если книга «отыщет своего читателя», то есть наиболее полно выполнит задачи воздействия на ребенка как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы, опираясь на данные педагогики и психологии.
Действенность книги связана с тем, чтобы в каждом возрастном периоде дошкольник получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому при использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Знания и представления об окружающей действительности должны быть изображены в форме, доступной детскому восприятию. Большое значение имеет и содержание природоведческой книги. Оно должно быть интересно и увлекать читателя. В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал.
Детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Познавательные функции реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей.
Эстетические функции книги реализуются через восприятие художественного образа, направлены на развитие эстетической сферы личности. Художественная литература развивает в детях художественно-образное восприятие действительности, умение познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит образному мышлению и выражению своих чувств и мыслей.
Если книга воспринимается эмоционально, она формирует соответствующие эмоции и по отношению к конкретной реальности, что помогает детям прояснять и осознавать нравственные оценки. Следовательно, эстетическое восприятие определяет нравственную позицию, формируя определенные свойства личности ребенка.
Большое значение на формирующийся эстетический вкус ребенка оказывают иллюстрации в книгах. Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. При выборе книги и иллюстраций в ней, необходимо учитывать особенности ребенка, специфику его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка. Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функции. Познавательная функция обеспечивается посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений. Воспитательная функция обеспечивается связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги. Иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги.
Как средство воспитания и обучения детей рассматривал иллюстрации К.Д. Ушинский, подчеркивая необходимость отражения в них познавательного и художественного начал. Последнее связано с выполнением иллюстрациями эстетических функций. Эстетическая функция иллюстрации определяется качеством ее исполнения, и тут важным критерием оценки становится критерий художественности. Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изображения расширить понимание текста, показать часть в границах целого или, наоборот, представить целое составляющими частями. Кроме того, иллюстрации способствуют формированию у читателя дополнительных переживаний, которые расширяют возможности воздействия книг для детей на эмоциональную сферу личности. Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком как точное отражение действительности, почти как сама действительность. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны. Иллюстрация в произведениях художественной литературы тесно связана с текстом и способствует пониманию его смысла. При выявлении связи иллюстрации с текстом необходимо особое внимание уделять деталям; к примеру, если, описывая одежду героя, автор называет красную рубаху - в иллюстрации она должна быть именно красной. Дети остро реагируют на конкретные детали, легко узнают их и именно по ним идентифицируют явления, предметы, события, персонажей. Поэтому деталь должна отличаться изобразительной точностью, связывать текст с рисунком. В художественной литературе, в сказках иллюстрации помогают понять смысл содержания, дополняя его, раскрывая оценку поступков и характеров героев, которые могут быть не совсем понятны из текста. Иллюстрация, передавая настроение повествования, выделяя главное в ситуации, помогает ребенку осмыслить повествование. Таким образом, в познавательной книге рисунок выполняет познавательные, дополняющие и эстетические функции, наряду с текстом формируя систему знаний и представлений детей об окружающем их мире.
В качестве основных можно назвать следующие требования к иллюстрациям книг для детей:
иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста;
мера, степень полноты отражения содержания в иллюстрациях должна определяться функциями, которые они выполняют; учитываются такие факторы, как возраст читателя, вид издания (например, книжка-картинка или альбом преимущественно представлены изобразительным рядом), специфика содержания произведения литературы.
Необходимо учитывать:
достоверность изображений, их схожесть с реальными предметами и явлениями, узнаваемость;
целостность иллюстративного ряда;
эстетическую ценность иллюстраций.
При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:
сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;
связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.
Приведем примеры.
Произведение Н. Павловой «Земляничка» рекомендовано детям первой младшей группы. В нем рассказывается, как росла Земляничка на полянке. Созрела, раскраснелась, вот и захотели ее все съесть — птичка, мышка, лягушка, змея. Тут тучка набежала, закапал дождик, и все прятаться побежали: птичка — на дерево, мышка — в норку, лягушка — под листок, змея — под корень. А ягодка умылась дождиком, заблестела и стала еще краше! Книга стремится расширить границы представлений ребенка о живом, опирающиеся у него на еще малый и небогатый жизненный опыт. Многое из того, что ребенку живым не кажется, вдруг прорастает трепетным растением, взлетает легкокрылой бабочкой. Природоведческая книжка многократно демонстрирует ребенку это «большое чудо» (именно так называется один из рассказов Н.М.Павловой), в это же ряд можно поставить ее же рассказы «Живая бусинка», «Луковка с радостью».
В старшей группе природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе и углублении их.
Список произведений, с которыми в течение года знакомятся дети, может включать произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях:
В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето? », «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги? » «Чей нос лучше? », «Зелёный пруд», «Мастера без топора», «Синичкин календарь».
И. Акимушкин «Жил-был медведь», Г. Ладонщиков «Медведь проснулся», С. Воронин «Моя берёза», Е. Чарушин «Что за зверь? », М. Пришвин «Золотой луг», С. Михалков «Ёлочка».
Приведем еще примерный перечень природоведческой художественной литературы для чтения и рассказывания детям старшего и подготовительного к школе возраста.
Бианки.В. «Птичьи разговоры, «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Замечательные дома», «Кто из чего строил себе дом?», «Готовятся к зиме», «Лес зимой», «Весны приметы», «Как Муравьишка домой спешил», «Кто чем поет?», «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?», «Теремок», «Снежная книга».
Воронин С. «Трусишка», «Полосатая спинка».
Дмитриев Ю. «Кто без крыльев летает?», «Кто в лесу живет и что в лесу растет?», «Рассказы моей полянки».
Онегов А. «На лесной полянке».
Павлова Н. «Мать - и - мачеха», «На козьей иве», «Ищи ягоды!», «Под кустом».
Паустовский К. «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Квакша», «Золотой луг», «Заботливый цветок».
Пришвин М. «Этажи леса», «Еж», «Недовольная лягушка», «Золотой луг», «Желтый и белый одуванчики», «Лесной доктор», «Ребята и утята», «Журка», «Дуб и Ель», «Гости».Сладков Н. «Неслух», «Синичий запас», «Синичкин календарь», «Как медведя переворачивали?», «Суд над декабрем», «Берлога», «Журавль», «Шмель», «Уж», «Мухомор», «Муравьи», «Шишка», «Имена зверей и птиц», «Кукушка», «Замор, «Целебные травы», «Санитар», «Медведь и Солнце». Диалоги – миниатюры. «Выдра и Ворон», «Барсук Медведь», «Сорока и Оляпка», «Дрозд и Сова», «Кто в моем доме живет?», «Кто такой?»
Снегирев Г. «Кто сажает лес?», «Скворец», «Хитрый бурундук», «Про оленей», «Про пингвинов», «Про птиц», «Как птицы и звери готовятся к зиме», «Дикий зверь», «В пустыне», «Кедр», «Загадочный зверь».
Соколов – Микитов И. «Весна, «Белки», «Еж».
Тамбиев А. «Сорока - белобока», «Кто в кустарниках живет?», «Кто просыпается к вечеру?», «Про кустарники».
Чаплина В. «Лесные жители».
Шим Э. «Камень, Ручей, Сосулька, и Солнце».
Ушинский К.Д. «Ветер и Солнце», Ручей», «Спор деревьев», «Дятел».
Чарушин Е. «На нашем дворе», «Томка», «Рябчонок», «Волчишко», «Медвежата».
Чарушина – Капустина Н. «Лесная сказка».
Произведение К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» рекомендовано для чтения детям в подготовительной к школе группе. В нем рассказывается о мальчике Фильке, который однажды зло накричал на коня, просящего у него хлеб, да еще и сильно ударил его. А конь этот был не простой, а «заслуженный» — раненый, пострадавший от врага во время боевых действий. И вот, не успели утихнуть Филькины жестокие слова, как навалилась на все село беда, грянул лютый мороз, сковавший мельницу и грозящий обречь людей на верную голодную смерть. Филькина бабушка говорила, что все беды приходят «от злобы людской» и «от охлаждения сердца». И мальчик на собственном опыте почувствовал, что значит быть причиной всеобщего несчастья. Однако ему хватило терпения, мужества и находчивости, чтобы исправить свой дурной поступок. Филька с буханкой свежего хлеба пошел мириться с конем, потому что «не только человеку извинения требуются». Трудно пришлось Фильке. Горько плакал он перед всей деревней, когда конь не хотел брать его хлеба. Мельник Панкрат уговорил коня: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем его обижать? Бери хлеб, мирись!» Конь, наконец, взял мягкими губами хлеб из рук Фильки. Все улыбались и радовались. Но больше всех радовался Филька. Ведь он одержал такую трудную победу над самим собой. Поборол в душе равнодушие и черствость и научился чувствовать боль и обиду других, ценить дружбу и уважение людей. Произведение К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» влияет на формирование нравственного сознания детей.
Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах
Система работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы включает в себя:
непосредственно-образовательную деятельность,
образовательную деятельность в ходе режимных моментов,
самостоятельную деятельность детей,
взаимодействие с семьями детей.
Решение задач экологического образования детей осуществляется в соответствии с принципом интеграции образовательных областей не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, и в самостоятельной деятельности детей. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.), поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации — диапозитивы или игрушки, картину и т. д.
Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия.
Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т.д.
Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.д. Воспитатель помогает детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении. Педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Например, в средней группе внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде.
В старшем возрасте интересные и полезные знания о диких животных дети почерпнут из книг: Л.Толстого «Зайцы», «Как волк угощал своих детей»; М.Пришвина «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь»; Е.Чарушина «Моя первая зоология» и др. Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели,— обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками.— Послушайте, что однажды увидел писатель М.Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н.Павловой, В.Бианки, Н.Сладкова. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н.М.Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н.М.Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).
Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Например, после ознакомления детей с комнатным растением «Бальзамин», можно прочитать стихотворение Е.Благининой «Огонек».
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. Ранней осенью педагог старается доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой. Поможет в этом не только непосредственное осязание красот осени, но и стихи, например, «Листопад» И.А.Бунина. Зимой, например, в младшей группе на прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения М.Познанской «Снег идет», А.Барто «Снег, снег».
В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о зиме как времени года. В системе работы по формированию представлений о природе зимой, воспитатель знакомит детей с произведениями К.Д.Ушинского «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи-зимы»; В.В.Бианки «Книга зимы», Н.И. ладкова «Декабрь», «Январь», «Февраль».
Свои представления о зиме дети могут выразить в рисунках, в создании «Зимнего альбома». Наблюдения за растениями зимой следует сочетать с чтением художественной литературы (Н.Павлова «Деревья зимой», «Зимняя игрушка», И.П.Токмакова «Деревья», С.А.Есенин «Береза» и др.). Рассказ В.Бианки «Под снегом на лугу» поможет закрепить представления, что под снегом растения не гибнут.
Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Можно сравнить книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н.Павловой «Разными глазами». Н.Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю.Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны. Или, например, описание весны имеется в книгах Н.Сладкова «Воробьишкина весна», Г.Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др. Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.
Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям. (В.В.Гербова). Педагог должен при чтении стихотворения или рассказа обратить внимание не только на его содержание, но и постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением. Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. (Н.Ф.Виноградова).
Художественное произведение, указывает А.М.Бородич, привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественные формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Составить конспект занятия с использованием книги
«Экология в картинах»
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности на тему «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Описание материала. По типу занятие – первично-ознакомительное и посвящено ознакомлению детей с особенностями жизни, местообитания и питания белых медведей. Оно разработано на основе программы С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и является частью цикла занятий, посвящённых чтению произведений В. Танасийчука «Экология в картинках». На данном этапе ребята получили представление о том, что такое глобус и о значении его цветовой гаммы.
Цели:
1.Расширить кругозор детей в части представлений о жизни, местообитании и питании белых медведей.
2.Развивать связную речь и умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, её живым объектам.
Задачи:•познакомить детей с произведением В. Танасийчука «Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу?»);
•создать условия для участия детей в беседе по сюжету иллюстрации С.Вохринцевой «Животные Севера» («Белая медведица и медвежонок»);
•упражнять в ведении диалога, в составлении полных предложений для ответов на вопросы;
•продолжить работу с глобусом: обратить внимание детей на то, что у основания глобуса – Север земли, там холодно, постоянная зима, а ниже, ближе к середине глобуса очень тепло; от местообитания животных зависит их жизнь и внешний вид.
Методы: словесные (чтение художественной литературы, беседа по вопросам, по сюжету иллюстрации, рассказ воспитателя), наглядно-демонстрационные; изобразительная деятельность.
Оборудование: демонстрационный столик (на нём лежат картинки животных, изображениями вниз, и стоит глобус), мольберт; книга «Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу?»); иллюстрации С.Вохринцевой «Животные севера» («Белая медведица и медвежонок»); изображения животных 10см х 10см: белые медведи, обезьяны, слоны, крокодилы, лягушки (по 2-3 разных изображения животных), и в коробочке маленькие изображения этих же животных (по одному); полоски липкой бумаги; глобус.
Ход занятия
I. Организационный момент. Воспитатель призывает детей встать около себя, и говорит о том, что они вместе отправятся в интересное путешествие на Север. А так как там очень холодно, то ребятам нужно одеться теплее: надеть кофту, штаны, шапку, куртку, валенки, шарф и рукавицы (дети имитируют движения надевания перечисленных вещей). Далее «одетым» детям нужно добраться до Севера: в машине, в поезде, в самолёте и в санях (дети имитируют соответствующие действия).
- Ну, вот мы и добрались! А теперь давайте знакомиться с Севером.Ребята садятся на стульчики, поставленные полукругом, и хлопают в ладоши. Перед ними демонстрационный столик с пособиями (глобус и иллюстрации животных 10 см х 10 см и маленького размера в коробочке) и мольберт.
II. Повторение пройденного материала. Воспитатель обращает внимание детей на глобус и организует беседу по вопросам:
- Что это?
- На что похож глобус?
- О чём нам рассказывает глобус?
III. Освоение нового материала.
- Где же находится Север? Кто может выйти и показать?- Правильно. Посмотрите, нет зелёного цвета, значит, нет зелёных лесов. Нет коричневого цвета, значит, нет земли. Зато белого цвета очень много, значит, Север покрыт… Чем?
- Правильно, снегом! И кто же живёт на этом холодном снежном Севере?Воспитатель выслушивает ответы детей. Говорит о том, правы они или нет.- Сегодня мы с вами особо поговорим об одном из животных Севера, а о ком, вы сейчас угадаете.
Воспитатель загадывает загадку о белом медведе.
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
Кто это?
- Правильно, это белый медведь.
Воспитатель помещает на мольберт иллюстрацию С. Вохринцевой «Белая медведица и медвежонок».
- И сегодня мы с вами поговорим о белых медведях. А поможет нам в этом рассказ, который называется «Почему белые медведи не живут в лесу?». Ребята, как вы думаете, почему белые медведи не живут в лесу?
Воспитатель выслушивает ответы детей, их предположения, занимая при этом нейтральную позицию и не вступая в обсуждение. Затем предлагает ребятам прочитать рассказ (см. приложение к занятию).
Воспитатель читает два первых абзаца и предлагает обратить внимание на иллюстрацию С. Вохринцевой «Белая медведица и медвежонок». Организуется беседа по сюжету иллюстрации по вопросам.
- Кто изображён на этой картине?
- Где живут белые медведи? (Воспитатель предлагает одному из детей подойти к столу, выбрать из коробочки изображение белого медведя и приклеить его на липкую ленту к глобусу в том месте, где изображён Север. А другому ребёнку найти дополнительные изображения белых медведей 10 см х 10 см и поставить на мольберт.)- Чем кормятся белые медведи?
- Что у медведицы в зубах? Кому она отдаст рыбу? Где она взяла её? Умеют ли медведи плавать? Что им помогает ловить рыбу?Воспитатель напоминает ребятам о том, что нужно отвечать на вопросы полными предложениями. Она ещё раз поясняет, как медведи охотятся на тюленей.
- Ребята, как вы думаете, что делает медведица зимой? Где она находится?Воспитатель рассказывает о том, что такое полярная ночь, о медвежьей берлоге и рождении медвежат.
- Но лето на Севере тоже есть. Что же делают белые медведи летом?Воспитатель говорит о том, что летом белые медведи кочуют по льдинам океана от одного пристанища земли к другому.
Физминутка.Воспитатель предлагает детям встать и немного отдохнуть. Ребята двигаются по всей группе, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы немного отдохнём
(садятся на корточки),
Снова встанем и пойдём
(встают и садятся на стульчики).
Далее воспитатель читает это отрывок снова и предлагает детям ответить на вопрос автора, который стоит в заголовке рассказа.Чтение той части рассказа, которая посвящена другим экзотическим животным, воспитатель чередует с вопросами.
- Где живут обезьяны? Слоны?
- Почему они не живут в наших лесах?
Также воспитатель, с названием каждого животного, одного из детей просит найти все изображения данного животного (10 см х 10 см) и выставить их на мольберт, а другого – взять маленькое изображение этого животного и приклеить с помощью липкой лены на то место глобуса, которое соответствует его местообитанию (по показу воспитателя). Данная практика заканчивается изображением лягушки, которая обитает и в России. И воспитатель говорит о том, что на следующем занятии они обязательно поговорят о лягушках и прочитают рассказ В. Танасийчука «Где зимуют лягушки?» (из книги «Экология в картинках»).
IV. Подведение итогов занятия.
Воспитатель предлагает ребятам составить совместный рассказ о белом медведе, особенностях его жизни и местообитании. Рассказ сопровождается направляющими вопросами воспитателя.
- Мы хорошо провели время на Севере, а теперь пришло время возвращаться. А возвращаться мы с вами будем на санях, в самолёте, в поезде и в машине.
Ребята вместе с воспитателем имитируют указанные движения. Воспитатель предлагает ребятам поиграть.
Приложение к занятию.
В. Танасийчук "Почему белые медведи не живут в лесу?"(из книги «Экология в картинках)
Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят. Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберётся к лунке, через которую тюлень по лёд нырнул, и ждёт. Всё вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лёд, медведь его лапой – хлоп! А лапа тяжёлая, когти длинные… .А как у нас прокормиться белому медведю? Да никак, ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. Да и белая шуба ему тут ни к чему – в лесу её издали видно.
Ну, а могли бы у нас жить слоны? Летом, наверное, хватило бы им веток и травы, но вот зимой в наших краях им есть нечего. Деревья голые, трава под снегом. Да и морозов им не выдержать – ведь шерсти у слонов нет. Они – южные животные и обитают там, где всегда тепло, где круглый год много вкусной, сочной зелени.
То же самое с обезьянами. Их еда – плоды, коренья, молодые листья, улитки, насекомые. Зимой ничего этого в наших лесах не найдёшь, да и шубёнка у мартышек не очень тёплая. От ночной прохлады в африканском лесу она защитит, а от морозов не спасёт. Недаром зимой в зоопарках всегда очень хорошо протапливают обезьянники.
О крокодилах и говорить нечего. Живут они в тёплых реках и озёрах, холодной воды терпеть не могут, льда и в глаза не видали. Не выжить крокодилу у нас.
Хоть и по-разному живут белые медведи, слоны и обезьяны, все они не приспособлены к жизни в наших краях. Значит, животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают? Совершенно верно. Вот и поговорим о тех, кто привычен к нашей природе, нашему климату. Начнём с самых обыкновенных лягушек.
Изготовить самодельную книгу о природе
Изготовлена самодельная книга о природе на тему «ЗАГАДКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».
Литература
Ельникова К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой [Текст]/ К.Ельникова // Дошкольное воспитание - 1979. - № 6.
Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение,1992.
Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.
Николаева С.Н. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008.
Танасийчук В.Н. Экология в картинках. - М.: Детская литература, 1989.