«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»


«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Я работаю в обычной школе с концентрацией семей: с низким образовательным уровнем; неблагополучных и социально незащищенных. Отсюда, недостаточная учебная мотивация учащихся начальной школы, которая приводит к снижению уровня обученности и качества знаний по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Я задавала себе вопросы: “Но почему у учеников такой уровень знаний? Как помочь детям улучшить свои результаты?”
В своей работе искала методы и приемы, способствующие повышению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставила перед собой следующую задачу:
Как научить учиться младшего школьника в современных условиях?
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.
Только после встречи с авторами УМК “Начальная школа 21 века”, я поняла, что надо менять формы, методы и подходы к обучению.
Обучение по УМК строится с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желания детей учиться, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества.
Много лет я преподавала окружающий мир по УМК “Школа России”. Основными методами при ознакомлении с природой были рассказ учителя, беседа с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникла проблема: ребята пассивны на уроках, они запоминали слабо, так как учеба не заинтересовывала их. Я находилась в поиске, как сделать обучение ребенка радостным и интересным.
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир” по УМК - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", “Учимся познавать окружающий мир".
Особое внимание уделяется творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.
Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1-х и 2-х классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое"
Здесь созданы благоприятные условия для проектной деятельности учащихся. В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода - возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.
“Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Учебный проект – это совокупность задания учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной целью.
На мой взгляд, проект – это
П – практическое;
Р – решение;
О – обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива;
Е – единое;
К – коллективное;
Т – творчество.
Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять:
в подборе литературы и других источников информации по теме;
в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
в обсуждении собранного материала;
в подготовке текста выступления;
в моделировании, в том числе и компьютерном.
У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков, в первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) “Незнайка и его друзья”.
Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; воспитывать интерес к художественной литературе, развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников,
Этапы проведения КТР:
знакомство с творчеством Н.Носова
знакомство с книгой «Приключение Незнайки и его друзей»;
чтение книги
просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей»;
провели викторину «Коротышки из Цветочного города», разгадывали кроссворд
провели конкурс рисунков
на уроке труда сделали настольную игру- путешествие «Незнайка и его друзья»
В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.
По аналогии было выполнено КТР  "Календарь природы".
Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования и в этом учебном году – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.
Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.