Внеклассное мероприятие по астрономии Звёздный час 
                                 
                            Игра «Звёздный час»
Цели игры: активизировать познавательную активность учащихся, расширить кругозор, развивать логическое мышление, применять полученные знания к конкретным ситуациям, воспитывать интерес к предмету, формировать навыки общения, культуру поведения.
Оформление зала: 1.. На стенах зала портреты К.Э Циолковского, 
С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина. 
                                     2. Слова « Человечество не останется вечно на Земле, а в погоне за светом и пространством сначала несмело проникнет за пределы атмосферы, а потом завоюет всё околосолнечное пространство» (К.Э. Циолковский)
                                           Условия игры:
  1. В игре принимают участие две команды по 6 человек;
  2. На подготовку ответа даётся 1 мин.;
  3.Если команда ответила без подготовки, то 1 мин. остаётся в запасе;
  4. После каждой викторины жюри объявляет результат.
                                              Ход игры.
    Вступительное слово учителя: Мы живём в удивительное время, когда полёты в космос стали реальностью. Это произошло 12 апреля 1961 года. В этом году мы отмечаем 55 годовщину этого события. Космонавтика – одна из отраслей науки, которая имеет много тайн. Столетиями учёные и образованные люди мечтали о полётах в космос и рассуждали о строении Вселенной.
    Человек любопытен по своей природе и те возможности, которые дали полёты в космос, стали основой новых научно-технических открытий.
Мы преклоняемся перед мужеством первого лётчика-космонавта 
Ю.А. Гагарина, помним о заслугах всех исследователей космоса.
    Ведущий: Звёздное небо… Наверное нет человека, которого не поражала бы его красота и таинственность. Не зря древние греки дали всей звёздной Вселенной название  КОСМОС, что означает »украшение». И сегодня в игре мы проверим, что вы знаете об этом «украшении».
                                        
                                          1. Разминка. 
                        В честь каких богов названы планеты?
1.  Планета, названная именем богини весны и садов, любви и красоты. (Венера).
2.  Планета, названная именем бога, которого считали покровителем полей и урожая, отца Ромула и Рома – основателей Рима. ( Марс.)
3.  Планета, названная именем вестника олимпийских богов, покровителя пастухов, путешественников, бога торговли и прибыли. ( Меркурий.)
4.  Планета, названная именем римского бога посевов, покровителя земледелия. В греческой мифологии ему отвечает божество Кронос.
 ( Сатурн.)
5.  Планета, названная именем верхового бога, который скинул в Тартар своего  отца – тирана Кроноса. Атрибутами его власти считали щит-эгиду, скипетр и орла. (Юпитер.)
6.  Планета, названная именем бога родников, рек и морей. (Нептун.)
                                 Космическая викторина
1.  Синоним слова « космос». ( Вселенная.)
2.  Гигантские звёздные скопления. (Галактики.)
3.  Третья планета от Солнца. ( Земля.)
4.  Природный спутник Земли. ( Луна.)
5.  В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая Медведица.)
6.  Расстояние от Земли до Солнца. ( 150 млн км.)
7.  Сколько спутников имеет Марс? ( Два.)
8.  Какую планету открыли на « кончике пера»? ( Нептун.)
9.  Какой праздник нашего народа связан с днём равноденствия?
 ( Пасха.)
10. Хвостатое небесное тело. (Комета.)
11. Наибольшая планета Солнечной системы. (Юпитер.)
12. Специальный научно-исследовательский центр для проведения астрономических исследований. ( Обсерватория.)
 
                                      Имена в астрономии.
  1. Основатель теоретической космонавтики (К. Циолковский.)
  2. Творец Лунной трассы, пионер космонавтики. ( Ю. Кондратюк.)
  3.  Кто пилотировал первый корабль « Восток»? ( Ю. Гагарин.)
  4.  Основатель практической космонавтики. ( С. Королёв.)
  5.  Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос? ( А. Леонов.) 
  6.  Американский астронавт, который первым в истории человечества ступил на поверхность Луны. (Н. Амстронг.)                  
                         Презентация проекта « Звёзды».
 
 -Звёздное небо! Наверное нет такого человека, которого не удивляла  его красота и таинственность. Звёзды. Как и люди, рождаются, живут и умирают.
  -Рождаются звёзды в протозвёздном веществе, которое формируется в газопылевом облаке.
 - Звёзды – это газовые шары, похожие на Солнце, но расположены так далеко от нас, что имеют вид пятен, которые светятся.
  -После выгорания водорода в недрах звёзд её оболочка раздувается, и она превращается в гигант или сверхгигант.
  - Иногда две или несколько звёзд расположены близко одна к одной и вращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными. Две звезды в паре могут быть одинаковые, могут быть разными.
  - Среди них белый карлик.
  - И красный гигант.
   - Сверхновые вспыхивают неожиданно, их появление демонстрирует всю грандиозность этого явления, потому что их светимость во время вспышки увеличивается в десятки звёздных величин в течение нескольких дней.
  - Нейтронные звёзды получили такое название потому что в основном состоят из нейтронов. Из-за большой температуры вещество в ядре ионизируется. Нейтронные звёзды – конечный результат эволюции звёзд большой массы.
  - После взрыва обычно появляются пульсары.
  - Или чёрные дыры.
  - Массивные звёзды взрываются и сбрасывают оболочку, которая 
превращается в газопылевую туманность.
   То, что мы сделаны из пепла давно погасших звёзд,- это не просто красивая фраза. Она очень точно отражает события, которые происходят во Вселенной.
                 Презентация проекта » Симфония звёздного неба».
 
В центре Солнечной системы находится Солнце. Вокруг него вращается 8 планет: Меркурий, Венера, Земля , Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
  - Когда И . Кеплер открыл законы движения планет, он выдвинул гипотезу о существовании связанной с ним музыки. «Песня» каждой планеты зависит от её размеров, формы и изменения скорости движения. В понимании учёного каждая планета звучит в космосе, как нота.
  - Солнце, ближайшая  к нам звезда, а в космосе это нота « до ».
  - Меркурий даёт настоящий гул.
  - Венера звучит в диапазоне четвёртого тона.
  - Удивительную сказку нашептывает Земля.
  - Марс выдает звуки с быстрыми переходами, которые охватывают широкий диапазон тонов.
  - Звучание Юпитера похоже на звук работающих механизмов.
  - Таинственные мотивы Сатурна доходят до нас.
  - Пульсирующие звуки издаёт Уран.
  - Как настоящий бог морей, Нептун посылает нам порывы морского ветра.
  - С помощью электронно-вычислительной техники учёные дали нам возможность услышать эту музыку – музыку хрустальных сфер, которые неслышно для человека исполняют мировую симфонию.
                                             Итоги игры
За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за презентации-5баллов. Определяются самые активные участники от каждой команды. Награждаются победители.
                                            Литература
1. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной/ В.В. Евсюков. – Новосибирск :Наука,1988.
2. Космос: Научно- художественный сборник. – Л.: Детская литература,1982.
3. Энциклопедия для любознательных. Всё о космосе.- Х.: Клуб семейного досуга, 2008.
                  Государственное бюджетное образовательное учреждение
                                         Луганской Народной Республики
                       «Ровеньковская общеобразовательная школа № 9»
                  Из опыта педагогической деятельности
                                       
                                        Сценарий игры
                              «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
                                                                  Комиссарова  Зинаида                                            
                                                                  Николаевна       
                                                                  учитель физики 
                                                                  специалист высшей  категории
                                                                  Адрес учебного заведения:
                                                                  кв. Гагарина, 26  
                                                                  Государственное бюджетное                  
                                                                  образовательное учреждение                
                                                                  ЛНР « Ровеньковская  общеобразо-         
                                                          вательная школа № 9»  
                                             
                                            Ровеньки