Правописание гласных и согласных в приставках
Урок русского языка
для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы
(по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)
«Правописание гласных и согласных в приставках»
Разработан
учителем русского языка
и литературы
МБОУ Сещинской СОШ
Бороновской
Валентиной
Михайловной
Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках.
Цель урока: дать понятие о приставке как значимой части слова, её роли в образовании слов; вспомнить изученное об изменяемых и неизменяемых приставках.
Задачи урока:
Образовательная: учить обнаруживать орфограммы и грамотно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках.
Развивающая: развивать умения выделять приставку; последовательно разбирать слова по составу.
Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности.
Методы и формы: наблюдения; беседа по вопросам; объяснение учителя; исследовательская работа; работа с таблицей.
Оборудование: таблицы; карточки; упражнения.
План урока
Организационный момент. Мотивация.
Повторение ранее изученного.
Изучение нового материала:
объяснение нового материала, его осознание, осмысление учениками.
Реализация исследовательской работы.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Подведение итогов работы. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент. Деятельность учителя и учеников. Мотивация.
Проверка домашнего задания:
Два ученика у доски письменно выполняют упражнение 416.
Класс в это время делает устный морфемный разбор.
Вопросы.
Изучение нового материала.
Слово учителя: «Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные под ударение, согласные перед гласными или сенсорными согласными. А можно ли проверить правописание приставок?» (проблемный диалог).
Учащиеся формулируют тему и цели урока. Запись темы урока.
Учитель: «Вы правильно решили, что правописание приставок зависит от того, изменяемая или неизменяемая приставка перед нами. Большинство приставок, кроме приставок на з- и с- и приставок пре- и при- , пишутся одинаково, независимо от их произношения. Их правописание можно проверить, например:
надколоть – надорвать – надрезать - надпилить
подождать – поднимать – подпол
промахнуться – промах.
Учитель: «Понаблюдайте за графическим оформлением и постарайтесь ответить на вопрос: как же можно проверить правописание приставок?»
Учащиеся читают и осмысливают теоретический материал учебника §82, стр.173.
Учитель: « Обратите внимание! Приставки пред-, пере- никогда не бывают под ударением, а значит не проверяются. Их следуют запомнить».
Работа со словариком. Словарный диктант, запись на доске.
Предчувствие, предъюбилейный, предпраздничный, преднамеренно, преддверие.
Самопроверка.
Проблемная ситуация.
Учитель: «Написание какой приставки вызывает у вас всегда трудности?» «Да, это приставка с- . Перед звонкими согласными происходит процесс озвончения. А перед глухими приставка пишется так, как и произносится. По законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости /глухости и мягкости/ твердости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверять правописание можно именно сонорными согласными. Запишите вместе со мной слова, запомните их правописание:
Сбить, сбор, сбегать, сгибать, сделать, сдался, сгоряча, сжать, сшить, сбить, сзади. Исследовательская работа.
Пути поиска: работая с таблицей, определите значение приставок. Запишите два-три примера на каждое значение, приставку выделите.
Значение приставок
Примеры
В- движение вперед, внутрь
Впустить, вбежать
Вы- движение наружу Выйти, выскочить
Пере- передвижение с места на место У-, от- удаление
При- - присоединение, приближение
Промежуточный вывод.
Выводится слайд на экран проектора.
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная, выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». (К. И. Чуковский)
Учитель: «Докажите правильность слов писателя. Образуйте от данных глаголов с помощью приставок новые слова. Составьте два глагольных словосочетания».
С-дать, звенеть, бежать, лететь, кричать
Вы-
Пере-
Работа в парах. Проверка задания.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Рефлексия.
Учитель: «Что нового о приставках мы узнали сегодня на уроке? К какому выводу пришли?»
Слайд презентации.
Задание 1.
Составьте слово: обговорить, думать, читать, петь.
Ответ: обдумать
Задание 2.
Из данных морфем соберите высказывание. Оно и будет главным итогом нашего урока.
Люб- к сво- истин- -е -н- овь -ая стран- -ей не- без -им- -мысл- -и к сво- -в- люб- -ему язык- -у
Ответ: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Паустовский.
Домашнее задание: § 82, упр.420, 421; выучить словарные слова.